УДК 7

Методические приемы обучения игры на кларнете

Фань Бовэнь – магистрант Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена.

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые методические приемы обучения игры на кларнете. Автор поднимает проблему точного интонирования кларнетистов, как самого важного исполнительского приема. Определяются методические положения и основные принципы обучения интонированию. Внимание акцентировано на комплексном подходе к обучению и координированию всех исполнительских приемов.

Ключевые слова: кларнет, музыкальное искусство, методика, исполнительские приемы, принципы обучения.

Кларнет как универсальный духовой инструмент камерного и симфонического оркестров обладает большими техническими возможностями в плане регулировки высоты тона. В процессе исполнения кларнетисту необходимо обладать достаточным восприятием инструмента, чтобы снизить вероятность возникновения отклонений от тональности. Преподаватели должны овладеть широким спектром методик интонационного воспитания и применять их в практической деятельности. В процессе самостоятельной игры на кларнете и симфонической игре даже небольшое отклонение от тональности будет иметь большое влияние на результаты исполнения.

Интонационная подготовка кларнета всегда была важным вопросом в обучении игре на кларнете. В последние несколько лет структура кларнета стала более точной, что значительно улучшило качество интонирования кларнета [5, с. 128]. В настоящее время при обучении преподаватели по-прежнему используют классические произведения, которые являются обязательным репертуаром для каждого учащегося. Следует также отметить, что с появлением большого количества современных произведений, в том числе с широким использованием скольжения, двойной артикуляции, смешения, трезвучий и других приемов, исполнительские способности кларнета получили дальнейшее развитие [5, с. 131].

В обучении игре на кларнете изучение аппликатуры является самым основным этапом. В аппликатурной таблице для кларнетистов зафиксированы стандартные аппликатурные позиции, которые исполнители должны знать уметь применять. Только запомнив таблицу аппликатуры, можно найти правильную интонационную позицию при игре. Хотя обучение аппликатурной таблице является самой базовой практикой, оно в значительной степени влияет на все приемы игры на кларнете [4, с. 97]. При обучении аппликатуре существуют некоторые фиксированные шаблоны. На высоту тона также в определенной степени влияет настройка самого инструмента. Если в соответствующей звуковой зоне наблюдается расхождение, следует соответствующим образом отрегулировать высоту звучания инструмента и ознакомиться с его характеристиками. При игре также важно учитывать контроль над звуковедением.

В процессе игры длинных тонов можно не только тренировать дыхание, но и углубить интонационное восприятие. При игре каждая длинная нота должна быть исполнена на одном дыхании, что требует от исполнителя контроля над дыханием. В кларнете обучение длинным тонам можно разделить на три этапа: базовое обучение для того, чтобы учащиеся могли запомнить аппликатуру и акцент звука; после отработки натуральной гаммы продолжается практика длинных нот; затем начинается отработка дыхания между интервалами, изменения формы рта и положения рук при игре [1, с. 687]. На первом этапе необходимо отработать ощущение разницы высоты тона, в основном за счет эффективной совместной тренировки арпеджио и натуральных гамм. На втором этапе больше внимания уделяется отработке легато. На третьем этапе внимание уделяется длинным нотам и гаммам как основам содержания обучения. Этот этап основывается на первых двух этапах, при этом добавляются более сложные ритмы, что позволяет исполнителю достичь более высокого уровня всесторонней координации в различных аспектах, таких как аппликатура, дыхание, интонирование и т.д.

В целом контроль высоты тона достигается за счет собственной памяти исполнителя на высоту тона. Поэтому необходимо тренировать интонацию, чтобы улучшить чувствительность реакции мозга и более точно слышать различия между разными интонационными эффектами. Для исполнителей точность интонирования напрямую связана с владением базовыми навыками [6, с. 15]. В процессе обучения важно слушать разную по стилю музыку, постоянно пополнять базу данных интонаций в своей памяти, улучшать качество интонирования и, в конечном счете, повышать свой исполнительский уровень. Только через повторяющуюся стимуляцию интонирование может сформировать в мозгу привычную реакцию, которая может естественно проявляться при игре. По-настоящему естественное исполнение требует, чтобы точное выражение высоты тона превратилось в условный рефлекс, обеспечивающий плавное исполнение.

Во время обучения игре на кларнете преподаватели могут использовать метод фиксированной интонации, чтобы ученики могли усилить чувствительность к высоте тона при игре длинных нот и понять, как найти оптимальную высоту тона, контролируя дыхание. Метод фиксированной интонации помогает исполнителям получить более глубокое впечатление от интонации. При возникновении проблем со звуком в будущем преподаватели также могут найти подходящее выражение высоты тона, регулируя дыхание. Метод тренировки фиксированного тона относится к тренировке тона во время игры. В определенном смысле тренировка настройки может улучшить способность учеников различать звуки. На практике, многократно тренируя аппликатуру кларнетистов, можно развить физическую память об интонации и выработать внутренний слух, чтобы эффективно поддерживать плавность и стабильность игры на кларнете.

Помимо работы над дыханием и аппликатурой, при обучении интонированию на кларнете следует также уделять внимание использованию способности мозга к распознаванию [2, с. 57]. Преподаватели должны помочь ученикам сформировать подсознательное впечатление об интонации в коре головного мозга, что позволит мозгу сознательно сформировать условно-рефлекторную зону для интонирования. Этот метод обучения обычно сочетается с основной практикой игры на кларнете. Во время каждой тренировки метода преподаватели должны настраивать учеников на концентрацию, усиливать стимуляцию мозга, чтобы воспитать интонационную грамотность. Игра на кларнете предъявляет повышенные требования к координации тела музыканта. Например, игроку необходимо координировать работу плеча, локтя, запястья и пальцев, когда каждый палец движется в своем диапазоне. Стоит отметить, что тренировка координации движений тела – это относительно абстрактное понятие, и учащимся может быть трудно по-настоящему прочувствовать и понять данный принцип. Поэтому преподавателям необходимо доходчиво объяснять принцип согласования движения рук, головы, корпуса и дыхания во время игры.

В процессе игры на кларнете интонационная подготовка является важным звеном, которое требует от преподавателей более глубокого изучения в процессе обучения. В процессе обучения интонации, будь то обучение аппликатуре, базовым навыкам интонирования или интонированию по памяти, необходимо использовать научные методы обучения, чтобы постоянно повышать уровень интонирования учащихся. Только благодаря постоянным базовым тренировкам можно сформировать стабильную интонационную силу и интонационный контроль [3, с. 138]. В процессе обучения преподаватели должны также обобщать свои собственные методы преподавания, находить более эффективные методы, которые могут улучшить интонацию учащихся, придать обучению интерес и обеспечить качество обучения. Только таким образом можно повысить эффективность обучения игре на кларнете.

Список литературы

  1. Chatziioannou, V. Investigating clarinet articulation using a physical model and an artificial blowing machine // Acta Acustica United with Acustica. – 2019. – № 4. – P. 682-694.
  2. Mcdonald, S. Accommodating Learning Differences in the Clarinet Studio // Private Teacher Experiences and Pedagogical Guide. – 2022. – № 3. – P. 53-59.
  3. Weiss, A. Motion types of ancillary gestures in clarinet playing and their influence on the perception of musical performance // Journal of new Music research. – 2018. – № 8. – P. 129-142.
  4. Апатский, В. Н. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства. – М.: Музыка, 2006. – 432 с.
  5. Оленчик, И. Ф. Обучение и исполнительство на кларнете. – М.: АСТ, 2013. – 214 с.
  6. Хотенцев, А. А. Формирование профессиональной компетентности музыканта-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Хотенцев Александр Алексеевич. – Москва, 2007. – 22 с.