УДК 37

Использование наглядной схемы для развития диалектического мышления у дошкольников

Тищенко Наталья Анатолиевна – сотрудник Детского сада № 10 (г. Сим, Челябинская область)

Аннотация: Данная статья носит обобщающий характер опыта работы специалиста дошкольного образования при использовании наглядной схемы для развития диалектического мышления у дошкольников. Приводятся примеры диагностических методик, ресурсов для развития диалектического мышления у дошкольников.  

Ключевые слова: наглядная схема, развития диалектического мышления, дошкольники.

Наталья Анатолиевна Тищенко в своей профессиональной деятельности, работая с детскими нарративами, использует доступные ресурсы для развития диалектического мышления старших дошкольников. В своей работе, она акцентирует внимание на особенностях решения игровых задач в ходе режиссерской игры с опорой на рисунок. Так она доказала, что возможно влиять на уровень познавательного развития ребенка. В частности, ей удалось обнаружить взаимосвязи уровня режиссерской игры с результатами выполнения таких стандартизированных методик, как тест Векслера, матрицы Равена, «Рисунок человека», тест Торренса.

Преимуществом данной практики выступает то, что применение наглядной модели «начало – конец – середина» при фантазировании или сочинении историй стимулирует детей на достаточно сложное повествование, которое включает оперирование отношениями противоположности. Еще не маловажным преимуществом является возможность создания нарративов для когнитивного развития, и развития диалектического мышления у старших дошкольников.

Достижение образовательных результатов обеспечивается соблюдением принципов дошкольного образования: развитие зоны ближайшего развития; реализация культуросообразности; использование деятельностного подхода; соблюдение возрастного соответствия; использование развивающего обучения; соблюдение амплификации развития; обеспечение пространства детской реализации.

Так же считаем, эффективным способом достижения образовательных результатов выступает своевременное решение вопросов и проблем по организации образовательной среды, осовременивании и улучшении материально-технической базы учреждения, социализации детей при привлечении сил социальных партнеров. Так в результате совместной деятельности ДОУ и социальных партнёров (школы, библиотеки, музеи, кинотеатры, детские театральные школы, спортивные школы и секции района конкретного ДОУ и др.) позволяют достигать качественных образовательных результатов, удовлетворять потребности и запросы родителей.

Для реализации практики могут быть использованы следующие образовательные контенты:

  1. Цифровой образовательный контент: Учи. Ру https://uchi.ru/. УРОК.РФ https://урок.рф/. «Единая коллекция ЦОР» (http://school—collection.edu.ru/). Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/about/).5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/). Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/). Российский общеобразовательный портал (school.edu.ru). Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (http://www.ege.edu.ru)
  2. Сайт образовательного учреждения
  3. Страничка в социальных сетях Вк, одноклассники. Каналы в мессенджерах учреждения. В мессенджерах учреждения, например телеграмм, возможно создание канала для публикации для родителей «живых видео уроков» с обучением родителей разным приемам развития детей (развитие моторной координации, речи и ее активности, развитию наглядно – образного мышления, творческого мышления, всех когнитивных способностей), так же на этом канале можно публиковать видео лекции о развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
  4. Персонализированный контент с использованием электронной почты.
  5. Ведение личного блога работником образовательного учреждения.
  6. Далее представим ГАЙД для педагогов детского сада
  7. Использование ТРИЗ технологии для развития диалектического мышления. Наглядная схема представлена на рисунке 1.

image001

Рисунок 1. Схема использование ТРИЗ технологии для развития диалектического мышления [1].

Таким образом, использование наглядной схемы для развития диалектического мышления у дошкольников может быть полезным. Использование наглядных изображений и рисунков может помочь детям лучше понять и запомнить информацию. Рисунки могут быть использованы для визуализации концепций и отношений между ними. Дополняется игра различными манипулятивными материалами, такими как карточки с изображениями, фигурки, пазлы и т.д., может помочь детям активно взаимодействовать с информацией и развивать свои навыки мышления. Включение игровых элементов и задач в схему может сделать процесс обучения более интересным и привлекательным для детей. Игры могут помочь детям применять полученные знания на практике и развивать свои когнитивные навыки. Также использование книг и рассказов с интересными историями и персонажами может помочь детям лучше понять и запомнить информацию. Чтение и обсуждение книг может стимулировать развитие диалектического мышления и фантазии у детей. Не стоит забывать о том, что дополняя практику интерактивными дидактическими материалами, компьютерными программами и приложениями также может быть эффективным для развития диалектического мышления у детей.

Список литературы

  1. Веракса Николай Евгеньевич, Свиридова Екатерина Владимировна, Туребаев Дастан Арыстанович, Фоминых Анна Яновна Диалектическое мышление дошкольников и шкала оценивания поддержки диалектического мышления детей образовательной средой дошкольного учреждения // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskoe-myshlenie-doshkolnikov-i-shkala-otsenivaniya-podderzhki-dialekticheskogo-myshleniya-detey-obrazovatelnoy-sredoy (дата обращения: 21.03.2022).
  2. Современный детский сад: каким он должен быть? / Под ред. О.А. Шиян. – М.: Мозаика-Синтез, 2023.
  3. Современный детский сад: универсальные целевые ориентиры / Под ред. О.А. Шиян. – М.: Мозаика-Синтез, 2023.
  4. Шиян О.А. Наглядная схема как средство решения диалектических задач у дошкольников URL: http://school2100.com/upload/iblock/831/83159013459edbddc6923f4bb5d5dc6c.pdf
  5. Шиян О.А. Наглядная схема как средство решения диалектических задач у дошкольников // Начальная школа: плюс до и после
  6. Шиян О.А. Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников // Современное дошкольное образование. – 2018. – № 6 (88). – С. 11-27.

Интересная статья? Поделись ей с другими: