УДК 37

Физиологические факторы, влияющие на развитие вокалиста

Егорова Алёна Борисовна – магистрант Института современного искусства.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы изучения в вокальной педагогике физиологических факторов, влияющих на развитие вокалиста. Проводится анализ различных методик вокала, и то, как развивалась наука, а вместе с ней и педагогика, в изучении голосового аппарата. Результатами исследования является систематизация основных физиологических факторов, влияющих на развитие вокалиста.

Ключевые слова: вокал, педагогика, голос, физиология, голосовой аппарат.

Актуальность исследований физиологических факторов, влияющих на развитие вокалиста связана с теми тенденциями, которые набирают популярность в современной педагогике. Прежде всего, за последние несколько десятков лет произошел прорыв в понимании того, как устроен голосовой аппарат человека. Такие преподаватели, как Джо Эстилл и Кэтрин Садолин использовали этот научный прорыв для того, чтобы лучше разобраться в том, что происходит на физиологическом уровне, когда поет человек. Во-вторых, эстрадный вокал становится все более техничным, людям интересно использовать в своем пении сложные приемы, такие как бэлтинг, микст, различные виды расщеплений и т.д. Качественное и безопасное освоение таких вокальных техник невозможно без понимания основ фониатрии и чуткого, бережного отношения к голосу. Таким образом, актуальность исследования обоснована растущим интересом к пониманию того, как устроен голосовой аппарат и как различные физиологические факторы влияют на качество исполнения певца и на его профессиональное развитие.

Целью этой статьи является описать физиологические факторы, влияющие на вокалиста. Для этого в статье прежде всего необходимо проанализировать подход вокальных педагогов к изучению физиологии голосового аппарата, описать какие физиологические факторы существуют, а также как они влияют на освоение вокальной техники и как могут способствовать развитию певца.

При написании статьи использовались методы анализа литературы, систематизации и исторической ретроспективы. Тему физиологии голосового аппарата изучали такие ученые, как Рудин Л. Б., Аллаяров Ф.Б, Васленко Ю.С. и др. Влияние физиологических факторов на технику эстрадного вокала анализировалось на основе работ Л. Б. Дмитриева, Дж. Эстилл, К. Садолин.

Понимание того, что физиологический аспект звукоизвлечения важен для вокалиста, сформировалось еще на заре развития педагогики, в рамках обучения академическому вокалу [2, с. 152]. Так, уже в XX в. преподаватели в своих методиках уделяли внимание строению голоса. Например, Л. Б. Дмитриев пишет о том, что звукообразование происходит благодаря сближению голосовых связок. В период пока не было возможности посмотреть, как на самом деле работает голосовой аппарат, преподаватели и вокалисты считали, что процесс звукоизвлечения заключается в распространении звуковой волны по воздушным путям через разные среды, такие как внутренние ткани организма, в наружное пространство [2, с. 153]. В общих чертах, это представление было верным, но в нем не учитывалось множество физиологических факторов, связанных со строением гортани и других структур голосового аппарата.

С развитием медицины и науки появились методы и инструменты, позволяющие заглянуть «внутрь» голосового аппарата. Так, Джо Эстилл участвовала в первых исследованиях работы голосового аппарата с помощью эндоскопа (оптический прибор для исследования внутренних органов человека) и других научных технологий, позволяющих увидеть работу голосовых связок, а также активность мышц во время пения [3]. Закончив свои исследования в 2004 г., она создала на их основе научный метод работы с голосом Estill Voice Training. Это был настоящий прорыв в понимании вокального искусства с физиологической точки зрения.

Благодаря научным исследованиям стала известна общая физиологическая структура голосового аппарата. Коротко ее можно охарактеризовать через три основных отдела:

  1. Генераторный отдел, который составляет непосредственно гортань. Гортань – это орган, состоящий из хрящей, мышц, связок и нервного аппарата. Это орган озвучивания воздушной струи. Гортань имеет сложное устройство и включает в себя множество структурных элементов, непосредственно влияющих на звукоизвлечение: истинные и ложные голосовые складки, перстневидный и черпаловидные хрящи, надгортанник и др.
  2. Энергетический, т.е. дыхательный отдел. Без воздуха невозможно образование звука. К этому отделу относятся такие органы, как легкие, бронхи, диафрагма, а также брюшной пресс. Для фонации важна работа мышц-выдыхателей, которые способствует экономному и плавному, длинному выдоху (мышцы пресса, спины).
  3. Резонаторно-артикуляционный отдел, который способствует усилению колебаний голосовых связок. Важно понимать, что резонатор не производит звук, а лишь усиливает некоторые из гармонических тонов. К элементам этого отдела относятся глотка, полость носа и рта, мягкое и твердое небо [4, с. 103-115].

Все эти отделы связаны друг с другом и взаимодействуют между собой, создавая уникальное сочетание физиологических факторов, влияющих на то, как звучит вокалист во время пения.

Среди всего многообразия физиологических факторов есть те, которые даны человеку от природы и не подлежат изменениям, и те, на который можно сознательно влиять. В определенной степени вокальная окраска голоса обусловлена индивидуальными физиологическими особенностями каждого конкретного певца. Например, длина голосовых складок, объем легких, особенности элементов артикуляционного аппарата (форма губ, широта и длина носа, форма надгортанника) практически не подлежат изменениям. Эти физиологические структуры влияют на окраску, т.е. тембр голоса. При этом, Катрин Садолин среди основных факторов, влияющих на звук выделяет позицию гортани и мягкого неба, форму языка, степень открытости носовых пазух. Всеми этими элементами голосового аппарата можно научиться управлять и с их помощью расширять свой вокальный диапазон, технический арсенал и даже корректировать тембр [5].

Рассмотрим подробнее, как некоторые из физиологических факторов, которые способствуют развитию вокалиста. Например, умение сужать отверстие надгортанника происходит за счет приближения черпаловидных хрящей к его нижней части. В результате звук становится более четким, звонким, теряет призвуки сипа. По мнению Катрин Садолин использование этого метода необходимо всегда для достижения правильной вокальной техники [5]. Тренируется различными упражнениями и контроль дыхания, т.е. управление выдохом, его продолжительностью и плавностью. Повышает уровень вокального мастерства умение использовать во время пения ложные связки. С помощью этой вокальной структуры можно освоить множество техник экстремального и рок вокала [1]. Значительное внимание при освоении вокального искусства уделяется умению регулировать положения гортани, а также формировать различные вокальные позиции за счет артикуляции: изменение положения языка, губ, мягкого и твердого неба.

Таким образом, физиологические факторы, влияющие на развитие вокалиста – это все многообразие элементов голосового аппарата. Освоение этих знаний в теории и на практике, позволяет певцу достичь высокого профессионализма. Чем лучше вокалист понимает особенности строения своего голосового аппарата и чем более тонко он умеет управлять его отдельными элементами, тем более профессионально и виртуозно он способен использовать свой голос.

Список литературы

  1. Вокальная механика : [сайт]. – Санкт-Петербург, 2009 – . URL: http://m.vocalmechanika.ru/index.php (дата обращения: 10.05.2021). – Текст : электронный.
  2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики : учебное пособие / Л.Б. Дмитриев. – Москва : Музыка, 1968. – 675 с.: ил. ; – Библиогр.: с. 637-642. – 7400 экз. – Текст : непосредственный.
  3. Международная ассоциация преподавателей вокала : [сайт]. – Симферополь, 2009 – . – URL: http://iats-edu.com/ (дата обращения: 12.05.2021). – Текст : электронный.
  4. Рудин Л. Б. Руководство по голососбережению / Л. Б. Рудин. – Москва : Граница, 2020. – 496 с.: ил. ; – Библиогр.: с.457-494. – 3000 экз. – Текст : непосредственный.
  5. Complete Vocal Institute : [сайт]. – Copenhagen, 2009 – . – URL: https://completevocal.institute/ (дата обращения: 05.05.2021). – Текст : электронный.