УДК 37
Использование наглядной схемы для развития диалектического мышления у дошкольников
Тищенко Наталья Анатолиевна – сотрудник Детского сада № 10 (г. Сим, Челябинская область)
Аннотация: Данная статья носит обобщающий характер опыта работы специалиста дошкольного образования при использовании наглядной схемы для развития диалектического мышления у дошкольников. Приводятся примеры диагностических методик, ресурсов для развития диалектического мышления у дошкольников.
Ключевые слова: наглядная схема, развития диалектического мышления, дошкольники.
Наталья Анатолиевна Тищенко в своей профессиональной деятельности, работая с детскими нарративами, использует доступные ресурсы для развития диалектического мышления старших дошкольников. В своей работе, она акцентирует внимание на особенностях решения игровых задач в ходе режиссерской игры с опорой на рисунок. Так она доказала, что возможно влиять на уровень познавательного развития ребенка. В частности, ей удалось обнаружить взаимосвязи уровня режиссерской игры с результатами выполнения таких стандартизированных методик, как тест Векслера, матрицы Равена, «Рисунок человека», тест Торренса.
Преимуществом данной практики выступает то, что применение наглядной модели «начало – конец – середина» при фантазировании или сочинении историй стимулирует детей на достаточно сложное повествование, которое включает оперирование отношениями противоположности. Еще не маловажным преимуществом является возможность создания нарративов для когнитивного развития, и развития диалектического мышления у старших дошкольников.
Достижение образовательных результатов обеспечивается соблюдением принципов дошкольного образования: развитие зоны ближайшего развития; реализация культуросообразности; использование деятельностного подхода; соблюдение возрастного соответствия; использование развивающего обучения; соблюдение амплификации развития; обеспечение пространства детской реализации.
Так же считаем, эффективным способом достижения образовательных результатов выступает своевременное решение вопросов и проблем по организации образовательной среды, осовременивании и улучшении материально-технической базы учреждения, социализации детей при привлечении сил социальных партнеров. Так в результате совместной деятельности ДОУ и социальных партнёров (школы, библиотеки, музеи, кинотеатры, детские театральные школы, спортивные школы и секции района конкретного ДОУ и др.) позволяют достигать качественных образовательных результатов, удовлетворять потребности и запросы родителей.
Для реализации практики могут быть использованы следующие образовательные контенты:
- Цифровой образовательный контент: Учи. Ру https://uchi.ru/. УРОК.РФ https://урок.рф/. «Единая коллекция ЦОР» (http://school—collection.edu.ru/). Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/about/).5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/). Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/). Российский общеобразовательный портал (school.edu.ru). Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (http://www.ege.edu.ru)
- Сайт образовательного учреждения
- Страничка в социальных сетях Вк, одноклассники. Каналы в мессенджерах учреждения. В мессенджерах учреждения, например телеграмм, возможно создание канала для публикации для родителей «живых видео уроков» с обучением родителей разным приемам развития детей (развитие моторной координации, речи и ее активности, развитию наглядно – образного мышления, творческого мышления, всех когнитивных способностей), так же на этом канале можно публиковать видео лекции о развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
- Персонализированный контент с использованием электронной почты.
- Ведение личного блога работником образовательного учреждения.
- Далее представим ГАЙД для педагогов детского сада
- Использование ТРИЗ технологии для развития диалектического мышления. Наглядная схема представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема использование ТРИЗ технологии для развития диалектического мышления [1].
Таким образом, использование наглядной схемы для развития диалектического мышления у дошкольников может быть полезным. Использование наглядных изображений и рисунков может помочь детям лучше понять и запомнить информацию. Рисунки могут быть использованы для визуализации концепций и отношений между ними. Дополняется игра различными манипулятивными материалами, такими как карточки с изображениями, фигурки, пазлы и т.д., может помочь детям активно взаимодействовать с информацией и развивать свои навыки мышления. Включение игровых элементов и задач в схему может сделать процесс обучения более интересным и привлекательным для детей. Игры могут помочь детям применять полученные знания на практике и развивать свои когнитивные навыки. Также использование книг и рассказов с интересными историями и персонажами может помочь детям лучше понять и запомнить информацию. Чтение и обсуждение книг может стимулировать развитие диалектического мышления и фантазии у детей. Не стоит забывать о том, что дополняя практику интерактивными дидактическими материалами, компьютерными программами и приложениями также может быть эффективным для развития диалектического мышления у детей.
Список литературы
- Веракса Николай Евгеньевич, Свиридова Екатерина Владимировна, Туребаев Дастан Арыстанович, Фоминых Анна Яновна Диалектическое мышление дошкольников и шкала оценивания поддержки диалектического мышления детей образовательной средой дошкольного учреждения // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskoe-myshlenie-doshkolnikov-i-shkala-otsenivaniya-podderzhki-dialekticheskogo-myshleniya-detey-obrazovatelnoy-sredoy (дата обращения: 21.03.2022).
- Современный детский сад: каким он должен быть? / Под ред. О.А. Шиян. – М.: Мозаика-Синтез, 2023.
- Современный детский сад: универсальные целевые ориентиры / Под ред. О.А. Шиян. – М.: Мозаика-Синтез, 2023.
- Шиян О.А. Наглядная схема как средство решения диалектических задач у дошкольников URL: http://school2100.com/upload/iblock/831/83159013459edbddc6923f4bb5d5dc6c.pdf
- Шиян О.А. Наглядная схема как средство решения диалектических задач у дошкольников // Начальная школа: плюс до и после
- Шиян О.А. Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников // Современное дошкольное образование. – 2018. – № 6 (88). – С. 11-27.