УДК 37.013

Искусственный интеллект в образовании: применить нельзя запретить

Стародубова Оксана Олеговна – магистрант кафедры Профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородского государственного аграрного университета

Стародубов Олег Дмитриевич – старший преподаватель кафедры Инновационных медицинских технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета

Аннотация: В статье изложены преимущества и недостатки использования искусственного интеллекта в сфере образования, а также перспективы его применения. Показаны возможности и примеры внедрения интеллектуальных систем в систему образования. Ввиду его постоянного развития, в ближайшем будущем данный ресурс станет основой и стандартом современного обучения.

Ключевые слова: искусственный интеллект, персонализированный контент,  интеллектуальные системы, образование, обучающийся, программы, инновационное обучение.

Введение

Передовые технологии находят применение в повседневной жизни – сразу или спустя некоторое время. Достижения науки последнего десятилетия открывают нам новый горизонт возможностей, которые ранее считались невероятными. Новые технологии создаются ежедневно, которые вскоре смогут приносить пользу всему человечеству. Феноменальной технологией, которая меняет наш взгляд на мир является искусственный интеллект.

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект – направление современной науки, в котором множество алгоритмов или интеллектуальных систем имеют  способность обучаться на основе приобретенного опыта, с целью  достижения заданных целей, демонстрируя качества, характерные для человеческого разума.

Внедрение искусственных интеллектуальных систем в образовательный процесс ставит множество вопросов в данной отрасли. Одна часть общества восхищается инновационному потенциалу искусственного интеллекта (ИИ) в системе образования, другая часть опасается возможных рисков. Мы рассмотрим преимущества и недостатки ИИ в образовательном процессе. 

Идеология искусственного интеллекта заключается в обучении машин и алгоритмов умениям и развитии, аналогично человеческому разуму. Поговорим о преимуществах искусственного интеллекта в области образования. Искусственный интеллект предлагает множество выгод для студентов, дополняя уже существующие информационные технологии в учебном процессе. Возможности искусственных интеллектуальных систем, включая непрерывное обогащение знаний из разных источников, широко используются педагогами как в передовых, так и в развивающихся странах для повышения успеваемости учащихся. Системы искусственного интеллекта позволяют студентам учиться быстрее и эффективнее благодаря способностям к глубокому анализу, адаптации обучения при помощи подачи интеллектуальной информации на их цифровые устройства в тот момент, когда это нужно.

Интеллектуальные поисковые системы, основанные на искусственном интеллекте, значительно облегчают задачу студентам в нахождении научных публикаций, методов решения проблем и ответов на вопросы, что позволяет заполнить пробелы в знаниях, полученных традиционными способами, например, из книг и лекций.

В настоящее время наблюдается революция в образовании, где искусственный интеллект, анализируя данные обучающихся, применяет персонализированный подход, создавая курсы и мероприятия, соответствующие имеющимся потребностям и интересам студентов, таким образом, удерживая их на платформе образовательного ресурса.

Адаптивность искусственных интеллектуальных систем позволяет подстраиваться под способности обучающихся, предоставляя дополнительное время на индивидуальную работу с преподавателем, который мог бы упустить важные детали при работе с большой группой.

Погружаясь в процесс обучения с помощью иммерсивного метода, студенты моделируют среду. Полученный опыт используется регулярно на занятии и вне занятий. С увеличением использования искусственного интеллекта в различных областях произойдут значительные изменения в системе образования, учитывая ограниченные способности человеческого разума и способность искусственного интеллекта усваивать информацию с высокой скоростью, выполняя сложные вычисления безошибочно и без усталости.

Одно из инновационных приложений, отражающее преимущества искусственного интеллекта в образовательной платформе - интеллектуальные системы обучения (ИСУ). ИСУ, создавая компьютеризированную среду и индивидуальный план обучения, помогают студентам в обучении, практике, приобретению новых навыков, вне зависимости от накопленного до этого багажа знаний  и практических навыков. Персонализированная обратная связь в виртуальной среде позволяет студентам понять насколько хорошо усвоен материал, сравнить свои результаты со сверстниками.

Технические средства виртуальной реальности позволяют студентам максимально погружаться в учебный процесс, имея доступ к лучшим колледжам и университетам, не поднимаясь со стула. Действительно, интерактивные методы обучения, усиленные искусственным интеллектом, могут принести значительные преимущества учащимся и преподавателям, такие как:

  1. Индивидуализация обучения: благодаря анализу данных обучающиеся могут получать персонализированные рекомендации по материалам и заданиям, которые соответствуют их уровню знаний и индивидуальным потребностям.
  2. Быстрый обратный отклик: ИИ может обеспечить мгновенную обратную связь по результатам выполнения заданий, что помогает учащимся лучше понимать свои ошибки и немедленно исправлять их.
  3. Автоматизация рутинных задач: автоматизация процессов проверки экзаменов и домашних заданий позволяет сэкономить время преподавателей и обучающихся, сократить вероятность человеческих ошибок и обеспечить более объективную оценку.
  4. Доступ к широкому спектру знаний: ИИ может анализировать огромные объемы информации и предоставлять учащимся доступ к материалам, к которым было бы сложно или невозможно получить в традиционных учебных заведениях.

Однако важно помнить, что использование ИИ в образовании должно быть сбалансированным, при этом сохраняя уникальные качества традиционного образования, такие как эмоциональная поддержка, мотивация и развитие социальных навыков. Важно разрабатывать этические и педагогические стандарты для использования ИИ, чтобы обеспечить эффективное образовательное взаимодействие.

Но помимо достоинств, есть и недостатки ИИ. Одним из недостатков (в результате отсутствия взаимодействия с реальными людьми во время занятий) является отсутствие возможности приобретать социальные навыки. 

Финансовые затраты на поддержку и развитие ИИ также очень высоки, что может стать значительным ограничением для его внедрения в образовательные учреждения.

Обучение машин возможно только на основе массива данных. Это означает, что любые неточности в информации сильно сказываются на итоговом результате. В результате программам с узкой специализацией далеко до мультизадачности человека.

Кроме того, ограниченность эмоционального интеллекта машин может вызывать определенные трудности при обучении, особенно для некоторых учеников.

Искусственный интеллект несет в себе риск развития зависимости. По мере развития интеллектуальных систем многие люди обеспокоены социальными последствиями этой технологии. Действительно, с развитием технологий ИИ возникают риски, связанные с возможной зависимостью людей от этих систем.

В области образования присутствует опасность того, что автоматизация и использование сложных алгоритмов могут привести к уменьшению роли учителей и преподавателей. Это может вызвать рост безработицы в данной сфере и создать дисбаланс в образовательной системе.

Важно находить баланс между применением ИИ в обучении и сохранением роли преподавателя, который способен давать не только знания, но и воспитывать, поддерживать эмоциональную связь и развивать социальные навыки обучающихся.

Необходимо разрабатывать стратегии внедрения и использования искусственного интеллекта в образовании таким образом, чтобы он служил целям обучения, а не замещал уникальные качества и важные функции преподавателей. Только с учетом этих аспектов можно обеспечить сбалансированный и эффективный образовательный процесс. Между преподавателями и обучающимися возникнет огромный разрыв в общении, если в учебные часы в качестве преподавателей будут использоваться роботы, а не люди, потому что они не смогут социально взаимодействовать с каждым из них. Зависимость от технологий снижает способность у студентов критически и творчески мыслить, не обучает их самостоятельному выполнению задач.

Заключение

Перечислим преимущества и недостатки применения искусственного интеллекта в образовании.

Преимуществами являются:

  • персонализированное информация и обучение, подобранная в индивидуальном порядке;
  • искусственно смоделированная (иммерсивная) среда обучения;
  • интеллектуальные системы обучения
  • адаптивность искусственных интеллектуальных систем под способности обучающихся потребностям
  • использование виртуальной реальности;
  • совместная выработка решений или поиска ответов на сложные вопросы, а также оценка действий в реальном времени;
  • повышение качества курса обучения, планирование работы и анализ в реальном времени;
  • игровыеподходы к обучению;
  • автоматический переводтекста или речи с одного языка на другой;
  • использование инструментов ИИ людьми с ограниченными возможностями;
  • снижение влияния человеческого фактора.

К недостаткам относятся следующие положения:

  • снижение социального взаимодействия;
  • высокие материальные затраты на содержание ИИ;
  • угроза безработицы педагогов;
  • отсутствие эмоциональной составляющей интеллектуальных систем;
  • зависимость от искусственного интеллекта;
  • коммуникационный барьер;
  • снижение когнитивной функции у обучающихся.

Искусственный интеллект стал очень важным бурно развивающимся ресурсом в системе образования, который в ближайшем будущем станет основой и стандартом современного обучения на десятилетия. Несмотря на его немногочисленные недостатки, может широко использоваться для инноваций в сфере школьного, среднего профессионального и высшего образования.

Список литературы

  1. Вартанова К.С. Перспективы и проблемы использования искусственного интеллекта в образовании / К. С. Вартанова, Е. В. Тинькова // Актуальные вопросы развития современного общества: Сборник научных статей 12-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 21-22 апреля 2022 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 119-122. – EDN OFQKHO.
  2. Некрасова И.И. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего и общего образования / И. И. Некрасова, К. В. Розов, Б. А. Шрайнер // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 3. – С. 20-27. – DOI 10.15293/1813-4718.2103.02. – EDN XYAKGN.
  3. Разумнова В.О. Использование искуственного интеллекта преподавателем для улучшения эффективности обучения учеников в онлайн образовании / В. О. Разумнова // Образование будущего -: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Грозный, 24-25 ноября 2022 года. – Грозный: Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, 2022. – С. 150-155. – DOI 10.34708/GSTOU.2022.99.11.031. – EDN LMFITZ.
  4. Коровникова Н.А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н. А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. – 2021. – № 2 (4). – С. 98-113. – DOI 10.31249/snsn/2021.02.07. – EDN UYZSBM.

Интересная статья? Поделись ей с другими: