УДК 159.922.7

Проблема развития умений продуктивного общения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи: теоретический аспект

Якушева Вероника Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Мазуренко Анна Александровна – студентка Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности общения младших школьников, имеющих тяжелые нарушения речи. В работе освещаются критерии продуктивного общения детей, которые имеют тяжелые нарушения речи друг с другом на уроках.

Ключевые слова: общение, продуктивное общение, взаимодействие, сотрудничество, критерии продуктивного общения, мотивы общения, школьники с тяжелыми нарушениями речи.

В существующих реалиях образовательная система ставит перед собой очень важную задачу, которая заключается в том, что необходимо развивать у учеников младших классов навыки, позволяющие им общаться, а также эффективно взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Несмотря на недостаточность исследования этой проблемы, она очень актуальна. Учащиеся младших классов требуют особого педагогического внимания.

Развитие общения у учеников младших классов, является довольно молодой проблемой, однако эта сфера, входящая в возрастную психологию в последнее время очень динамично развивается. Впервые данный вопрос стал исследоваться Ж. Пиаже, в тридцатых годах двадцатого века, когда он предложил детским психологам обратить внимание на сверстников ребенка и на его общение с ними, эффективность которого будет определять его социальное и психологическое развитие [7].

Проведение первых исследований, изучающих психологические особенности детей с нарушениями речи датируется концом девятнадцатого – началом двадцатого века. Интерес ученых в то время ориентировался на то, чтобы исследовать познавательную деятельность детей с тяжёлыми патологиями речи, имеющих органическую природу[4].

Особенности развития социально-коммуникативных навыков у школьников с тяжелыми нарушениями речи, рассматривали такие психологи и педагоги как Т.Н. Волковская, О.В. Дзюба, Л.С. Дмитриевская Т.А. Репина, А.Г. Рузская [8].

Учеными проведено рассмотрение отличительных особенностей, характеризующих коммуникативное поведение детей и различный уровень развития речи, которая отличается разным структурным видом ее расстройств. Итоги этой работы, дали возможность специалистам обоснованно указать направление, по которому необходимо формировать речь у детей разного возраста, имеющих разные формы патологий речи [5].

В работе, автором которой была Г. Х. Юсупова, были рассмотрены особенности, характеризующие личность детей с ТНР. Также автор указал, что личность такого ребенка развивается своеобразно по своему качеству и нарушения личностного и коммуникативного характера, проявляются у него также по-разному [4].

В данный момент времени вопрос по созданию умения взаимодействовать друг с другом у учеников младшего школьного возраста с ТНР, не является полностью исследованным и требует дальнейшего изучения.

Дети, страдающие ТНР, являются отдельной категорией детей, имеющих отклонения развития, они обладают слухом, у них нет первичного нарушения интеллекта, однако присутствуют довольно серьезные расстройства речи, оказывающие влияние на развитие их психики [7].

Продуктивное общение у ребят, страдающих ТНР, имеет две стороны: продуктивное общение в условиях школы, то есть продуктивное педагогическое общение, и реализация общения учеников между собой.

Общение является очень сложным и разносторонним процессом, при котором формируются и развиваются личностные контакты, реализуя потребность человека осуществлять общую деятельность, при которых люди обмениваются информацией друг с другом, вырабатывают общую стратегию по взаимодействию, воспринимают и понимают других людей[7].

Рассмотрим особенности общения младших школьников с ТНР, выраженных дизартрией, ринолалие и заиканием.

Дизартрией называют одно из речевых нарушений, при котором нарушена ее произносительная сторона речи, поскольку у ребенка недостаточно иннервирован речевой аппарат [1].

Дети с дизартрией имеют в первую очередь нарушение мотивационного и потребностного элемента навыков коммуникации – желания применения форм общения, формирования эмоционального контакта при общении, нарушается социальная, а также личностно-позитивная мотивация общаться с окружающими. Коммуникативные способности создаются в 2 этапа: человек в первую очередь овладевает языком, а затем учится использовать его при той или иной коммуникативной ситуации [1].

Обучать детей, у которых присутствует дизартрия можно с большей эффективностью, когда этот процесс будет построен на ряде принципов, предполагающих дифференциацию и индивидуализацию, мотивацию осуществлять продуктивные коммуникации. Этого можно достичь, формируя мотивирующую среду, объединить между собой когнитивный, эмоциональный и поведенческий элементы, составляющие личность, для чего дети должны быть вовлечены в проведение практических коммуникаций и обеспечивать этот процесс методически и организационно, необходимо поэтапно. 

Самая сложная категория детей с ТНР, является детьми, которые имеют ринолалию открытого типа, поскольку у таких детей полностью нарушаются все стороны речи - лексическая, грамматическая и фонетическая. В основном у них полностью нарушается произношение звуков, на что влияют анатомические и функциональные особенности, которые имеет их артикуляционный аппарат, нарушается формирование дыхания речи и фонематический слух [6].

Младшим школьникам, у которых присутствует ринолалия, очень трудно общаться с другими детьми, они плохо адаптируются в детском коллективе, когда формируют межличностные контакты со сверстниками, в особенности, когда организуется общая деятельность [6].

Заиканием является одним из недостатков речи, когда при разговоре человек сталкивается со специфическими затруднениями, если произносит слова или фразы. Они выражены в том, что когда человек говорит, то возникают непреднамеренные остановки речи, повторяются отдельные звуки, слоги, слова, при этом зачастую непроизвольно судорожно сокращаются лицевые и шейные мышцы или конечности [2].

Младшие школьники, имеющие заикание обладают следующими характерными особенностями:

  • у них нет в полной мере сформированного желания коллективно взаимодействовать с другими детьми;
  • у этих детей присутствует недостаток эмоциональной включенности в деятельность других детей;
  • они почти не сопереживают другим детям;
  • в их действиях преобладает прагматизм, если они оказывают помощь другим детям.

У младших школьников с заиканием слабо сформированы коммуникативные навыки: отсутствуют навыки средств общения, и отсутствует стремление к общению с другими детьми [2].

Проанализировав литературу по данной проблеме, мы можем сказать, что ТНР будут определять то, что появляются специфические особенности коммуникаций в коллективах, барьеры коммуникаций, мешающих эффективному общению. То, что ребенок осознает свой дефект, будет отрицательно влиять на то, как будет развиваться впоследствии его личность. Проведение нормализации речи детям, страдающим тяжелыми нарущениями речи, своевременное предоставление логопедической и психологической помощи, проведение коррекционных работ, позволит полноценно развиваться ребенку в личностном отношении.

Рассмотрим взаимодействие и сотрудничество детей с ТНР.

Взаимодействием называют согласованную деятельность, при помощи которой достигаются общие цели и результаты, когда участники взаимодействия решают важную, по их мнению, проблему или задачу [7].

Что сформировать взаимодействие на уроке или групповом занятии, следует создать ряд условий, позволяющих активно вовлекать тех, кто участвует в образовательном процессе в процесс обсуждения какого-либо вопроса, анализировать исследуемый объект, подготавливать материал к использованию его в проекте, осуществлять общение между участниками проекта, принимать ценности всех частников, учитывать их интересы, особенности и устремления, развивать внутренние силы детей и уметь отвечать за собственные поступки.

Пользуясь при общении с детьми разными средствами, методами, способами, при помощи которых можно организовать взаимодействие между собой, возможно решение наиболее сложных проблем. Кроме того, следует всегда заинтересовывать учеников на изучение чего-либо (например, рассказать интересную историю, в которой фигурируют известные люди, постоянно благодарить учеников за проведение общей работы, поощрять их), учить их быть более самостоятельными и практичными, поддерживать творческие и интеллектуальные инициативы.

Каждый из детей любит, когда их преподаватель соединяет в себе внешнюю и внутреннюю красоту, стремиться эстетически выразить свой внешний вид, что необходимо быть у всех преподавателей. Вербальные способы, при помощи которых осуществляется взаимодействие, представляют собой речевую технику, в которую входят навыки речевого дыхания, образование голоса, дикция, что дает возможность преподавателю представить ученику, насколько богатым и содержательным может быть то или иное слово.

Общение в любом случае осуществляется по направлению к другому человеку. Для того, выступает ли то или другое взаимодействие как общение, пользуются 4-мя критериями, которые выделил Бодалев А. А. [3]:

  • процесс общения обуславливается вниманием и интересом к другим людям, без этого не возникнет никакого взаимодействия. 
  • общение в любом случае предполагает эмоциональность при обращении к другому человеку.
  • общение является инициативными актами, осуществляемыми для того, чтобы привлечь внимание собеседника. 
  • при общении предполагается, что человек чувствителен к тому, как к нему относится другой человек.

Итак, общение является очень важным фактором, определяющим, как ребенок с тяжелыми нарушениями речи будет развиваться в социальном и психическом плане. Лишь контактируя с взрослым человеком, ребенок сможет впитать в себя общественный и исторический опыт. Если ребенок ограничен в общении, то это отрицательно влияет на его развитие. 

Нормализация речи детей с ТНР, своевременно оказанная логопедическая и психологическая помощь, коррекционная работа – все это позволяет полноценно развивать личность ребенка.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии. Коррекционная педагогика. 2004. № 1. 42 с.
  2. Белякова Л.И. Заикание: учебное пособие для студентов педагогических ин–в по спец. «Логопедия» М.: В. Секачев. 1998. 438 с.
  3. Бодалев А.А. Психология общения. Воронеж: НПО МОДЭК 1996. 256 с.
  4. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М.1990. 128 с.
  5. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой. Архангельск, 2009. 401 с.
  6. Логопедия. Теория и практика под ред. Филичевой Т. Б. М.: Эксмо. 2017. 608 с.
  7. Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. Под редакцией В.И. Загвязинского: Академия. 2008.
  8. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. Под научной ред. И.Ю. Левченко. М.: Национальный книжный центр, 2014. 96 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: