УДК 372.881.111.1

Многообразие нейросетей в обучении критическому мышлению на уроках английского языка

Бочарова Анна Дмитриевна – студентка магистратуры Московской международной академии

Аннотация: В статье дана классификация цифровых средств обучения на базе искусственного интеллекта (нейросетей), используемых с целью развития навыка критического мышления при обучении английскому языку. Нейросети разбиты на категории в зависимости от цели их использования участниками образовательного процесса. Актуальность темы обусловлена разнообразием ИИ-инструментов, повышенным вниманием со стороны общества и необходимостью педагогам ориентироваться в последних тенденциях образовательного процесса. В рамках темы существует большое количество неизученных аспектов, и данная статья сосредоточена больше на исследовании  стадий развития критического мышления и подборе нейросетей, которые отвечают задачам каждой стадии.

Ключевые слова: искусственный интеллект в образовании, критическое мышление, нейросети, изучение иностранных языков, цифровая трансформация обучения иностранным языкам.

В данный момент наблюдается ускоренная цифровизация всех сфер жизни, и одним из самых перспективных направлений в этой области является искусственный интеллект (далее – ИИ).

Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Также в 2020 г. в состав нацпроекта «Цифровая экономика» вошел федеральный проект «Искусственный интеллект» [1].

Образование – одна из сфер, переживающих заметную трансформацию в связи с появлением ИИ и на данный момент оценки этих изменений нельзя назвать однозначными.

С одной стороны, некоторые сравнивают искусственный интеллект с калькуляторами в классе, подчеркивая, что учащимся по-прежнему необходимы базовые знания. С другой стороны, искусственный интеллект может поднять планку, требуя от учеников редактировать и курировать созданный ИИ контент, способствуя более глубокому вовлечению и творчеству. В блоге Кембриджа, например, рассказывается о том, как учителя могут развивать навыки критического мышления учащихся, внедряя ИИ в свои уроки.

В целом, в использовании ИИ в образовании в рамках реального педагогического опыта еще много неизученных аспектов, однако целью данной статьи является попытка классифицировать инструменты искусственного интеллекта, которые возможно использовать при развитии критического мышления в рамках обучения иностранному языку.

В контексте обучения иностранному языку критическое мышление подразумевает способность студента к осмысленному анализу, оценке и применению информации, полученной на иностранном языке. В таком разрезе критическое мышление может проходить через следующие стадии [7]:

Определение проблемы

Если критическое мышление рассматривается в основном как деятельность, направленная на достижение цели, то первым элементом является определение вопроса или проблемы, которую необходимо решить. Однако процесс критического мышления может быть запущен просто наблюдением за явлением, которое привлекает наше внимание и требует объяснения.

Исследование и сбор информации

Необходимо собирать разнообразную информацию, а также уметь выделять ключевые моменты, изучать противоположные точки зрения и их аргументацию, чтобы получить исчерпывающие знания по заданной теме.

Критика информации

Способность критически относиться к информации, полученной на иностранном языке, важна для избегания манипуляций и неправильного понимания. Студенты могут развивать навыки проверки достоверности источников, анализа аргументации и различных точек зрения.

Умозаключение

Какие выводы можно сделать, изучив информацию? Можем ли мы использовать наши предыдущие знания, чтобы помочь нам сделать выводы?

Развитие навыков обсуждения

Умение выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения на иностранном языке способствует развитию критического мышления. Это включает в себя умение задавать вопросы, высказывать сомнения и анализировать ответы собеседников.

Принятие информированных решений

Студенты, обладающие критическим мышлением на иностранном языке, способны принимать информированные решения, основанные на всех вышеперечисленных элементах.

Российская библиотека нейросетей насчитывает более 2000 инструментов, среди которых более 65 возможно применять в обучении, в то время как библиотека нейросетей, разработанных специально для сферы образования, сайта https://aieducator.tools/ включает более 140 инструментов. Еще большее разнообразие предлагает сайт https://theresanaiforthat.com/, лидирующий ИИ-агрегатор с базой в более чем 13 000 ИИ-иснтрументов. Отличительной особенностью этого агрегатора является то, что он способен предложить нейросети, решающие задачи определенной профессии, например, выдает более 3000 ИИ-инструментов, подходящих для учителя английского языка как иностранного.  

Необходимость учителю ориентироваться в таком многообразии инструментов, выдвигает на первый план задачу их классификации.

Можно предложить следующую классификацию нейросетей, используемых в образовательном процессе в зависимости от цели.

  1. Инструменты для обратной связи и рефлексии: gotFeedback by gotLearning, Goblin Tools, Grammarly и др.
  2. Инструменты контроля, генераторы тестов и викторин: Quizziz AI, QuestionWell и др.
  3. Инструменты-конструкторы учебных материалов: Twee, Magicschool.ai, Diffit, Eduaide и др.
  4. Инструменты для геймификации обучения: Gibbly и др.
  5. ИИ-ассистенты для студентов: Call Annie и др.
  6. Инструменты для развития навыков дискуссии: Kialo, Parlay и др.
  7. Инструменты генеративного поиска для развития навыков работы с текстом: чат-боты Pi, Perplexity, ChatGPT и др.
  8. Инструменты для коллаборации: Miro Assist, FigJamBot и др.
  9. Инструменты для создания/преобразования видео-/аудио контента: AudioPen, Summarize.tech, Murf, Gamma и др.
  10. Исходя из основных стадий через которые проходит критическое мышление в контексте изучения иностранного языка, можно предложить следующую классификацию нейросетей.
    Инструменты для постановки и определения проблемы. Онлайн-симуляции – это цифровые модели реальных явлений или ситуаций, которые позволяют учащимся манипулировать переменными, проверять гипотезы и наблюдать за результатами. Например, онлайн симуляции на сервисе Google Earth могут помочь учащимся изучить последствия изменения климата и сформулировать проблему.
    2. Инструменты для сбора информации. Например, Чат-боты или обучающие платформы на основе запросов, вроде Perplexity, могут быть использованы для поиска самых популярных решений борьбы с изменениями климата.
    3. Инструменты для критики информации. Инструменты для построения ментальных карт, например, Miro с поддержкой ИИ, помогают учащимся визуально упорядочить мысли, побуждая их критически осмысливать взаимосвязи между понятиями.
    4. Инструменты для совершения умозаключений. В эту группу можно отнести инструменты для создания и обмена повествованиями, передающими сообщение или точку зрения. Они помогают учащимся развить навыки критического мышления, повышая их коммуникабельность, способность к сотрудничеству и медиаграмотность. Например, такие инструменты цифрового сторителлинга как EditPad AI Story Generator могут помочь учащимся исследовать и представлять интересующие их темы, размышлять о своем учебном опыте или отстаивать социальные проблемы.
    5. Инструменты для развития навыков обсуждения. Это платформы, способствующие проведению дискуссий и дебатов, могут помочь учащимся развить навыки критического мышления, познакомив их с различными точками зрения и побудив их анализировать и оценивать аргументы. Например, платформы Kialo и Parlay.

Таким образом, возможно заметить, что выбор нейросетей, которые возможно применять в ходе образовательного процесса, чрезвычайно велик. Свою эффективность в образовательном процессе показывают как средства, разработанные специально для обучения, так и инструменты для других процессов. В зависимости от цели использования нейросети, используемые в процессе обучения можно разделит на девять категорий.

Кроме того, нейросети можно разделить в зависимости от стадии процесса критического мышления, на которой их использование будет наиболее целесообразным. Это обеспечит более адекватный выбор инструментов учителем.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" // Официальный сайт правовой информации Российской Федерации (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910110003).
  2. Искусственный интеллект Российской Федерации [Электронный ресурс]: портал нацпроекта ИИ РФ = ai.gov.ru // Москва. – 2024. – Режим доступа: URL: https://ai.gov.ru/. – 25.01.2024
  3. Каталог нейросетей [Электронный ресурс]: б-ка нейросетей = ailib.ru // Нижний Новгород. - 2024. -Режим доступа: URL: https:// https://ailib.ru/. – 25.01.2024
  4. AI educator tools [Электронный ресурс]: б-ка нейросетей = aieducator.tools // 2023. - Режим доступа: URL: https://aieducator.tools/. – 25.01.2024
  5. How AI Shapes the Future of Critical Thinking [Электронный ресурс] : корпоративный портал = gagster.com //01.09.2023. - Режим доступа: URL: https://gigster.com/blog/ai-critical-thinking/. – 25.01.2024
  6. Enhancing learners’ critical thinking skills with AI-assisted technology [Электронный ресурс]: образовательный блог Кэмбридж = cambridge.org // 30.03.2023. – Режим доступа: URL: https://www.cambridge.org/elt/blog/2023/03/30/enhancing-learners-critical-thinking-skills-with-ai-assisted-technology/. – 01.2024
  7. Teaching Critical Thinking Skills in the ESL Classroom [Электронный ресурс] : метод. портал = bridge.edu // 22.12.2022. – Режим доступа: URL: https://bridge.edu/tefl/blog/teaching-critical-thinking-skills-esl-classroom/#What_are_the_elements_of_critical_thinking/. – 25.01.2024
  8. There's An AI For That [Электронный ресурс]: б-ка нейросетей = com // 2022. – Режим доступа: URL: https://theresanaiforthat.com/job/esl-teacher/. – 25.01.2024.

Интересная статья? Поделись ей с другими: