УДК 796

Динамика физической подготовленности юных теннисистов 11-12 лет

Иванова Карина Александровна - ассистент кафедры Теории и Методики Тенниса, Настольного Тенниса и Бадминтона Российского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта, Молодёжи и Туризма. 

Аннотация: Теннис, вид спорта, требующий высокого уровня физической подготовки. Развитие физических качеств у юных игроков имеет решающее значение для их прогресса в спорте. Физическая подготовка включает в себя компоненты, связанные навыками, которые, коррелируют с конкурентоспособностью спортсменов. Конкурентоспособность спортсменов тесно связана с характеристиками физической подготовки. Цель статьи: проанализировать динамику физической подготовленности юных теннисистов 11-12 лет. Использованы методы теоретического анализа литературных источников и анализа проведенных эмпирических данных. Установлено, показатели физической подготовленности юных теннисистов повысились, кроме результатов на быстроту перемещения. В дальнейшем необходимо добавить в тренировочный процесс упражнения на развитие быстроты перемещений.

Ключевые слова: юные теннисисты, физическая подготовка, подготовленность, физические нагрузки, игровой метод.

Введение

На этапе подготовки теннисистов важное значение имеет увеличение диапазона вариативности ударов и скорости выполнения технических приемов, что зависит от способности спортсмена быстро овладевать ударами и развития специальных физических качеств.

В теннисе физическая подготовленность имеет весомое значение в течение всех этапов подготовки, поскольку современные тенденции развития тенниса характеризуются универсализацией игры как на задней линии, так и возле сетки, что без определенного уровня физической подготовленности осуществить на высоком уровне невозможно [2].

Уровень физической подготовленности существенно зависит от возраста спортсменов [3]. В дошкольном и школьном возрасте физические качества ребенка могут ускорять или замедлять свое развитие. Специалисты по теннису считают, что у 6-7 летних детей высокая подвижная активность, в 7-10 лет существует целесообразность повышать быстроту, в 8-9 лет дети легко воспринимают новые движения, в 10-12 лет более благоприятные условия для развития общей выносливости [1].

Как показывает соревновательная деятельность теннисистов, физическая подготовленность постоянно играет ведущую роль в подготовке спортсменов, и с увеличением возраста ее вес постоянно возрастает.

Таким образом, можно определить, что развитие физических качеств до подросткового периода закладывает прочный фундамент многолетнего тренировочного процесса теннисистов.

Основная часть

В эксперименте в течение 8 месяцев принимали участие 11 юных теннисистов (мальчики) в возрасте 11-12 лет. Дети экспериментальной группы проходили 2-3 год обучения.

Для определения динамики физической подготовленности юных теннисистов нами были использованы контрольные упражнения:

  • метание теннисного мяча на дальность;
  • бег 18 м;
  • челночный бег в 5 направлениях;
  • хват падающей гимнастической палки;
  • прыжок в длину с места;
  • бросок теннисного мяча в квадраты ведущей рукой.

В проведении последовательного педагогического эксперимента, который проходил в течение 8 месяцев, был выполнен игровой метод физической подготовки с широким применением подвижных игр и эстафет. Занятия по физической подготовке носили преимущественно игровой и соревновательный характер и проводились 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляла 60 минут.

Для развития физической подготовленности юных теннисистов использовали упражнения:

  • для развития быстроты – бег с изменением направления и способа перемещения (бег спиной вперед, приставными, крестными шагами и т.п.), старт из различных положений (стоя, сидя, лежа);
  • для скоростно-силовых способностей – разнообразные прыжки-в длину, в сторону-вверх, вверх, вверх-назад с места, с разбега, броски теннисного мяча на дальность;
  • для координационных способностей – ловля теннисного мяча из разных положений, на начальном моменте и в верхней точке его отскока, бросок теннисного мяча на меткость с разных дистанций;
  • для выносливости – обычный длинный бег, бег боком и спиной вперед с ускорением, разнообразные прыжки со скакалкой;
  • для развития силы – упражнения с эспандером для кисти, метание набивного мяча движениями, которые похожи на выполнение ударов слева, справа, подачи, сгибание рук в упоре лежачие.

Эти упражнения после овладения ими, вводились в эстафеты.

В тренировочном процессе применяли такие двигательные игры, которые были направлены на развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных качеств, гибкости, выносливости [4, с. 98]. Вводимые нами упражнения были направлены для тренировки меткости с разных дистанций и способности к дифференциальности мышечных усилий, для развития координационных способностей, скоростно-силовой подготовленности, выносливости, гибкости, двигательной активности, скорости передвижения, «ощущения ракетки» и способности к точным мышечным усилиям, ориентации на площадке.

Результаты исследования и их обсуждение.

Полученные результаты педагогического эксперимента в тестировании физической подготовленности теннисистов улучшились и имели вероятную разницу:

  • в тесте «прыжок в длину с места» – в среднем на 7,6 см при t=2,2 (P<0,05);
  • в метании теннисного мяча на дальность – в среднем на 1,2 м при t=2,2 (P<0,05);
  • челночного бега в 5 направлениях с ракетками – на 1,54 с при t=2,4, (P<0,05);
  • в хвате падающей гимнастической палки – в среднем на 6,2 см при t=2,1 (P<0,05);
  • в броске теннисного мяча в квадраты ведущей рукой – в среднем на 1,4 попаданий при t=2,1 (P<0,05).
  • в беге на 18 м не имели вероятной разницы и увеличились на 0,55 с при t=0,15 (P>0,05).

Результаты педагогического тестирования, отражены в Таблице 1.

Таблица 1. Изменения показателей физической подготовленности юных теннисистов (n=11), X±m.

з/п

Контрольные упражнения

В начале эксперимента

В конце эксперимента

t

P

1

Метание теннисного мяча на дальность, м

9,1±0,35

10,3±0,42

2,2

<0,05

2

Челночный бег в 5-ти направлениях с ракетками, c

14,66±0,15

13,12±0,17

2,4

<0,05

3

Прыжок в длину с места, см

150,1±2,1

159,7±2,7

2,2

<0,05

4

Бег 18 м, с

3,75±0,6

3,2±0,8

0,15

>0,05

5

Хват падающей гимнастической палки, см

26,4±2,12

20,2±2,03

2,1

<0,05

6

Бросок теннисного мяча в квадраты ведущей рукой, количество попаданий с 12 раз

3,2±0,47

4,6±0,48

2,1

<0,05

Оценивая результаты, полученные в ходе проведения исследования, можно определить, что повысились показатели физической подготовленности у юных теннисистов, кроме результатов на быстроту перемещения. В дальнейшем необходимо добавить в тренировочный процесс юных теннисистов направленность тренировочных занятий на развитие быстроты перемещений.

Выводы:

В ходе исследования были повышены результаты физической подготовленности юных спортсменов на этапе начальной подготовки и получены вероятные показатели челночного бега в 5 направлениях с ракетками, броска теннисного мяча в квадраты, в хвате падающей гимнастической палки, метании теннисного мяча на дальность, прыжка в длину с места (при P<0,05), кроме бега 18 м.

Применение игрового метода с использованием подвижных игр и эстафет в занятиях теннисом в группе начальной подготовки способствовало повышению интереса и мотивации к занятиям спортом и улучшению динамики показателей физической подготовленности юных спортсменов.

Список литературы

  1. Джумок А.А., Пикалова А.В. Динамика показателей физической подготовленности теннисистов групп начальной подготовки // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №12 (202). С. 131-133
  2. Мингалимова А.Р., Мутаева И.Ш., Коновалов И.Е. Аспекты эффективности и успешности соревновательной деятельности теннисистов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. №4. С. 13-20
  3. Морозова Л.В., Кирьянова Л.А., Кузнецов П.К. Динамика показателей физической подготовленности юных теннисистов, использующих средства фитнес-тенниса // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №10 (200). С. 241-245.
  4. Черняев А.А., Пайков М.Б. Методика совершенствования координационных способностей у теннисистов 11–12 лет в подготовительном периоде // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 98-102