УДК 687.4

Головные уборы Нижегородской губернии в коллекции Н. Л. Шабельской

Соколова Евгения Владиславовна – магистр кафедры Теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Аннотация: Статья посвящена традиционным женским головным уборам нижегородской губернии, являющимися частью коллекции Н. Л. Шабельской. Коллекция Н. Л. Шабельской была одной из крупнейших коллекций народного костюма и аксессуаров, собранных в конце XIX – начале XX вв. Целостность коллекции сохранить не удалось, поэтому в данной статье рассматриваются предметы, в данный момент хранящиеся в Российском Этнографическом музее и Метрополитен музее в Нью-Йорке. Разрозненность предметов коллекции осложняет их полноценный анализ. В данной статье изучаются типы головных уборов, характерные для Нижегородской губернии XIX в., приводятся примеры головных уборов из коллекции Н. Л. Шабельской, анализируется техника золотной вышивки, применяемая в изготовлении уборов и характерные орнаменты, использованные декоре головных уборов. Для правильного анализа головных уборов, техник и декора были использованы методы исторический, культурологический, описательный и семиотический. В результате исследования выделяются основные типы женских головных уборов, бытовавших на территории Нижегородской губернии, такие как кокошник, платок, косынка и «головка» и определяются их соотношения с костюмным комплексом. Рассматриваются технологические и художественнее особенности золотной вышивки, применяемой для декорирования головных уборов. Изучается влияние старообрядческой культуры на художественные особенности головных уборов и семантику орнаментов, использующихся для декорирования народного костюма и головных уборов. Выявляются взаимовлияние светской моды и народных мотивов и степень стилизации народного орнамента в коллекционных головных уборах в угоду романтизации национального костюма.

Ключевые слова: головные уборы, Н. Л. Шабельская, кокошник, платок, головка, золотная вышивка, нижегородская губерния.

Проблема изучения и сохранения культурно-исторических традиций русского народа занимала отечественных ученых на протяжении нескольких веков. Одним из важнейших элементов русской культуры является традиционный народный костюм. Сохранение образцов народного костюма является важнейшим направлением этнографической науки, позволяющем изучать, популяризировать и включать элементы народной культуры в современное культурное пространство.

В статье дается анализ особенностей дошедших до нас образцов головных уборов нижегородской области. Определение степени стилизации традиционной формы и рисунка орнамента в изделиях женского туалета в угоду желаниям заказчика поможет в изучении общей тенденции романтизации образа народного костюма в конце XIX в.

О коллекции Н. Л. Шабельской, ставшей одним из важнейших собраний этнографического материала, писали многие исследователи. С. А. Глебушкин, рассматривающий историю собирательства русского традиционного костюма в России в своей статье выделяет Н. Л. Шабельскую как крупнейшего коллекционера русского костюма на рубеже XIX – XX вв. Части коллекции, хранящейся в Российском этнографическом музее посвящены работы Н. Л. Молотовой, М. А. Сорокиной и О. Н. Филипповой.

Существующая научная классификация головных уборов довольно условна. Так как каждый головной убор мог называться по-разному в зависимости от места бытования. Таким образом, кокошник может называться кикою, кичка может называться кокошником, а еще часто кичка — это часть кокошника. Такое разнообразие обозначений вносит некоторую сложность в попытки классифицировать головные уборы, ведь во времена их бытования конкретные названия не были зафиксированы за соответствующими предметами.

Уже к концу XIX в. увлечение русскими народными мотивами переросло в движение сохранения и развития народных ремесел, фольклора и костюма. Самую крупную и известную коллекцию собрала Н. Л. Шабельская.  

Во время поездок по Волге, в том числе и Нижегородской губернии, знаменитой своими старинными золотными вышивками, Н. Л. Шабельская приобрела первые образцы для своей школы вышивальщиц. Н. Л. Шабельская собирала не только вышивки, но и элементы костюма. Отдельные предметы коллекции были созданы мастерицами из её школы вышивки и кружевоплетения по старинным образцам.

Н. Л. Шабельская стала первым крупным коллекционером предметов русской старины, фиксируя все предметы, атрибутируя их и сортируя по губерниям и уездам. Каталог собрания включал более 4000 предметов. Однако целостность коллекции сохранить не удалось, после смерти Н. Л. Шабельской её обширная коллекция разошлась по российским и зарубежным музеям и частным собраниям.

Этим и объясняется сложность всестороннего изучения коллекции Н. Л. Шабельской. В данной статье предпринята попытка изучить головные уборы с золотной вышивкой Нижегородской губернии из коллекции Н. Л. Шабельской.

В XIX в. Широкое распространение получает городецкая и арзамасская золотная вышивка. Мастерицы Нижегородской губернии вышивали искусные орнаменты на головных уборах, элементах костюма и аксессуарах. Центрами золотной вышивки являлись крупные села на берегу Волги; к числу наиболее известных принадлежит Городец и Лысково. На вышивании головных платков специализировались жители старообрядческих заволжских скитов. На юге от Нижнего Новгорода в Арзамасском уезде промысел существовал в селах Выездное, Ковакса, Чернуха.

Городецкая золотная вышивка – это старинный уникальный вид русского народного искусства. Вышивка берет свои корни от нижегородских старообрядцев, продолжавших традиции древнерусского шитья. Широкое распространение получила ручная вышивка гладью с приёмами золотного шитья. Каждая мастерица работала дома, а общих мастерских не было.

Николаевский и Алексеевский женские монастыри были центрами изящного золотного ремесла в Арзамасе. В них существовали золотошвейные мастерские, которые располагались в специально отведенных кельях. Работа арзамасских рукодельниц-золотошвей высоко ценилась. Золотошвейные мастерские Николаевского и Алексеевского женских монастырей выполняли заказы на плащаницы, оклады к иконам, предметы церковного обихода и священнического облачения, которые поступали из православных храмов и монастырей со всех концов страны. В окрестных селах и монастырях мастерицы вышивали в золотной технике девичьи повязки, женские головные уборы, а также детали женского золотного костюма.

Женщины крайне редко шили кокошники самостоятельно. Обычно этим занимались частные мастерицы или мастерские при монастырях так как работа с дорогими тканями и материалами требовала особых навыков. Головные уборы заказывались или приобретались на больших ярмарках. Одной из самых крупных была Нижегородская ярмарка, куда съезжались торговцы с разных уголков Российской Империи и даже иностранцы.

Продукты и кустарного и промыслового труда шли на продажу из деревень в город. Часто вещи с Нижегородской ярмарки перепродавались в Москву и Петербург. Работы региональных мастериц участвовали в региональных промышленных, ремесленных и кустарных выставках-продажах. Неточность терминологических формулировок затруднят изучение и классификацию сохранившихся предметов народного искусства.

Н. Л. Шабельская посещала Нижегородскую ярмарку во время одной из летних поездок по Волге в конце 70-х гг. XIX в. Представленные на ярмарке произведения кустарного ремесла поразили Н. Л. Шабельскую самобытностью, колоритностью и многообразием.

Количество собранных Шабельской головных уборов и элементов костюма впечатляет. Отличительной на тот момент особенностью её коллекции являлся целенаправленный подбор памятников и серьёзный подход к проблеме их происхождения. Н. Л. Шабельская и её дочери составляли каталоги коллекции, включавшие в себя описание предметов и обязательное указание их бытования по губерниям, а иногда и по уездам.

Золотная вышивка была неотъемлемым декоративным элементом праздничных нижегородских головных уборов и платков. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой дорогостоящей частью костюмного комплекса.

С сарафанным костюмным комплексом было принято надевать кокошник. Такой головной убор, полностью закрывавший волосы, носили замужние женщины в праздничные дни. Этот головной убор состоял из твердой основы из плотного картона и простеганного или проклеенного холста, и был обтянут кумачом, шелком, бархатом, атласом или парчой. Кокошники декорировались речным жемчугом, рубленым перламутром и золотными вышивками. К очелью обычно крепили поднизи в виде сетки с вплетенными в нее жемчужинами.

Кокошники разных губерний различались по конструкции и декору. В Нижегородской губернии наибольшее распространение имели однорогие и двурогие кокошники. Кокошники Нижегородской губернии были несомненным украшением коллекции Н.Л. Шабельской. Большое количество образцов хранится в Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Одни из самых ранних образцов кокошников из коллекции Шабельской датированы XVIII в. Рассмотрим один из таких примеров – кокошник из малинового бархата на подкладке из льняного набойной холста (рисунок 1).

image001

Рисунок 1. Кокошник, Нижегородская губерния, ХVIII в. Бархат; ткань: набойка (хлопчатобумажная); картон; позумент; нити металлические (желтого и белого цвета) Санкт-Петербург, Этнографический музей.

Гребень данного образца округлой формы, а длинные углы гребня, заострены и направлены вниз. Спереди гребень декорирован позументом и золотным шитьем в лом с расколом и узорными прикрепами, с обводкой   контуров рисунка шнуром из золотной нити в виде воздушных петель без прикрепа.  Орнамент растительный и орнитоморфный представляет собой стилизованные гирлянды, дерево с двуглавым орлом на вершине и сказочных птиц.

Концом XVIII – началом XIX вв. датируется следующий кокошник из коллекции Шабельской, находящийся также в собрании Российского Этнографического музея (рисунок 2).

image002image003

Рисунок 2. Кокошник, Нижегородская губерния, г. Арзамас, кон. XVIII – нач. XIX в. Байка: хлопчатобумажная; стекло; шелк; холст; бархат; фольга; нити металлические; позумент; перламутр. Санкт-Петербург, Этнографический музей.

Форма этого образца сходна с предыдущим. Орнамент обильно покрывает как переднюю, так и заднюю часть кокошника. Спереди это серебристые цветы на золотистом фоне, позументы, фольга и вышивка в технике золотного шитья по веревочке и по фону в лом золотной нитью, битью. Дополняют стилизованный растительный орнамент разноцветные стеклянные, и металлические блестки. Тыльная часть обтянута малиновым бархатом и также обильно декорирована в технике золотного шитья, золотой и серебряной нитью. Орнамент тыльной части повторяет элемент, использованный в вышеописанном образце – пышно разветвленное древо с округлыми листьями.

Не менее интересные образцы головных уборов из коллекции Н.Л. Шабельской представлены в собрании Метрополитен музея в Нью-Йорке. Характерным является кокошник, датированный 1800-1880 гг. (рисунок 3). 

image004image005

Рисунок 3. Кокошник, Нижегородская губерния 1800–1880гг. 48.3х33 см. Шёлк, хлопок, бумага, нити металлические, жемчуг, стекло, полудрагоценные камни. Нью Йорк, Метрополитен музей.

Он имеет схожу с предыдущими образцами конструкцию и декор. Спереди гребень выложен позументом и обильно декорирован золотыми и серебряными нитями, блестками и жемчугом. Тыльная же сторона обтянута малиновой тканью и декорирован золотной вышивкой. Центральное место в композиции занимает двуглавый орёл, в окружении стилизованного растительного орнамента.

Золотная вышивка также была распространена и в старообрядческом женском костюме. Так, нижегородские женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки «в роспуск», покрывая голову так, чтобы два конца спускались по спине, а два других были спереди. Такие золотошвейные платки были очень дорогими и позволить их себе могла далеко не каждая семья. Такие платки создавались в монастыре села Чернуха Арзамасского уезда Нижегородской губернии. До 1928 г. в селе Чернуха вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» — оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников и т.д.

Золотошвейные платки отличались разнообразными техническими приемами исполнения. Встречались золотный тамбур в сочетании с черным шелком, хлопчатобумажными и шелковыми тканями. Также существовала вышивка платков битью вприкреп по настилу из мягких нитей, как в гладевой вышивке. Наиболее нарядные узоры выполнялись по карте. В дорогостоящих платках объединялись пряденые металлические нити, нити фасонной крутки, канитель, бить, блестки и другие сверкающие материалы.

Золотошвейные платки в Нижегородской губернии композиционно разделяют на четыре группы. Рассмотрим наиболее декоративно и технически сложный тип, основными мотивами были виноградные гроздья, цветочные розетки и перистые листья. По краям узор оканчивался тонкой извилистой лентой, завязанной бантиками. Подобный платок из коллекции Н. Л. Шабельской присутствует в собрании Этнографического музея в Санкт-Петербурге (рисунок 4). 

image006

Рисунок 4. Косынка Нижегородская губерния втор. пол. XIX в. шелк; нити металлические золотные (бахрома). Санкт-Петербург, Этнографический музей.

В таких платках применялись различные золотные швы (чеканный шов по карте, сочетание плотного настила из золотных пряденых нитей с редкими стежками сверкающей бити, длинные тонкие петли и маленькие блестки и т.д.), что повышало выразительность и стоимость декора.

Заменой дорогостоящему платку в Нижегородской губернии служили более дешевые головные уборы «головка», представляющие собой косынку из атласа или тафты с золотной вышивкой на очелье и по концам. В старообрядческой среде головки были из черного и лилового шелка, но также бытовали головки ярких расцветок. Головки из яркого разноцветного атласа имели плотный золотный орнамент, вписанный в строгие геометрические формы. Основу орнамента, как и на платках составляли розетки, виноградные гроздья, гладкие удлиненные или перистые листья и небольшие птички, шитые вприкреп по карте.

В старообрядческих селах основной декоративный эффект узора на лилово-черных головках достигался разнообразием фактуры матовых и блестящих форм орнамента из бити, золотных нитей, нитей фасонной крутки и блесток. Мотивы орнамента повторяли платочные, но рисунок на данных головных уборах позволял мастерицам отойти от зеркальной симметрии и создать свою индивидуальную композицию. 

Характерным примером старообрядческой головки является экспонат Русского Этнографического музея, датированный второй половиной XIX в. (рисунок 5). Головка выполнена из лилового шёлка. Спереди головной убор декорирован плотной вышивкой золотыми и серебряными нитями. Орнамент представляет собой декорированные шестилистные цветы и банты по краям вышивки. Подобные головные уборы были распространены в Семеновском, Нижегородском, Горбатовском, Балахнинском уездах и бытовали вплоть до конца XIX в. Высокие эстетические качества, трудоемкость и дороговизна материалов созданных в этой технике изделий позволяют сегодня отнести их художественным.

image007

Рисунок 5. «Головка» – женский головной убор, Нижегородская губерния, вт. пол. ХIХ в. Шелк, нити металлические; блёстки. Санкт-Петербург, Этнографический музей.

Незамужние девушки носили девичий убор в виде полоски ткани, обшитой галуном. Для придания очелью конусообразной формы под него подкладывали плотный картон. Очелье праздничной повязки декорировали объемным орнаментом, расшивали его золотыми и серебряными нитями, жемчугом, бисером. Нижний край обрамляли поднизью в виде фестонов. Узел повязки делали под косой тесьмой, продетой в пришитые с изнанки изделия петли.

Располагая данными экспонатами, можно провести художественный анализ и предположить, что эти изделия, обладающие высокими эстетическими свойствами, являются предметами роскоши, выполненными на заказ. Остается открытым вопрос о степени стилизации народных орнаментальных мотивов, часто встречающихся на головных уборах. Качество исполнения и дорогие материалы говорят о том, что эти предметы были изготовлены для богатого заказчика, а значит, народная художественная форма могла интерпретироваться в светском ключе и испытывать влияние моды.

Список литературы

  1. Климова Н.Т. Народная вышивка Горьковской области. Рассказы о народном искусстве. – Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1983. – 190 с.
  2. Глебушкин С.А. История собирательства русского традиционного костюма в России // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2018. С. 69-85
  3. Молотова Н.Л. Н.Л.Шабельская и ее коллекция в Государственном музее этнографии народов СССР // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. XI, 1976. С.169-173.
  4. Назарова И.В. Лексика женских головных уборов в говорах юга нижегородской области: тематические группы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3. 2007. С. 124-127.
  5. Сорокина М.А. Шабельская Наталья Леонидовна. 1845-1904 гг. // Выдающиеся собиратели народного искусства. Из серии «Не корысти ради». Коллекции и коллекционеры Русского музея. Альманах. Вып. 312. 2011. С.130-131.
  6. Филиппова О.Н. Н.Л. Шабельская – выдающийся собиратель народного искусства (1845-1904 гг.) // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Материалы XXXVII международной научно-практической конференции. 2017. С. 90-93.

Интересная статья? Поделись ей с другими: