УДК 376

Современные методы диагностики речевых нарушений у детей: отечественный и зарубежный опыт

Дейненко Элеонора Айдаровна - магистрант Академии Психологии и Педагогики Южного Федерального Университета,

Кочевная Анна Константиновна - магистрант Академии Психологии и Педагогики Южного Федерального Университета.

Аннотация: В статье приводится сравнительный анализ традиционных и современных методов диагностики в российской и зарубежной научной и практической литературе. Подробный обзор методологических основ логопедии и последующая систематизация полученных данных о диагностических методах работы логопеду необходимы для выбора оптимальной стратегии проведения коррекционной работы.

 Ключевые слова: логопедия, диагностика речевых нарушений, методика логопедического обследования, патологии языка и речи.

Освоение родного языка и развитие речи являются важнейшими факторами становления личности ребенка, его психического развития, формирования мышления, воображения, памяти, эмоционального интеллекта. В этой связи своевременная всесторонняя диагностика речевых нарушений необходима для выбора оптимальной стратегии проведения коррекционной работы. Методика диагностики зависит, прежде всего, от вида языковых нарушений. В теории логопедии выявляют такие их виды, как «фонетическое нарушение речи или нарушение произношения отдельных звуков, фонетико-фонематическое нарушение речи, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, общее недоразвитие речи, нарушение темпа и ритма речи» [5]. Согласно Международной классификации болезней 11-го пересмотра к нарушениям развития речи и языка относят «нарушение развития звуков речи, беглости речи, развития языка, другие уточнённые и неуточненные нарушения развития речи и языка» [25]. Таким образом, можно заключить, что в основе разнообразия патологий языка и речи лежат различные факторы, оказывающие влияние на производство и восприятие речи, что в свою очередь приводит к разобщенности методик диагностики нарушений языка и речи, к разным вариантам нормы, которая определяется в зависимости от точки зрения и выбранного подхода.

В настоящее время накоплено большое количество разнообразных методик логопедического обследования, окончательный выбор методов диагностики не всегда бывает очевиден для специалиста. Из всего многообразия имеющихся диагностических методов логопед должен выбрать именно тот метод (или их совокупность), который позволит наиболее объективно определить уровень речевого развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

В этой связи актуальным является систематизация накопленных данных о диагностических методах, которые в своей работе может использовать логопед, с учетом полноты и точности количественной оценки собранных данных, а также принимая во внимание уровень качественной обработки первичной информации о пациентах.

Целью данной работы явилось проведение сравнительного анализа как традиционных, так и современных методов диагностики в российской и зарубежной научной и практической литературе.

В отечественной теории логопедии выделяют субъективные и объективные методы диагностики. К объективным относят функциональные и аппаратные методы. Тенденция к междисциплинарности знания со временем привела к интеграции лингвистики и медицины. Сегодня внимание исследователей привлекают прежде всего вопросы становления и развития таких смежных наук, как медицинская лингвистика, под которой понимается «набор конкретных видов лингвистических работ и услуг для медицины, и клиническая лингвистика, направленная на изучение патологий языка и речи» [10]. В связи с этим всё больший интерес на сегодняшний день представляют конвергентные исследования языка и речи, сочетающие применение медицинских и психолого-лингвистических методов исследования. Наиболее продуктивно данный междисциплинарный подход оправдал себя в диагностике и коррекции нарушений языка и речи.

Исследования функциональными методами проводятся с целью объективной оценки нарушений функции различных органов и физиологических систем организма (например, жевательная и глотательная проба). К аппаратным исследованиям относят ультразвуковое сканирование, электромиографические методы, лингводинамометрия и др. [2]. Также в эту группу можно включить использование специализированных компьютерных программ для диагностики нарушений и последующей коррекции. Информационные технологии являются перспективным средством логопедической работы с детьми c дефектами речи. Большинство специалистов уверены, что компьютерная диагностика больше подходит для работы с детьми, так как интересные простые задания увлекают их, а сбор данных и подсчет результатов для специалиста становится менее трудоемким и менее затратным по времени (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина) [8]. В России наиболее популярными программами диагностики среди логопедов являются следующие:

  1. «Цицерон. ЛОГО диакорр 1»;
  2. «Диагностика речевого развития ребенка дошкольного возраста» (DiagLite) О. А. Мельниковой;
  3. «Логопедическое обследование детей» В. М. Акименко;
  4. «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» Нурминского Е.В.

Однако наряду с вышеперечисленными технологиями по-прежнему используются так называемые субъективные методы, которые предполагают комплексный анализ речевых нарушений, выявляемых в ходе бесед, опросов, сбора анамнеза. Одним из первых исследователей, сформулировавших принципы анализа речевых нарушений, была Р. Е. Левина. В ее работах акцент сделан на том, что при анализе речевых нарушений следует учитывать «принцип развития, системного подхода и взаимосвязи речевых нарушений с другими аспектами психического развития ребенка» [3]. Понимание взаимосвязи языка и речи с физиологией человека привело к появлению исследований языка и речи в поле ряда нейронаук. Так, А. Р. Лурия, один из основателей нейропсихологии и нейролингвистики, положил начало разработке объективных методов комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости [7]. Результаты клинических исследований позволили ему и его ученикам в дальнейшем развить нейропсихологический подход к анализу речевых и языковых явлений и предложить свои методы исследования нарушений и патологий речи.

Когнитивная лингвистика, получившая бурное развитие в конце XX века, в свою очередь стала изучать усвоение и обработку информации человеком, способы ментальной репрезентации знаний с помощью языка [12]. В рамках когнитивной лингвистики осуществляются исследования процессов порождения и восприятия речевого высказывания, изучается взаимосвязь между языком и когнитивной деятельностью индивидуума. Изучение патологий речи и языка с позиции когнитивной лингвистики подразумевает исследования нарушений когнитивно-речевых процессов [12].

Методики диагностики комплексных речевых нарушений у детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) рассматриваются в работах О. Е. Громовой, К. Л. Печоры, Г. В. Чиркиной, Е. В. Шереметьевой. Так, О. Е. Громовой разработан опросник для родителей, позволяющий определить качественный и количественный состав пассивного словарного запаса ребенка, а также уровень сформированности устной речи. Полученные результаты соотносятся с возрастными нормативами, после чего выносится заключение: норма, задержка речевого развития, отнесение к группе риска.

Г. В. Чиркина подчеркивает, что для детей раннего развития актуальна диагностика строения и функционирования органов артикуляции, слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, понимания речи, объема пассивного и активного словаря. Для этого проводится опрос родителей и беседа с ребенком. Результаты обследования оцениваются по балльной системе, после чего составляется логопедическое заключение, выявляющее «неосложненную задержку, задержку речевого развития либо грубую задержку речевого развития» [11]. Похожие идеи выдвигает К. Л. Печора, предлагая схему эмоционально-делового общения с ребенком двух-трех лет для диагностики его нервно-психического развития. Специальную беседу и наблюдение описывает в своих работах и Е. В. Шереметьева. Эти методы позволяют ей изучить «двигательные предпосылки артикуляции, фонематического восприятия и интонационно-ритмического развития» [5].

Для детей от трех до шести лет используются более сложные методы. О. И. Крупенчук разработала речевую карту диагностики самых частых видов нарушений речей для детей дошкольного возраста. Речевая карта является эффективным инструментом, так как включает в себя «сбор анамнеза, исследование состояния речевого аппарата, голосовой функции и просодики, мимической и артикуляционной мускулатуры, звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов, грамматического строя, лексического запаса, понимания речи, связной речи» [6]. Пособие позволяет фиксировать материал и наблюдать динамику развития речи пациентов. Результаты обрабатываются по балльной системе. Среди недостатков пособия отмечается качество изображений, представленных в черно-белом формате, в результате чего дети не всегда узнают знакомые изображения.

 Более широкий подход к диагностике предлагает Г. А. Волкова, по мнению которой речевую деятельность нужно рассматривать как сложную многоуровневую функциональную систему. Комплексный психолого-педагогический анализ позволяет выявить как нарушение в отдельных компонентах речевой системы (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов), так и задержку развития речи в целом [2]. Для этого разработаны различные задания на выполнение физических упражнений, проверку произношения и связность речи. В этом же направлении работают Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, которые в своих исследованиях общего недоразвития речи обозначают общие психологические особенности детей с разным уровнем речевого развития. Для выявления этих особенностей ими разработан «диагностический альбом для оценки развития» [3]. Еще одним известным сторонником общей психолого-педагогической диагностики детей, предполагающей в том числе выявление речевых нарушений, является С. Д. Забрамная, которая предлагает принципы и методы, предполагающие беседу и демонстрацию определенных изображений [2].

В зарубежной научной литературе также наблюдается некоторая градация методик диагностики нарушения речи детей. Ряд методик можно отнести к общепсихологической или смешанной оценке когнитивных функций, другие же направлены исключительно на обследование речи. Так, в рамках традиционного комплексного подхода следует выделить, прежде всего, протокол из 10 шагов Л. Фабиано-Смит. Информация, собранная на основе фактических данных, позволяет проводить диагностику детей дошкольного возраста с различными расстройствами речи. При этом диагност должен «составить подробный анамнез, провести рутинные оценки, включая оценку периферического отдела речевого аппарата и полную оценку слуха, оценить связанность речи, фонетику речи, выполнить анализ ошибок, вычислить шаблоны фонологических ошибок, измерить фонологическую среднюю длину высказывания, проверить возбудимость нервной системы, количественно оценить разборчивость речи» [17].

Также к первой группе методов можно отнести Мюнхенскую функциональную диагностику развития детей раннего возраста (разработана под руководством профессора Т. Хельбрюгге), предусматривающую дифференцированную оценку психомоторного развития. «В основе диагностики лежит деление на восемь функциональных областей: ползание, сидение, хождение, хватание, перцепция, говорение, понимание речи и социальное поведение. Результат оценки выражается в месяцах. Например, задержка развития более чем на 1 месяц на первом году жизни является значимой. Функциональные области диагностируются методами наблюдения или провокации соответствующей реакции» [1]. Также описаны стандартизированные условия проведения исследования, четко оговорен тестовый материал.

Рассмотрим вторую группу методов, которые, как мы отмечали ранее, призваны анализировать исключительно речевые навыки детей. Для оценки речевого, точнее, коммуникативного развития детей младшего возраста очень популярен опросник МакАртура-Бейтс, который предполагает обследование детей в возрасте до трех лет. Это опросник для родителей, который позволяет собрать первичные данные о речевом развитии ребенка [18].

В Европе широко используется «Европейская батарея устной речи» для детей от четырех до двенадцати лет. Эта система тестов является наиболее полной, так как включает в себя оценку всех аспектов речи (тесты на артикуляцию, называние, семантическую и фонологическую беглость, тест на завершение предложений, различение фонем, понимание лексики, грамматики, понимание идиоматических выражений) [15]. Однако данный метод растянут во времени и предполагает довольно сложную процедуру оценки и анализа полученных результатов.

В США боле популярен «Языковой тест Бэнксона» [13], который исследует семантику (знание предметов, действий, функций, категорий), грамматику (морфологические и синтаксические правила) и прагматику (умение строить предложения). Результаты теста представляются в виде стандартизированных баллов, удобных для статистической обработки. Тест разработан для детей возраста от 3 до 6 лет.

Также следует отметить, что в работе с детьми наиболее удобными для оценки речи и диагностики нарушений оказались картиночные словарные тесты. Так «Картиночный словарный тест Пибоди» активно используется для анализа экспрессивной и импрессивной речи. Его преимущество состоит в том, что он может использоваться для детей от двух с половиной лет, а верхняя возрастная граница не обозначена [16].

Функциональным и аппаратным методам диагностики речевых нарушений за рубежом, как правило, в большей степени уделено внимание в специальной медицинской литературе. В логопедии их применение началось в конце 1980-х годов. Первой технологией, используемой для оценки мозговой активности во время речевого задания, была позитронно-эмиссионная томография, которая обнаруживает гамма-лучи, испускаемые радиоактивными индикаторами, введенными в организм, и может использоваться для измерения изменений в региональном мозговом кровотоке, что свидетельствует о локальной нервной активности [23].

 Дальнейшие технологические достижения в 1990-х годах привели к использованию магнитно-резонансной томографии (МРТ) для измерения гемодинамического ответа, метод, известный как функциональная МРТ. В начале 2000-х годов технология МРТ использовалась для изучения речевых нарушений, при этом разрабатывались передовые методы для картирования поражений на основе вокселей (VLSM – Voxel-based lesionsymptom mapping). VLSM анализирует взаимосвязь между повреждением тканей и поведенческими характеристиками, чтобы определить функциональную архитектуру мозга. Используя этот подход, ряд исследований позволил понять нейронные корреляты нарушений речеобразования [20].

Помимо перечисленных выше технологий, широко применяются различные компьютерные программы для выявления и устранения речевых нарушений. К популярным версиям относятся: PT Practice Pro от PT Billing Solution, Double Time Docs, CONNECT от Cedaron Medical [21]. В отличие от российских аналогов это комплексные решения для управления профессиональной деятельностью клиник и медицинских центров, которые, в числе прочего, предоставляют автоматически сгенерированный результат стандартизированного оценивания логопедической практики. Программы содержат обширные библиотеки данных для диагностики и инструменты оценки.

Кратко рассмотрев отечественные и зарубежные тенденции в диагностике речевых нарушений, можно сделать ряд выводов. Современная логопедия сталкивается с трудностями, обусловленными выбором подходящего метода диагностики в условиях их многообразия и постоянно меняющейся внешней среды, в том числе языковой. Большинство российских ученых склонны к разработке комплексного подхода, предполагающего включение речевого анализа в общий психолого-педагогический анализ. В российской теории логопедии можно выделить диагностику детей раннего развития (до трех лет), в которой особое внимание уделено физическому строению речевого аппарата, а также изучаются предпосылки к становлению речи и ее пониманию на слух. При этом в зарубежной литературе речь идет, прежде всего, о диагностике речевых нарушений детей дошкольного возраста (от трех-четырех лет и старше). Также зарубежные тесты более узконаправлены. Вместо диагноза «отставание речевого развития», как правило, выдаются рекомендации по коррекции конкретной области речи или языкознания. При этом как в России, так и за рубежом прослеживается тенденция к компьютеризации субъективных методов диагностики для оптимизации процедуры обследования.

Список литературы

  1. Бондарькова Ю. А. Роль Мюнхенской диагностики для оценки динамических изменений развития детей раннего возраста // «Специальное образование», №1, 2022. – С. 25–37.
  2. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
  3. Дяйкина В. В., Масленникова В. А. Современные методы и средства логопедической диагностики речевого развития детей раннего возраста // Специальное образование. 2021. №1 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-i-sredstva-logopedicheskoy-diagnostiki-rechevogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 10.12.2023).
  4. Заваденко Н.Н. Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей. Педиатрия. Consilium Medicum. 2019; 1:101–107.
  5. Коломиец С. В. Валидный инструментарий оценки когнитивных функций и речевого статуса детей с различными патологиями / С. В. Коломиец, Ю. С. Шот // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 4. — С. 106—129. — DOI: 10.24224/2227–1295-2023-12-4-106–129.
  6. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста. СПб.: Литера, 2020. – 32 с.
  7. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 768 с. — ISBN 978-5-4461-0836-7.
  8. Маренкова А. Б. Анализ использования компьютерных технологий в ходе диагностики речи детей дошкольного возраста на материале сравнения программно-методического комплекса «Лонгитюд» и других компьютерных программ // «Теория и практика современной науки» №1 (67), 2020. – С. 448–452.
  9. Ощепкова Е. С. Оценка развития речи у детей: обзор зарубежных методик // Вопросы психолингвистики №2 (44), 2021. – С. 110–123.
  10. Палютина З. Р. Медицинская лингвистика как новое научное направление: проблемы становления и развития // Медицинский вестник Башкортостана. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskaya-lingvistika-kak-novoe-nauchnoe-napravlenie-problemy-stanovleniya-i-razvitiya (дата обращения: 10.12.2023).
  11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
  12. Цидина О. В. Диагностические и коррекционные методики по выявлению и преодолению нарушений речевого развития // Международный студенческий научный вестник №4, 2022. – С. 84-92.
  13. Bankson, N.W., Mentis, М., Jagielko, J.R. (2018) BELT-3: Bankson Expressive Language Test. Third Edition. ProEd.
  14. Bauman-Waengler, J. A. Articulatory and Phonological Impairments: A Clinical Focus / J. A. Bauman-Waengler. – USA: Allen & Bacon, 2000. – 400 p.
  15. De Agostini, M., Metz-Lutz, M.N., Van Hout, A., Chavance, M., and Deloche, G. (1998) Oral Language Evaluation Battery of Aphasic Children: A French Standardization // Revue de Neuropsychologie. №8. P. 319–67.
  16. Dunn, L.M., Dunn, D.M. (2007) PPVT-4: Peabody picture vocabulary test Minneapolis, MN.: Pearson Assessments.
  17. Fabiano-Smith L. Standardized tests and the diagnosis of speech sound disorders // Perspectives of the ASHA special interest groups. – 2019. – Т. 4. – №. – P. 58–66.
  18. Fenson, L. (1993) MacArthur Communicative Development Inventories: User’s Guide.
  19. Hegde, M. N. Introduction to Communicative Disorders / M. N. Hegde. – 3rd ed. – Texas: ProEd, Austin, 2021. – 517 p.
  20. Itabashi R. et al. Damage to the left precentral gyrus is associated with apraxia of speech in acute stroke // Stroke. – 2016. – Т. 47. – №. – P. 31–36.
  21. Kiogora N. Children with speech and language disorders // International Academic Journal of Arts and Humanities. – 2021. – Т.1. – №. 2. – P. 360-376.
  22. Manning, W. H. Clinical Decision Making in Fluency Disorders / W. H. Manning. – Canada: Singular, 2021. – 533 p.
  23. Petersen S. E. et al. Positron emission tomographic studies of the cortical anatomy of single-word processing // Nature. – 1988. – Т. 331. – №. 6157. – P. 585–589.
  24. Wechsler, D. (2014) Wechsler intelligence scale for children. Fifth edition. Bloomington, MN: Pearson.
  25. Классы МКБ-11: Нарушения речи [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mkbonline/109034(Дата обращения 28.12.2023).