УДК 378.091

Концепция воспитательной работы куратора студенческих групп в условиях образовательной среды

Лю Сюй – аспирант кафедры социальной педагогики Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы формирования концепции воспитательной работы куратора вуза со студентами. Рассмотрено содержание концепции воспитательной работы куратора. Изучены цели и задачи, выполняемые куратором в студенческой среде. Рассмотрены основные функции работы куратора вуза. Определены системные действия при осуществлении работы куратором на разных этапах обучения студентов. Рассмотрена методика воспитательной работы куратора со студентами.

Ключевые слова: концепция, воспитательная работа, куратор, студенческая группа, образовательная среда, сплоченность.

Актуальность темы исследования заключается в том, что проблема социального воспитания молодежи в условиях образовательной среды имеет важное значение во все времена. Поскольку именно воспитание позволяет сформировать гармонично развитую личность с набором нравственных, моральных и этических качеств. Куратор студенческих групп выступает человеком, который берет на себя воспитательную функцию в коллективе и решает задачи по формированию внутренней среды в студенческом обществе, способствует достижению согласованности совместных интересов, а также созданию благоприятной психологической атмосферы.

Важно отметить, что современная Россия нуждается в продуманной системе воспитательной работы с молодежью в профессиональной школе [1, с.60].

Концепция воспитательной работы куратора в условиях образовательной среды должна строится на основе взаимосвязи учебного, культурного, воспитательного потенциала. Это поможет решить задачи интеллектуального развития молодежи, самореализации в обществе, а также проявления возможностей для творческой и общественной активности.

Считаем, что концепция должна содержать четкий план действий по их поэтапной реализации. Должна быть определена цель воспитательной работы, ее задачи, а также инструменты достижения поставленной цели.

В последние годы в вуз приходят абитуриенты свободолюбивые, знающие свои права, но уровень духовно-нравственных ценностей у них низкий [3, с.160].

Главной целью деятельности куратора в студенческой среде является создание максимально благоприятных условий для развития и воспитания молодежи. Таким образом, необходимо сформировать факторы и условия для образования дружной, работоспособной команды, которая будет являться единым целым коллективом, способным успешно решать учебные, творческие и воспитательные задачи.

При организации воспитательной работы куратора со студентами. куратор должен представлять личный пример для подражания и поведения. Сочетать высокую культуру с корректностью общения, уважения, доброжелательности по отношению к студентам. Среди основных задач, выполняемых куратором в студенческой среде являются следующие:

1) оказание помощи студентам в адаптации в студенческой среде;

2) создание благоприятной психологической атмосферы и климата в студенческом коллективе;

3) установление тесного контакта не только с обучающимися, но и их родителями;

4) формирование индивидуального подхода к каждому студенту;

5) привлечение студентов к различным видам деятельности, формирование у них заинтересованности;

6) приобщение студентов к культуре, искусству;

7) проведение профилактической работы по формированию здорового образа жизни и отказа от вредных привычек и т.д.

В практике ведения воспитательной работы выделяются следующие основные функции:

1) информационно-ориентированная – данная функция направлена на процесс информационного обеспечения студентов и их взаимодействие с университетом (информация о проведении различных мероприятий социально-воспитательного характера, научных и творческих мероприятий);

2) профессионально-адаптационная – функция, которая предполагает оказание помощи студентам со стороны куратора в выборе профессиональных установок и ценностей, как будущего специалиста;

3) диагностическая функция – заключается в выявлении студентов-лидеров, которые способны организовать деятельность органов студенческого самоуправления;

4) интеграционная функция – заключается в создании механизмов, направленных на сплочение группы, формирование общих интересов, ценностей и мотивации в достижении успеха;

5) организационная функция – предполагает организацию учебно-воспитательного процесса с активным использованием современных технологий обучения и воспитания с целью развития мышления студентов, творческих способностей и т.д.;

6) координирующая функция – заключается непосредственно в координации и объединении всех участников учебно-воспитательного процесса (кураторов, преподавателей, студентов, органов самоуправления);

7) контрольная функция – заключается в мониторинге за выполнением поставленных целей и задач в организации социально-воспитательной работы куратора в студенческом коллективе.

Процесс организации социально-воспитательной работы куратора должен включать планирование деятельности. С этой целью целесообразно вести дневник или составлять календарный план деятельности, который имеет четкую разбивку планируемых действий по месяцам и времени. Это позволяет систематизировать работу куратора и обеспечить ее непрерывность выполнения. Воспитательная работа куратора должна быть поэтапной в зависимости от года обучения студентов. Так, на первом курсе студенты нуждаются в особой поддержке и заботе куратора, поскольку осуществляется процесс их адаптации в студенческой среде. Куратор выступает своего рода, как «заботливый родитель» по отношению к ребенку. По мере взросления обучающиеся становятся более самостоятельными и осознанными в выполнении своих функций и обязанностей в вузе. Роль куратора на данном этапе постепенно меняется и трансформируется. Куратор уже выступает в роли советника, помощника, наблюдателя и контролера.

Современное воспитание должно строиться на формировании и развитии у молодежи, прежде всего, духовно-нравственных ценностей гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости [2, с.516].

План воспитательной работы куратора в вузе должен формироваться на основе Концепции воспитательной деятельности. Важно учитывать, что данный план может меняться, корректироваться с учетом времени, изменения нагрузки и т.д. При составлении плана воспитательной деятельности куратора должны быть учтены пожелания студентов (данные пожелания можно выявить при проведении анонимного социологического опроса в вузе).

На первом курсе обучения куратор должен уделить внимание проведению личностных бесед со студентами, направить работу на создание сплоченного коллектива. С этой целью могут проводиться различные общественные мероприятия такие, как кураторские часы, беседы, чаепития, посещение музеев, выставок, культурно-развлекательных программ и т.д.

На втором курсе необходимо привить навыки любви к выбранной профессии, сформировать чувство понимания и ответственности у студентов к выполнению своих обязанностей и поручений, а также привить интерес к расширению общекультурного и эстетического кругозора.

На третьем курсе куратор должен уделить основное внимание развитию профессионального мышления, стимулировать их интерес к самостоятельному познанию и изучению дисциплин, развивая творческое мышление и навыки научной работы.

На четвертом курсе студенты должны закреплять полученные знания, опыт и навыки работы на практике. На данном этапе куратор должен организовать поддержку студентов в период их профессионального становления и развития (шествовать над студентами в процессе прохождения ими практики, решать проблемные вопросы, встречаться вместе со студентами с профессиональными работниками и т.д.).

На пятом курсе куратор готовит студентов к выпуску и формирует у них осуществление организаторской и контрольной функции на всех заключительных этапах обучения (контроль выполнения выпускной квалификационной работы, сдачи экзаменов).

В Концепции воспитательной работы куратора со студенческими группами в образовательной среде также запланированы мероприятия гражданско-патриотического направления, духовно-нравственному развитию, культурно-эстетическому воспитанию, а также мероприятия по формированию здорового образа жизни обучающихся. При проведении комплекса мероприятий необходимо учитывать также учебную нагрузку студентов и наличие у них свободного времени. Мероприятия не должны отрывать студентов от их непосредственной учебной деятельности, а также утомлять и перегружать.

Следует отметить, что с развитием цифровых технологий очень удобно создавать чаты и группы для общения студентов между собой, а также куратором. Это способствует дополнительной сплоченности, налаживанию понимания и формирования культуры общения.

Важным средством воспитания является формирование единого общественного мнения и ценностных ориентаций среди студентов вуза. Поэтому со стороны куратора с первого курса необходимо приобщить студентов к уважению друг друга в коллективе, взаимопониманию, доброжелательности, умение подчинять личные интересы интересам коллектива, изменять свое мировоззрение и т.д. Считаем, что это поможет повысить эффективность обучающемуся в дальнейшем при формировании собственного жизненного пути и адаптации в реальной жизни.

Движение и развитие студенческого коллектива во многом зависит от количества общественно-полезных дел. Например, общие дела, объединенные одной целью, позволяют легко добиться сплочения коллектива (спортивные мероприятия, субботники, работа в ботаническом саду). В этом случае у студентов появляется дополнительный стимул и мотивация, а также желание оказать помощь друг другу и поддержку.

Методика воспитательной работы куратора должна быть основана на коллективном подходе и индивидуальном подходе. Индивидуальная работа является очень важной, поскольку она позволяет выявить различные проблемы в социально-воспитательной работе со студентами, сформировать необходимый «точечный» прием для дальнейшего взаимодействия в процессе осуществления социально-воспитательной работы. Важно помнить, что все люди неодинаковы по своей природе. Это обуславливает различие психологических особенностей человека, как личности. Одни являются более спокойными и уравновешенными, другие наоборот более активными и амбициозными. Важно учитывать эти особенности при разработке социально-воспитательной работы куратора вуза, что поможет избежать «сильных» реакций по отношению к предпринимаемым воспитательным действиям. В качестве индивидуальных методов и средств работы куратор вуза может использовать: личную беседу, внушение, обсуждение, разбор конкретной ситуации и т.д. Личная беседа куратора со студентом должна строиться на атмосфере дружелюбия и взаимопонимания. Куратор должен быть на равных со студентом для того, чтобы как можно ближе еще расположить к себе. Необходимо заботиться о каждом студенте, проявлять внимание, оказывать помощь и поддержку.

Таким образом, концепция воспитательной работы куратора со студентами в вузе основывается на комплексном подходе, включающем теорию и практику применения инструментов и механизмов по достижению целей и задач, главными из которых является формирование гармонично развитой личности в обществе с набором культурных и нравственных характеристик.

Список литературы

  1. Горшкова М.А. Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе // Актуальные проблемы образования. № 4. 2013. С. 60-64.
  2. Гумерова А. М. Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи // Молодой ученый. 2017. № 3 (137). С. 515-516.
  3. Мальчукова Н.Н. Кураторская деятельность как один из компонентов воспитательного процесса вуза // Педагогические науки. 2019. № 3(28). С. 160-167.
  4. Пешков В. А. Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе организации свободного времени молодежи // Молодой ученый. 2022. № 21 (101). С. 823-825.