УДК 81.11

Использование теории схем при начальном изучении китайского языка как иностранного

Чжэн Бэйбэй - Аспирант Уральского Федерального Университета.

Аннотация: С момента своего создания теория схем была оценена многими лингвистами в стране и за рубежом и широко применяется в преподавании языков. Опираясь на лингвистику и когнитивную психологию, современные лингвисты продолжают выдвигать новые теоретические и практические парадигмы применения теории схем в обучении языку. В последние годы значительно расширилась область применения теории схем: от обучения чтению до практики обучения аудированию при изучении иностранного языка.

В данной статье представлен учебный план, основанный на особенностях аудирования на начальном этапе изучения китайского языка. Данный учебный план составлен с целью сделать процесс обучения аудирования более легким и успешным, повысить способность студентов к восприятию речи на слух, а также сделать вклад в развитие обучения аудированию на начальном этапе изучения китайского языка как иностранного.

Ключевые слова: теория схем; обучение элементарному аудированию китайского языка как иностранного; модель обучения; разработка инструкций.

На начальном этапе обучения аудированию китайского языка как иностранного уровень понимания фонологического материала обучающимися зависит от взаимодействия фоновых и лингвистических знаний. Схемы — это когнитивные структуры в памяти, которые упрощают реальность, обрабатывают новую информацию и служат руководством при обучении элементарному аудированию. Схемы подразделяются на языковые, содержательные, форменные и стратегические. Способы обработки информации делятся на нисходящие, восходящие и взаимодействующие. С помощью педагогических экспериментов и метода звукового мышления принято сравнивать влияние традиционного обучения и теории схем на понимание речи на слух, чтобы понять процесс обработки информации учащимися и уровень развития схем. Преподаватели применяют многомерное обучение, основанное на представлениях студентов о слуховом восприятии, активизировать схемы, направлять диалоги, улучшать построение схем и анализировать слабые стороны для достижения более эффективного обучения китайскому языку.

Значимость и ценность исследования

Теория схем, широко используемая в преподавании второго языка, предполагает, что люди, получающие новую информацию, должны соотносить ее с известными идеями и опытом, опираясь на схемы в мозге при декодировании и кодировании. Феномен схем показывает положительную роль когнитивных конструкций в понимании информации. Когнитивная психология показывает, что теория схем помогает понять процесс обработки новой информации и направляет понимание на слух как активный процесс анализа и обобщения информации. При обучении аудированию отсутствие у студентов фоновых знаний или неумение правильно их использовать может повлиять на эффективность понимания на слух, которое представляет собой взаимодействие между существующей схемой слушателя и прослушиваемым дискурсом. Преподаватели должны поощрять студентов к созданию схем различных типов знаний, чтобы расширить их языковые и неязыковые знания. Хотя теория схем активно изучалась и применялась в преподавании английского языка, она сравнительно мало применялась в преподавании китайского языка как иностранного (CFL). Цель данного исследования – изучить способы применения теории схем в группах начального уровня изучения аудирования CFL.

Теория схем

Природа схем

Фредерик Чарльз Бартлетт впервые предложил понятие "схема" в 1751 году, а позже (Фредерик Бартлетт) официально предложил теорию схем в своей книге Memory и применил ее к изучению памяти и структуры знаний. В конце 1970-х годов теория схем получила дальнейшее развитие и уточнение благодаря усилиям специалистов по искусственному интеллекту. Согласно Куку (1997), схемы являются реакцией мозга на типичные ситуации и помогают людям быстро воспринимать объективный мир, активируя соответствующие фоновые знания. Румельхарт объяснил схемы как набор взаимодействующих структур знаний, хранящихся на иерархических уровнях в долговременной памяти, что составляет основной компонент когнитивных способностей.

Кратко охарактеризуем понятие «схема» — это способ хранения знаний в человеческом мозге, организованный вокруг определенной темы. В жизни люди сталкиваются с большим количеством организованных и иерархических знаний, которые взаимосвязаны между собой и образуют определенную структуру единиц знаний, то есть схем. Например, когда мы видим еду или ее фотографию, мы можем быстро вспомнить информацию, связанную с ее названием, цветом, формой и вкусом. Это говорит о том, что знания о еде хранятся в нашем мозге в виде единиц, которые формируют нашу когнитивную схему.

Теория схем имеет множество классификаций, наиболее применимых к процессу аудирования, включая лингвистическую схему, схему содержания и формальную схему. Лингвистическая схема охватывает основы фонологии, лексики и грамматики и является фундаментом для совершенствования навыков аудирования. Содержательная схема относится к фоновым и социокультурным знаниям, связанным с темой, и помогает понять тему и замысел корпуса. Формальная схема включает в себя организационные и риторические структуры различных типов текстов, и способность прогнозировать аудирование может быть улучшена путем приобретения этих знаний. Кроме того, схемы характеризуются иерархичностью, абстрактностью и гибкостью, образуя огромную сеть, которая постоянно развивается и меняется по мере накопления людьми знаний и опыта.

Модели понимания речи на слух в рамках теории схем

Существует две основные модели обработки информации - это "снизу вверх" и "сверху вниз". Эти две модели обработки информации в равной степени применимы к приему и обработке информации, передаваемой из внешнего мира в процессе восприятия речи на слух.

Модель "снизу вверх"

Модель обработки информации "снизу вверх" означает, что обработка информации мозгом постепенно расширяется от мельчайшей единицы языка до всей семантики. Происходит постепенный переход от слов и фраз к фразам и предложениям, а в конечном итоге - к пониманию всего дискурса. Эта модель согласуется с иерархической природой теории схем, которая активирует большую схему в сознании от схемы низшего уровня к схеме высшего уровня. Эта модель широко используется в преподавании иностранных языков в Китае, а процесс перехода от малого к большому и от низкого к высокому подчеркивает роль базовых языковых знаний учащегося и помогает построить новые схемы. Однако эта модель слишком сильно полагается на лексическое восприятие и может игнорировать целостную природу корпусной информации, хотя она по-прежнему является эффективным способом обработки информации для обучающихся, находящихся на начальном этапе изучения китайского языка как иностранного.

Модель "сверху вниз"

Модель обработки информации "сверху вниз" противоположен модели "снизу вверх", которая представляет собой процесс обработки информации от целого к локальному и от большого к малому. Схемы играют важную роль в этом процессе; когда поступает новая информация, мозг автоматически сопоставляет существующие схемы и объединяет их с предсказаниями или суждениями о новой информации, а затем проверяет или изменяет эти суждения. Эта модель обычно используется для обработки информации на родном языке, например для предсказания содержания новостей на основе одних только заголовков. Она увеличивает скорость обработки информации, помогает устранить двусмысленность, подчеркивает важность фоновых и дискурсивных знаний студентов, а студенты, знакомые с предметом, с большей вероятностью получат, проанализируют и оценят информацию, что способствует формированию новых схем.

Моделирование взаимодействия на основе теории схем

Модель взаимодействия, также известная как модель теории схем, — это модель взаимодействия при понимании прочитанного, предложенная Румхартом в 1977 году. Модель предполагает сочетание моделей обработки информации "снизу вверх" и "сверху вниз". Обучающийся получает подробную информацию, воспринимая низкоуровневую лингвистическую информацию, такую как лексика, фонология и семантика, и активирует в мозге фон абстрактных знаний для переработки информации. При обучении аудированию китайского языка как иностранного, на наш взгляд, целесообразнее использовать именно модель взаимодействия, что позволяет не делать акцент на направляющей роли фоновых знаний и сохранить привычный подход к обучению аудированию, улучшая таким образом понимание речи на слух.

Применение теории схем в обучении китайскому аудированию как иностранному языку

В процессе обучения студенты должны получить базовые знания языка и понять культурный фон, связанный с материалами для аудирования. Когда студенты слышат схемы, связанные с материалом, они могут быстро активировать хранящиеся в их мозгу знания схем, чтобы быстро понять содержание аудирования.

Прежде всего, использование теории схем при обучении аудированию китайского языка как иностранного может стимулировать интерес студентов к обучению и повысить энтузиазм как преподавателей, так и студентов. Этот метод также может изменить направленность традиционного обучения аудированию и сделать его более комплексным. В процессе обучения студентам необходимо пополнять свои знания, связанные с материалами для аудирования, и точно активировать существующие схемы содержания, чтобы повысить уровень восприятия речи на слух и беспрепятственно выполнять задания в аудитории. Недостаток какой-либо информации или знаний может привести к проблемам в обучении и застою в обучении. С помощью теории схем обучающиеся смогут активнее участвовать в занятиях по аудированию и познать радость от уроков аудирования.

Во-вторых, при обучении китайскому языку на слух обучающиеся опираются на имеющуюся языковую базу, дополняя ее новыми информационными знаниями, таким образом постепенно усваивая ключевую информацию в материалах для аудирования и осуществляя понимание от низкого уровня к высокому. Активизация фоновых схем в мозгу, связанных с прослушиваемым текстом, имеет решающее значение для успешного обучения аудированию, поэтому накопление фоновых знаний является важным для обучения китайскому языку на слух. По мере того, как обучающиеся накапливают больше схем, их обучение аудированию становится более плавным.

Активизация старых схем. Это подготовительный этап перед обучением элементарному уровню аудирования китайского языка как иностранного, на котором необходимо активировать уже хранящиеся в мозгу схемы, связанные с материалами, полученными на начальном этапе обучения, и в полной мере задействовать уже имеющиеся схемы для изучения и накопления новых знаний.

Для создания новых схем обычно используются картинки, PPT, записи, видео и т.д. Например, если на начальном этапе обучения студенты не понимают слово «тертая свинина со вкусом рыбы» (название блюда), преподаватель может воспроизвести видео о приготовлении тертой свинины со вкусом рыбы и дать простое объяснение, чтобы они смогли понять и установить новую языковую схему. Создание схемы содержания включает в себя задания, направленные на предсказывание темы прослушиваемого материала перед прослушиванием, а также размышления о содержании прослушивания.

Для закрепления новой схемы можно предложить обучающимся упорядочить свои записи и повторить услышанное. Например, после занятия преподаватель дополняет объяснение других видов спорта, таких как "баскетбол" и "волейбол", чтобы закрепить понимание обучающимися только что созданной схемы "футбол".

Сравнивая и анализируя результаты тестов по аудированию китайского языка в двух параллельных группах без использования и с использованием теории схем, мы пришли к выводу, что применение теории схем в преподавании китайского языка как иностранного является эффективным.

Список литературы

  1. YuLi. Ограничения гиперлингвистических схем при восприятии иностранного языка на слух[J]. Журнал Шэньсийского технологического института, 2003(02): 92-94.
  2. Кант И., (1781). Критика чистого разума.В книге Канта Великие книги западного мира42[М].Чикаго Уильям Бентон, Энциклопедия Britannica, Inc, 1952.
  3. Barlett, F.C. Remembering:A Study in Experimental and Social Psychology[M].Cambridge University Press, 1932.
  4. Piaget. Пиаже: структурализм [М]. Пекин: Коммерческое издательство, 1984: 2.
  5. Carrel, P.L. & J-C. Eisterhold, Schema theory and ESL reading pedagogy [J].TESOL Quarterly, 1983(17).
  6. LiYoufei. Анализ роли теории схем в понимании глав на слух в китайском языке как иностранном [D]. Гуанчжоу: Цзинаньский университет, 2006: 10.
  7. WuJian, Wan Duo. Активация схем и обучение аудированию на китайском языке как иностранном [J]. Журнал университета Цзиси, 2011, 11(01): 53-55.
  8. Rumelhart, D.E. Schemata:: The building blocks of cognition [A]. in Theoretical Issues in Reading Comprehension [C]. Hillsdale, N.J.: LawrenceErblaum Associates, 1980.