УДК 37.013

Возможности использования цифровых инструментов для организации проектной деятельности студентов

Музалев Антон Владимирович – старший преподаватель кафедры Истории и обществознания Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета

Аннотация: В данной статье предлагаются критерии подбора цифровых инструментов для организации работы студентов над учебным проектом, затем предлагается конкретный набор цифровых инструментов на каждом этапе проектной деятельности. Делается вывод о целесообразности использования цифровых инструментов для повышения эффективности организации проектной деятельности студентов.

Ключевые слова: проектная деятельность, цифровизация образования, организация учебного процесса.

За последние два десятилетия в российском образовании можно наблюдать возрастание роли проектной деятельности и цифровую трансформацию. Обе эти тенденции нашли отражение в нормативно-правовых актах, регулирующих образовательный процесс на разных уровнях [1]. Также осуществляются масштабные программы обучения преподавателей высшего и средне-профессионального образования использованию цифровых инструментов.  Проектный метод организации деятельности и цифровые инструменты широко используется в экономике, государственном и муниципальном управлении, работе НКО. Ясно, что образование, в том числе высшее, должно готовить обучающихся к работе в условиях цифровой трансформации экономики и с использованием практикоориентированных методов.

В данной статье предлагаются критерии подбора цифровых инструментов для организации работы студентов над учебным проектом, затем предлагается конкретный набор цифровых инструментов на каждом этапе проектной деятельности. Следует заметить, что речь не идёт о специальных цифровых платформах для реализации проектов конкретной направленности, а об инструментах, которые помогают более эффективной организации работы. Помимо этого, правильно подобранные цифровые инструменты способны улучшить возможности мониторинга проектной деятельности студентов. Еще одним возможным преимуществом будет то, что использование цифровых инструментов студентами повышает их компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий. Большая часть инструментов, которую можно использовать для обозначенных целей, предлагает широкий функционал взаимодействия, комментирования, совместной работы, поэтому эффективность для проектов с несколькими участниками представляется более высокой, это тоже следует иметь в виду. В конечном счете выбор инструментов, остается за преподавателем и всегда можно ограничиться LMS, которое используется в вузе. Но существует возможность использовать целый пакет инструментов.

Подбор пакета программ для сопровождения проектной деятельности в рамках конкретной дисциплины, курсового или дипломного проекта должен осуществляться с учетом нескольких критериев: выполнение требований нормативно-правовых актов; минимизации рисков блокировки данного цифрового инструмента; эффективности; соответствия функционала продукта задачам конкретного этапа проекта; доступности как преподавателю, так и студентам. Под доступностью следует понимать, как возможность быстро освоить цифровой инструмент, так и возможность использовать его на наличном оборудовании. Также важно учесть, что не всегда у вуза есть возможность купить подписку на все цифровые платформы, которые могли бы помочь в проектной деятельности студентов. Тем более, если речь идет о вспомогательных программах, которые повышают эффективность работы, но не являются критически необходимыми для реализации учебного проекта. Поэтому у цифрового инструмента должен быть бесплатный тариф с достаточным функционалом. Первый и второй критерии приводят нас к необходимости использования продуктов отечественной разработки, к этому подталкивает систему образования и государство. Что касается конкретных инструментов, который можно использовать на разных этапах проекта, то о них подробнее ниже.

В данном случае предлагается цифровые инструменты, опробованные автором статьи и соответствующие заявленным критериям. Следует воспринимать набор инструментов, как один из возможных.

На этапе выбора студентом проекта, в реализации которого студент желал бы участвовать, можно использовать, в частности, LMS Moodle. Данная система широко распространена в российских вузах, хотя она не является отечественной разработкой проблем с ее использованием возникнуть не должно, так как системы развернуты на серверах самих вузов. Элемент «Опрос» позволяет предложить тему и лимитировать количество участников, которые эту тему могут выбрать. Недостатком данного способа осуществления выбора проекта является то, что аннотацию или описание будущего проекта следует прикреплять отдельным файлом. Понятно, что сложность выбора темы не сводится к техническому решению или его отсутствию, но наличие адекватных инструментов позволяет сосредоточиться на сути выбора, а не на внешних, организационных проблемах. Чтобы получить представления о будущих участниках проекта или осуществить отбор можно использовать анкетирование с помощью элемента LMS Moodle «Обратная связь», либо использовать Yandex forms [2]. Последний инструмент более гибкий, с более широким функционалом и, если, вы предлагаете достаточно сложную анкету с разными типами вопросов предпочтительно использовать его.

Следующий этап – планирование. Этап крайне ответственный, на котором распределяются роли в рамках группового проекта, определяется и уточняется круг задач, которые предстоит решить. Обоснованным выглядит использование для распределения задач по участникам проекта с дальнейшим отслеживанием их выполнения такого инструмента, как таск-трекер. Выбор таск-трекера непростая задача, даже среди отечественных разработок вариантов достаточно много. Выбор Кайтен (Kaiten) [3] объясняется простотой освоения и отсутствием ограничений на количество пользователей на бесплатном тарифе. Проблемой проприетарных программ является то, что функционал бесплатных версий подвержен изменениям, чаще в сторону сокращения. И нет гарантий, что возможность подключить к разным проектам нужное преподавателю количество пользователей сохранится в дальнейшем. Однако на сегодняшний момент, это хороший выбор. Яндекс трекер [4] ограничивает число участников на бесплатном тарифе 5 пользователями и поэтому не может быть рекомендован. Реальной альтернативой с неограниченным числом пользователей на бесплатном тарифе является Pyrus [5]. Любой таск-трекер или таск-менеджер позволяет записать перечень задач, назначить им исполнителей и срок исполнения и, затем, отслеживать эти сроки. Таким образом и для исполнителей, и для руководителя или координатора проекта ответ на вопросы: что сделано? что делается? что предстоит сделать? - становятся очевидными. В Кайтен есть возможность создать несколько «пространств», для каждого проекта отдельно, подключить к ним пользователей, для этого нужен адрес их электронной почты, и создать несколько «досок», на которых обозначить задачи для выполнения в рамка проекта. Также можно комментировать задачи и формулировать проблемы, с которыми столкнулся участник проекта. Последнее позволит организовать обратную связь с преподавателем. Таким образом, использование данного инструмента на этапе планирования, а, затем, и на этапе реализации позволит решить несколько важных проблем организации проектной деятельности: ясного для всех участников распределения задач, обратной связи и мониторинга реализации проекта.

На этапе реализации группового учебного проекта может возникнуть необходимость совместной работы над какой-либо задачей нескольких участников. Очевидным и давно опробованным решением являются онлайн-редакторы с возможностью совместного доступа к документам, с правом редактирования. Под наши критерии не попадают Google документы, но попадают, в частности, Яндекс документы [6]. Описывать инструментарий совместного редактирования и рецензирования не имеет смысла, но следует заметить, что данный инструментарий мог бы использоваться чаще, а пересылка электронных документов для дополнений, исправлений и рецензирования уйти в прошлое. Другим возможным инструментом организацией совместной работы над задачей проекта могут быть «белые доски». Одним из самых популярных цифровых инструментов подобного рода являются доски Miro [7], несмотря на российские корни, проект рассчитан на международный рынок и не включен в реестр российского ПО [8]. Кроме того, он лишен интерфейса на русском языке. Исходя из этих соображений, вероятно, следует использовать SBoard [9]. «Белые доски» позволяют размещать стикеры, изображения, схемы и другие материалы и, таким образом, дистанционно проводить мозговые штурмы, структурировать информацию, собирать материал. Можно предположить, что такой инструмент подойдет молодым людям, которые привыкли к высокой степени визуализации информации.

На завершающем этапе следует представить продукт и отрефлексировать процесс и результаты работы над проектом. Представление продукта, зависит от его специфики. Из цифровых инструментов, помимо очевидных редакторов презентаций, можно предложить конструктор сайтов Tilda [10], который позволит создать лэндинг и продемонстрировать результаты проекта не только ограниченной аудитории на защите или конкурсе проектов, но и обществу с помощью Интернета. Бесплатный тариф достаточно ограничен по возможностям, но создать сайт и опубликовать его на домене третьего уровня он позволяет. Что касается рефлексии, можно предложить Яндекс формы или опять же «Обратную связь» в LMS Moodle. Оба инструмента позволяют собрать обратную связь анонимно, если это необходимо.

Таким образом, использование различных программ и сервисов может помочь решить несколько важных проблем организации проектной деятельности. На отдельных этапах роль этих инструментов выше, на других она остается достаточно скромной. Ясно что определения эффективности тех или иных инструментов должно базироваться на экспериментальных и статистических данных. И в данном случае мы можем лишь поставить вопрос об открывающихся возможностях, которые несут в себе и определенные риски. С одной стороны, использование информационно-коммуникационных технологий стало нормой в рамках образовательного процесса. С другой стороны, следует понимать, что любые изменения в такой консервативной сфере, как образование протекают медленно и сталкиваются с препятствиями. Внедрение новых цифровых инструментов, безусловно, должно быть оправданно повышением эффективности работы, достижением практических и образовательных результатов. Учет условий реализации проекта, подбор адекватного инструментария, в том числе, для снижения организационных и коммуникативных издержек, во многом, ложится на преподавателя. И, в этой связи, материалы данной статьи могут послужить отправной точкой для подбора тех цифровых инструментов, которые подходят участникам проектной деятельности в конкретной ситуации.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» / Официальный Интернет-портал правовой информации / [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404697/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=le01szfxy5666779124 (дата обращения 08.04.2024).
  2. Yandex forms: сервис создания форм, опросов, анкет [Электронный ресурс]. URL: https://forms.yandex.ru (дата обращения 08.04.2024).
  3. Kaiten: Система совместного управления процессами и командами [Электронный ресурс]. URL: https://kaiten.ru (дата обращения 15.04.2024).
  4. Yandex Tracker: сервис для совместной работы и организации процессов в компании [Электронный ресурс]. URL: https://tracker.yandex.ru/ (дата обращения 08.04.2024).
  5. Pyrus: коммуникационная low‑code платформа для управления задачами и бизнес‑процессами [Электронный ресурс]. URL: https://pyrus.com/ru (дата обращения 08.04.2024).
  6. Яндекс.Документы: бесплатный онлайн-редактор [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/ (дата обращения 08.04.2024).
  7. Miro: рабочее пространство для создания инноваций [Электронный ресурс]. URL: https://miro.com/ru (дата обращения 08.04.2024).
  8. Реестр российского программного обеспечения [Электронный ресурс] /Минцифры РФ. URL: https://reestr.digital.gov.ru/ (дата обращения 15.04.2024).
  9. Эсбоард (SBoard): Российская онлайн-доска для бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https://sboard.online/ (дата обращения 08.04.2024).
  10. Tilda: конструктор сайтов [Электронный ресурс]. https://tilda.cc/ru/(дата обращения 15.04.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: