УДК 796
Динамика физической подготовленности юных теннисистов 11-12 лет
Иванова Карина Александровна - ассистент кафедры Теории и Методики Тенниса, Настольного Тенниса и Бадминтона Российского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта, Молодёжи и Туризма.
Аннотация: Теннис, вид спорта, требующий высокого уровня физической подготовки. Развитие физических качеств у юных игроков имеет решающее значение для их прогресса в спорте. Физическая подготовка включает в себя компоненты, связанные навыками, которые, коррелируют с конкурентоспособностью спортсменов. Конкурентоспособность спортсменов тесно связана с характеристиками физической подготовки. Цель статьи: проанализировать динамику физической подготовленности юных теннисистов 11-12 лет. Использованы методы теоретического анализа литературных источников и анализа проведенных эмпирических данных. Установлено, показатели физической подготовленности юных теннисистов повысились, кроме результатов на быстроту перемещения. В дальнейшем необходимо добавить в тренировочный процесс упражнения на развитие быстроты перемещений.
Ключевые слова: юные теннисисты, физическая подготовка, подготовленность, физические нагрузки, игровой метод.
Введение
На этапе подготовки теннисистов важное значение имеет увеличение диапазона вариативности ударов и скорости выполнения технических приемов, что зависит от способности спортсмена быстро овладевать ударами и развития специальных физических качеств.
В теннисе физическая подготовленность имеет весомое значение в течение всех этапов подготовки, поскольку современные тенденции развития тенниса характеризуются универсализацией игры как на задней линии, так и возле сетки, что без определенного уровня физической подготовленности осуществить на высоком уровне невозможно [2].
Уровень физической подготовленности существенно зависит от возраста спортсменов [3]. В дошкольном и школьном возрасте физические качества ребенка могут ускорять или замедлять свое развитие. Специалисты по теннису считают, что у 6-7 летних детей высокая подвижная активность, в 7-10 лет существует целесообразность повышать быстроту, в 8-9 лет дети легко воспринимают новые движения, в 10-12 лет более благоприятные условия для развития общей выносливости [1].
Как показывает соревновательная деятельность теннисистов, физическая подготовленность постоянно играет ведущую роль в подготовке спортсменов, и с увеличением возраста ее вес постоянно возрастает.
Таким образом, можно определить, что развитие физических качеств до подросткового периода закладывает прочный фундамент многолетнего тренировочного процесса теннисистов.
Основная часть
В эксперименте в течение 8 месяцев принимали участие 11 юных теннисистов (мальчики) в возрасте 11-12 лет. Дети экспериментальной группы проходили 2-3 год обучения.
Для определения динамики физической подготовленности юных теннисистов нами были использованы контрольные упражнения:
- метание теннисного мяча на дальность;
- бег 18 м;
- челночный бег в 5 направлениях;
- хват падающей гимнастической палки;
- прыжок в длину с места;
- бросок теннисного мяча в квадраты ведущей рукой.
В проведении последовательного педагогического эксперимента, который проходил в течение 8 месяцев, был выполнен игровой метод физической подготовки с широким применением подвижных игр и эстафет. Занятия по физической подготовке носили преимущественно игровой и соревновательный характер и проводились 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляла 60 минут.
Для развития физической подготовленности юных теннисистов использовали упражнения:
- для развития быстроты – бег с изменением направления и способа перемещения (бег спиной вперед, приставными, крестными шагами и т.п.), старт из различных положений (стоя, сидя, лежа);
- для скоростно-силовых способностей – разнообразные прыжки-в длину, в сторону-вверх, вверх, вверх-назад с места, с разбега, броски теннисного мяча на дальность;
- для координационных способностей – ловля теннисного мяча из разных положений, на начальном моменте и в верхней точке его отскока, бросок теннисного мяча на меткость с разных дистанций;
- для выносливости – обычный длинный бег, бег боком и спиной вперед с ускорением, разнообразные прыжки со скакалкой;
- для развития силы – упражнения с эспандером для кисти, метание набивного мяча движениями, которые похожи на выполнение ударов слева, справа, подачи, сгибание рук в упоре лежачие.
Эти упражнения после овладения ими, вводились в эстафеты.
В тренировочном процессе применяли такие двигательные игры, которые были направлены на развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных качеств, гибкости, выносливости [4, с. 98]. Вводимые нами упражнения были направлены для тренировки меткости с разных дистанций и способности к дифференциальности мышечных усилий, для развития координационных способностей, скоростно-силовой подготовленности, выносливости, гибкости, двигательной активности, скорости передвижения, «ощущения ракетки» и способности к точным мышечным усилиям, ориентации на площадке.
Результаты исследования и их обсуждение.
Полученные результаты педагогического эксперимента в тестировании физической подготовленности теннисистов улучшились и имели вероятную разницу:
- в тесте «прыжок в длину с места» – в среднем на 7,6 см при t=2,2 (P<0,05);
- в метании теннисного мяча на дальность – в среднем на 1,2 м при t=2,2 (P<0,05);
- челночного бега в 5 направлениях с ракетками – на 1,54 с при t=2,4, (P<0,05);
- в хвате падающей гимнастической палки – в среднем на 6,2 см при t=2,1 (P<0,05);
- в броске теннисного мяча в квадраты ведущей рукой – в среднем на 1,4 попаданий при t=2,1 (P<0,05).
- в беге на 18 м не имели вероятной разницы и увеличились на 0,55 с при t=0,15 (P>0,05).
Результаты педагогического тестирования, отражены в Таблице 1.
Таблица 1. Изменения показателей физической подготовленности юных теннисистов (n=11), X±m.
№ з/п |
Контрольные упражнения |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
t |
P |
1 |
Метание теннисного мяча на дальность, м |
9,1±0,35 |
10,3±0,42 |
2,2 |
<0,05 |
2 |
Челночный бег в 5-ти направлениях с ракетками, c |
14,66±0,15 |
13,12±0,17 |
2,4 |
<0,05 |
3 |
Прыжок в длину с места, см |
150,1±2,1 |
159,7±2,7 |
2,2 |
<0,05 |
4 |
Бег 18 м, с |
3,75±0,6 |
3,2±0,8 |
0,15 |
>0,05 |
5 |
Хват падающей гимнастической палки, см |
26,4±2,12 |
20,2±2,03 |
2,1 |
<0,05 |
6 |
Бросок теннисного мяча в квадраты ведущей рукой, количество попаданий с 12 раз |
3,2±0,47 |
4,6±0,48 |
2,1 |
<0,05 |
Оценивая результаты, полученные в ходе проведения исследования, можно определить, что повысились показатели физической подготовленности у юных теннисистов, кроме результатов на быстроту перемещения. В дальнейшем необходимо добавить в тренировочный процесс юных теннисистов направленность тренировочных занятий на развитие быстроты перемещений.
Выводы:
В ходе исследования были повышены результаты физической подготовленности юных спортсменов на этапе начальной подготовки и получены вероятные показатели челночного бега в 5 направлениях с ракетками, броска теннисного мяча в квадраты, в хвате падающей гимнастической палки, метании теннисного мяча на дальность, прыжка в длину с места (при P<0,05), кроме бега 18 м.
Применение игрового метода с использованием подвижных игр и эстафет в занятиях теннисом в группе начальной подготовки способствовало повышению интереса и мотивации к занятиям спортом и улучшению динамики показателей физической подготовленности юных спортсменов.
Список литературы
- Джумок А.А., Пикалова А.В. Динамика показателей физической подготовленности теннисистов групп начальной подготовки // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №12 (202). С. 131-133
- Мингалимова А.Р., Мутаева И.Ш., Коновалов И.Е. Аспекты эффективности и успешности соревновательной деятельности теннисистов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. №4. С. 13-20
- Морозова Л.В., Кирьянова Л.А., Кузнецов П.К. Динамика показателей физической подготовленности юных теннисистов, использующих средства фитнес-тенниса // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №10 (200). С. 241-245.
- Черняев А.А., Пайков М.Б. Методика совершенствования координационных способностей у теннисистов 11–12 лет в подготовительном периоде // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 98-102