УДК 796

Динамика технической подготовленности юных теннисистов 11-12 лет

Абитаев Иса Омарович - преподаватель кафедры Теории и Методики Тенниса, Настольного Тенниса и Бадминтона Российского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта, Молодёжи и Туризма,

Иванова Карина Александровна - ассистент кафедры Теории и Методики Тенниса, Настольного Тенниса и Бадминтона Российского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта, Молодёжи и Туризма. 

Аннотация: Цель исследования: определить техническую подготовленность юных теннисистов 11-12 лет. Материал и методы. В исследовании приняли участие 11 теннисистов в возрасте 11-12 лет (мальчики). Все спортсмены дали согласие на проведение обследований, которые проводятся в секции тенниса. Был определен уровень технической подготовленности юных теннисистов 11-12 лет. Тестирование было проведено на начало эксперимента и конец в 2023 году. Отбор тестов проводился в соответствии с программой для детско-юношеских спортивных школ. Для определения места технической подготовленности юных спортсменов было проведено тестирование по выбранным нами упражнениям. По результатам анализа, установлено, что тренировочный процесс необходимо направить на эффективное применение технических приемов в обучающих играх и соревнованиях.

Ключевые слова: теннис, техническая подготовка, юные теннисисты, физические качества, тренировочный процесс.

Вступление

Современный теннис предполагает участие в соревнованиях в детском возрасте и, следовательно, требует высокого уровня технической и физической подготовки юных спортсменов. Это особенно актуально для детей 11-12 лет, поскольку этот период является переходным для становления юного теннисиста. Возраст 11-12 лет предшествует пубертатному периоду, когда в организме ребенка происходят гормональные изменения [2]. Именно поэтому в этом возрасте организм ребенка уязвим, и при превышении оптимальных значений объема и интенсивности нагрузки легко возникает переутомление, перетренированность и повышенный травматизм. Таким образом, создается противоречие: современный теннис требует от юных спортсменов максимального развития и проявления всех уровней технической, тактической и физической подготовленности. Но подготовка теннисистов, особенно молодых, требует большой тщательности. Поэтому, чтобы создать оптимальные условия для развития юных спортсменов, необходимо определить: каким аспектам тренировок следует уделять наибольшее внимание; какие двигательные способности, физические качества, умения и навыки юных теннисистов взаимосвязаны; как определить ведущие качества юных спортсменов и индивидуальные особенности теннисистов для наиболее правильного построения тренировочного процесса [1].

Техническая подготовка – это один из самых важных видов подготовки в теннисе. Исследованиями технической подготовленности теннисистов занималось много специалистов тенниса, такие как Р.О. Бардин, М.Б. Пайков, Ч. Сяоцюань, А.А. Черняев, Г. Юйлун и др.

Таким образом, проблема повышения уровня технической подготовленности в тренировочном процессе является одной из актуальных задач в подготовке теннисистов.

Цель работы: определить техническую подготовленность юных теннисистов 11-12 лет.

В работе применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Ход исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе спортивного комплекса ДЮСШ г. Москва в течении тренировочного периода в 2023 году. В исследовании приняли участие 10 теннисистов в возрасте 11-12 лет (мальчики). Все спортсмены дали согласие на проведение обследований.

Для определения уровня технической подготовленности теннисистов 11-12 лет были использованы методы педагогического тестирования. Отбор тестов проводился в соответствии с программой для детско-юношеских спортивных школ. Тестирование проводилось до и после проведения формирующего эксперимента.

Для контроля технической подготовленности теннисистов 11-12 лет использовались следующие упражнения:

«Удары по мячу после отскока от стенки» – предлагалось без остановки выполнить максимальное количество ударов по отскоку о стенку. На расстоянии 1,2 м от пола проводилась «линия сетки». Считались только те удары, что попали выше «линии сетки». На выполнение упражнения давалось 2 попытки. Засчитывалась лучшая.

«Удар по мячу с отскока через сетку с корзиной» – необходимо выполнить 16 ударов справа и слева с отскока по диагонали (по линии) по удобно наброшенному тренером мячу в обозначенный «коридор» (1,5х1,5 м), темп ударов по мячу – 6 раз за 1 минуту. На выполнение упражнения давалось 2 попытки. Засчитывалась лучшая.

«Подача через сетку в мишень» – необходимо было выполнить 10 подач – 5 ударов в первое поле подачи и 5 ударов – во второе поле подачи без перерывов. Во исполнение давалась 1 попытка.

«Удар взлета через сетку в коридор» – испытуемому необходимо выполнить 10 ударов взлета по удобно накину-поэтому тренером мячу по диагонали в обозначенный «коридор» (1,5х1,5 м.). На выполнение давалось 2 попытки. Засчитывалась лучшая [3, c. 65].

Педагогическое тестирование позволило определить и оценить показатели уровня технической подготовленности юных теннисистов в тренировочном процессе. Тестирование проводилось с целью оперативного контроля показателей.

Результаты исследования

В данном исследовании выявлялись изменения показателей технической подготовленности теннисистов в подготовительном периоде.

На первичных тестированиях высокого балла не получил ни один спортсмен. Определились следующие контрольные оценки за упражнения:

– «удар взлета через сетку»: «4» получили 20% теннисистов, «3» – 30%, «2» – 50%;

– «удар по мячу после отскока от стенки»: «3» и «2» получили по 50% теннисистов;

– «удар по отскоку через сетку»: «3» – 10%, «2» – 20%, «1» – 70%;

– «подача через сетку в мишень»: «3» – 10%, «2» – 70%, «1» – 20% спортсменов.

Такие результаты можно объяснить окончанием спортивного сезона и снижением спортивной формы.

Рассматривая результаты, полученные на вторичных тестированиях, в конце экспериментальной части исследования, можно отметить, что показатели контрольных тестирований значительно улучшились по сравнению с началом 2023 года (Таблица 1).

Анализ результатов исследования, которые получены в начале и конце эксперимента выявил достоверные изменения (таблица. 1).

Таблица 1. Изменения показателей технической подготовленности во время исследования.

Тест

Количество попаданий, 5 (tm)

Достоверность изменений

В начале

В конце

В начале, t Р

В конце t Р

удар взлета через сетку

4.75*0.58

8.1*0.52

1.5 >0,05

3 <0.05

удар по мячу с отскока от стенки

33.25*2,2

48,4*3,97

0.05 >0.05

3.4 <0.05

удар по отскоку через сетку

5.25*0,59

11,1*0.52

0.57 >0.05

2.8 <0.05

подача в «мишень»

3.5*0.33

7.3*0.45

1.8 >0.05

4.7 <0.01

Показатели в упражнении «удар взлета через сетку» повысились на 3,35 раза, что составляет 19,6% (t=4,4; P<0,01);

В показателях «удар по мячу после отскока от стенки» среднее количество попаданий увеличились на 15,15 раза, что составляет 10,4% (t=3,3; P<0,05).

Среднее количество попаданий в упражнении «удар по отскоку через сетку» увеличилось на 2,85 раза, что составляет 2,2% (t=3,3; P<0,05).

В показателях «подача через сетку в мишень» среднее количество попаданий повысилось на 3,8 раза, что составило 1,8% (t=6,8; P<0,001).

Анализ полученных оценок в тестированиях показал положительные изменения результатов в конце подготовительного периода:

– «удар взлета через сетку»: «5» – 30% спортсменов, «4» – 50%, «3» – 20%

– «подача через сетку в мишень»: «5» – 20% спортсменов, «4» – 40%, «3» - 40% теннисистов

– «удар по мячу после отскока от стенки»: «4» – 30%, «3» – 70%,

– «удар по отскоку через сетку»: «4» – 30% теннисистов, «3» – 30%, «2» – 40% (Таблица 2).

Таблица 2. Результаты оценивания показателей технической подготовленности теннисистов, n-10 (%).

Баллы

удар взлета через сетку

подача через сетку в мишень

удар по мячу после отскока от стенки

удар по отскоку через сетку

В нач.

В кон.

В нач.

В кон.

В нач.

В кон.

В нач.

В кон.

1

   

20

     

70

 

2

50

 

70

 

50

 

20

40

3

30

20

10

40

50

70

10

30

4

20

50

 

40

 

30

 

30

5

 

30

 

20

       

Заключение

Анализ научно-методической литературы показал, что успешное использование основ технической подготовки позволит спортсменам одержать победу в матче и закладывает прочный фундамент в подготовке юных теннисистов к участию в профессиональных турах.

Первичное педагогическое тестирование выявило низкий уровень показателей технической подготовленности. Ни один спортсмен на контрольных тестированиях высокого балла не получил.

Получены достоверные изменения показателей уровня технической подготовленности в упражнениях: «удар взлета через сетку» – на 19,6%; «удар по отскоку через сетку» – на 2,2%; «удар по мячу после отскока от стенки» – на 10,4%; «подача через сетку в мишень» -– на 1,8%.

В конечном тестировании высокого балла «5» получили за упражнения «удар с лету через сетку» 3 спортсмена, что составляет 30%, и в упражнении «подача через сетку в мишень» 2 спортсмена, что составляет 20%. Оценка «4» была определена в упражнениях: «удар взлета через сетку» – у 50% теннисистов, «удар по мячу после отскока от стенки» – у 30%, «удар по отскоку через сетку» – у 30% теннисистов, «подача через сетку в мишень» – у 40%.

Таким образом, можно утверждать, что юные теннисные группы базовой подготовки улучшили уровень показателей технической подготовленности в подготовительном периоде в выполнении точной направленной подачи, активных и стабильных ударов на задней линии и ударах взлета возле сетки.

Анализ полученных показателей показывает, что в тренировочном процессе было сделано направление на усовершенствование атакующих ударов в нападении с точной направленной подачей, активной и стабильной игрой на задней линии и выходами к сетке. Дальнейший тренировочный процесс необходимо направить на эффективное применение технических приемов в обучающих играх и соревнованиях.

Список литературы

  1. Бардин Р.О. Техническая подготовка теннисистов на тренировочном этап многолетней подготовки // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Особенности системы подготовки в индивидуально-игровых видах спорта на современном этапе: текущее состояние, проблемы, перспективы». 2022. С. 29-31
  2. Черняев А.А., Пайков М.Б. Методика совершенствования координационных способностей у теннисистов 11-12 лет в подготовительном периоде // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 145-150
  3. Юйлун Г., Сяоцюань Ч. Оценка технической подготовленности юных теннисистов с использованием системы «Международный номер игрока - ITN» // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №9 (151). С. 65-69