УДК 37.013

Потенциал самостоятельной работы студента-музыканта в повышении эффективности его учебной деятельности

Гайдай Сергей Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Народной художественной культуры и музыкального образования Института культуры и молодежной политики Новосибирского государственного педагогического университета

Аннотация: Проблема организации и совершенствования самостоятельной работы студентов вуза находит свое специфическое преломление в содержании музыкально-педагогического образования, в котором она опосредуется задачами исполнительской подготовки. Представляемая статья посвящена рассмотрению технологий оптимизации самостоятельной работы будущих педагогов-музыкантов, в ходе которой моделируются формы их будущей профессиональной деятельности. Особое внимание уделено формированию  у студентов-музыкантов алгоритма самостоятельной работы над инструментальным произведением.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студент-музыкант, учебная деятельность, музыкально-исполнительская подготовка.

В условиях современного этапа развития высшего профессионального образования самостоятельная работа студентов не только продолжает оставаться важнейшим видом их учебной деятельности, но и приобретает новые смыслы и значения, становясь пространством самообразования студента, формирования внутренних механизмов его профессиональной мотивации и самоактуализации. Требованиями образовательного стандарта (ФГОС ВО) предусматривается неуклонное повышение доли самостоятельной работы студента в общем объеме вузовского образовательного процесса. Поэтому самостоятельная работа студентов становится неотъемлемым компонентом и залогом успешности обучения студентов, а от качества ее осуществления и правильной организации во многом зависит уровень сформированности профессиональных компетенций обучающихся, то есть результативность их будущей профессиональной самореализации.

Универсализм и константность самостоятельной работы как формы учебной деятельности сами по себе не означают ее эффективного осуществления: проще говоря, технологиям самостоятельной работы не учат отдельно, и поэтому она приобретает спонтанный характер, нередко редуцируясь до выполнения студентами заданий преподавателя, то есть продолжая сохранять статус школьного домашнего задания. Тогда как потенциал самостоятельной работы значительно многообразнее – как в аспекте личностного развития, так и в плане моделирования конструктов будущей профессионально-педагогической деятельности студентов.

Названные проблемы можно наглядно продемонстрировать на примере музыкально-исполнительских дисциплин, поскольку именно обучение студентов-музыкантов в значительной мере базируется на самостоятельной подготовке.

Самостоятельная работа как концепт педагогического знания является фундаментально разработанным научным понятием. В методологии и методике музыкального образования к исследованию ее сущностных характеристик обращались Э. Б. Абдуллин, Б. Л. Кременштейн, Е. Я. Либерман, Л. Г. Лобова, Г. Г. Нейгауз, С. И. Нищетова, Л. А. Рахимбаева, Е. Н. Федорович, Г. М. Цыпин, А. П. Щапов и др. В обобщенном виде под самостоятельной работой студента-музыканта понимается процесс совершенствования навыков его исполнительского мастерства, опосредованного творческим характером музыкальной деятельности, ее направленностью не только на овладение суммой умений и навыков, но и на совершенствование музыкальных способностей, мышления и творческой активности обучающегося. Поэтому в исследованиях нередко употребляется понятие «творческая самостоятельность», которое трактуется как «способность индивида самостоятельно осуществлять весь цикл работы над произведением, создавая свой образ музыкального текста, а также характер исполнения музыкального произведения» [1, с. 80]. Важно подчеркнуть, что целевым показателем самостоятельной работы студента могут являться не только учебные задачи, но и иные личностные и творческие достижения, поскольку самостоятельность как качество индивида «встраивается» в иерархию мотивационной сферы человека.

Из сказанного следует, что в структуре самостоятельной работы студента-музыканта можно выделить целевой, организационный, технологический и творческий аспекты. Полноценная реализация каждого из них представляет довольно сложную задачу, которая опосредуется индивидуальными особенностями обучающегося, устойчивостью его мотивации, а также уровнем довузовской музыкально-исполнительской подготовки студента.

Самостоятельная работа студентов-музыкантов осуществляется преимущественно как внеаудиторная работа – то есть это неконтролируемый преподавателем процесс, временной и содержательный аспекты которого практически не регламентируются. Вместе с тем, от степени программируемости и осознанности осуществления самостоятельных занятий зависит многое. Поэтому в качестве первой установки в организации самоподготовки студента следует поставить достижение продуктивности данной формы работы. Иными словами, не всегда количество проведенного за инструментом времени переходит в качество исполнения. На этот факт указывает в своей диссертации С. И. Нищетова: «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов является мощным и далеко не всегда используемым в полной мере резервом повышения эффективности музыкально-исполнительской подготовки, – пишет исследователь. – Оптимальное использование этого резерва лежит не только и не столько в увеличении времени домашних занятий студентов, сколько в научно и методически организованной системе этих занятий» [3, с. 3].

Одним из базовых элементов данной системы мы полагаем алгоритм проведения самостоятельных внеаудиторных занятий студента, который он разрабатывает и осваивает совместно с преподавателем во время аудиторных занятий. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что далеко не все студенты-музыканты владеют технологией самостоятельной работы. Считается, что студент, поступивший в музыкальный вуз, уже владеет комплексом соответствующих навыков. И здесь мы сталкиваемся с «наследием» начального и среднего звена музыкального образования, когда в процессе обучения преобладали репродуктивные методики преподавания, направленные на выучивание исполняемой программы до степени автоматизма. В такой системе «педагогических координат» учащийся мог вполне успешно исполнять произведения на отчетных мероприятиях, но при этом не способен без помощи педагога разобрать нотный текст.

Поэтому развитие самостоятельности студента-первокурсника следует начинать поэтапно, выстраивая преемственность между аудиторными и самостоятельными занятиями, формируя в числе иных компетенций студента «инструментарий» самостоятельной музыкальной деятельности и соответствующее этому процессу мышление. Прежде всего, нужно проработать последовательность и ход того, что студент должен сделать самостоятельно, конкретизировать поставленные задачи.

Алгоритм работы над произведением, в первую очередь, определяется изучением и анализом «матрицы» нотного текста, заключенной в пяти его основных компонентах: ноты, ритм, аппликатура, штрихи и динамика (по мере исполнительского становления обучающегося, этот комплекс может дополняться другими составляющими – например, педализацией, фразировкой, агогикой и др.). Овладев навыками базового анализа текста произведения, можно переходить к выявлению соотношения динамической и гармонической структуры произведения, его интонационно-мелодического своеобразия, определению смысла и роли средств музыкальной выразительности, заложенных композитором в сочинении, то есть к установлению взаимосвязи технической и художественной сторон исполнительской деятельности, отражающей известную диаду искусства – «интеллектуальное и эмоциональное» [2, с. 83].

Рассмотренный алгоритм работы с нотным текстом при условии системности данной деятельности переходит в значение навыка и уже полностью репродуцируется на процесс самостоятельных занятий студента, самоподготовка которого в рамках такого подхода перестает носить малопроизводительный  характер проигрывания произведения «от начала до конца» (когда отсутствует детальный план работы и слуховой самоконтроль), а приобретает продуктивный смысл.

Поскольку во время самостоятельной подготовки студенту будет необходимо распределить свое внимание между несколькими произведениями, то нужно рассмотреть вопрос дистрибуции времени самостоятельного занятия, его тайминга – объема времени, который нужно будет уделить решению той или иной исполнительской задачи. Вырабатывая у студента умение самому находить и отбирать наиболее оптимальные способы работы над музыкальным произведением, на занятии осуществляется моделирование процесса предстоящей ему самостоятельной работы не только как вида учебной деятельности, но и как паттерн профессионального поведения в будущем.

Самостоятельная работа сегодня становится фактически равноценным компонентом учебного процесса музыкальных вузовских специальностей, что обусловлено резким уменьшением в учебном плане часов на индивидуальные музыкальные занятия. То есть обучающийся должен освоить большую часть программы самостоятельно (причем это касается не только специального инструмента и концертмейстерской подготовки, но и классов вокала и хорового дирижирования). Значительный объем музыкального материала, который студенту нужно изучить без помощи преподавателя, предполагает овладение им техниками интенсивной работы с нотным текстом. К ним относятся чтение нот с листа, эскизное изучение произведений и приемы экспресс-разбора нотного текста. Благодаря возможности изучения значительного количества разнообразного материала в короткие сроки, они являются незаменимыми формами самостоятельной работы студента в отношении рационализации и интенсификации его учебной деятельности. Вместе с тем, данные навыки напрямую связаны с будущей профессиональной деятельностью музыканта-исполнителя, музыканта-педагога и концертмейстера, поскольку их повседневная работа предполагает постоянное самостоятельное ознакомление с большим массивом музыкальной литературы. То есть, экспресс-формы работы с нотным текстом также формируют у студентов-музыкантов «компетенции будущего» – мобильность, адаптивность, способность к оперативному решению поставленных профессиональных задач и др. Одновременно с этим, эскизная работа и чтение музыки с листа, как подчеркивал Г. М. Цыпин, выступают эффективнейшим средством развития самостоятельности личности студента, начинающего свой путь в музыкальном искусстве и педагогике [4, с. 350]. Будучи автономным и самодостаточным субъектом музыкального исполнительства, такая личность способна открывать перед собой новые пространства творчества и самоактуализации.

Говоря о технологиях самостоятельной работы студента-музыканта, следует подчеркнуть их особую важность, которая «определяется значимостью не только результатов самостоятельной деятельности, но и способов ее осуществления, поскольку в контексте целей всего профессионального музыкального образования важным является и то, что приобретено студентами в ходе обучения, и то, как совершались эти приобретения, какими путями достигались те или иные результаты» [1, с. 96].

Важнейшей установкой развития самостоятельности студентов-музыкантов является то, что данный процесс происходит на протяжении всего их обучения в вузе, и в своем педагогическом осуществлении предполагает определенную этапность и последовательность, вектор которой представляет движение от репродуктивно-подражательной – к творчески самостоятельной деятельности, основной которой выступает профессионально-личностная мотивация.

Подводя итог, можно утверждать, что самостоятельная работа современного студента-музыканта должна рассматриваться как стратегия его учебной деятельности, содержание и организация которой важны не только для решения непосредственных задач музыкального обучения, но и как способ моделирования различных форм будущей профессиональной деятельности студента, и как процесс становления его таких значимых качеств, как способность к продуктивному решению музыкально-педагогических задач, мобильность и самоорганизованность.

Список литературы

  1. Гайдай, С.Н. Самостоятельная работа как фактор становления творческой активности студента-музыканта: монография / С. Н. Гайдай. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. – 161 с.
  2. Гайдай, С.Н. Смыслотворчество как проблема педагогики инструментального исполнительства / С. Н. Гайдай // Диалоги о культуре и искусстве: материалы XI Всерос. научно-практич. конф. (с междунар. участием). – Пермь: ПГИК, 2021. – Ч.2. – С. 81-86.
  3. Нищетова, С.И. Внеаудиторная самостоятельная работа в структуре обучения музыкальному исполнительству: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / С. И. Нищетова. – М., 2012. – 172 с.
  4. Цыпин, Г.М. Развивающий потенциал чтения музыки с листа и эскизного разучивания музыкальных произведений / Г. М. Цыпин // Психология музыкальной деятельности: учеб. пособие / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. / под ред. Г. М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – С.349-355.

Интересная статья? Поделись ей с другими: