УДК 7

Особенности исполнения сюит на примере творчества П. И. Чайковского (оркестровые сюиты Ор 43, ор 53, ор 55, ор 61)

Фэн Шуайшуай – магистрант Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки.

Аннотация: Симфонический стиль является ключевой особенностью музыки Петра Ильича Чайковского, проявляющейся не только в оркестровых сочинениях, но и в оперных произведениях, балетах и камерной музыке. Симфонизм Чайковского полон множества аспектов жизни – от лирики и народности до юмора, драматизма и трагизма. Он способен выразить самое существенное в эпохе и передать все положительные и отрицательные стороны времени. Оркестровые сюиты Петра Ильича Чайковского выделяются второй половиной XIX века в европейской музыке. Они представляют собой значительный элемент его творчества и стали первыми образцами жанра в русской музыке в непрограммном варианте.

Ключевые слова: Чайковский, сюита, симфоническая музыка.

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что сюиты П. И. Чайковского являются ценной частью русского и мирового музыкального искусства. В данном исследовании проанализированы сюиты П. И. Чайковского. Для его основы были использованы критические статьи Ц. А. Кюи, Н. Д. Кашкина и Г. А. Лароша, а также различные материалы, документы, исследования и научно-популярные книги. Особое внимание уделено работам XX столетия, среди которых можно выделить монографии «П. И. Чайковский» (1959) А. А. Альшванга и «Чайковский. Путь к мастерству» (1962), «Чайковский. Великий мастер» (1968) Н. В. Туманиной.

Симфоническое наследие П.И. Чайковского представлено шестью «номерными» симфониями и программной симфонией «Манфред», к которым добавляются одночастные программные увертюры, поэмы и сюиты, общим числом около 30 произведений. Симфонический стиль является определяющей чертой музыки Чайковского, которая проявляется не только в оркестровых сочинениях, но и в оперных произведениях, балетах и камерной музыке. Самые трогательные страницы оркестровой музыки Чайковского связаны с раскрытием сложных психологических процессов, отражающих трагическое понимание мира, включая внутренние страдания самого композитора. Симфонизм Чайковского является многогранным и отражает множество сторон жизни - лирику, народность, юмор, драматизм и трагизм. Он способен выразить самое важное в эпохе и передать движение времени во всех его контрастах.

Оркестровые сюиты являются совершенно новым жанром для Чайковского, который он освоил в своей первой сюите с присущим ему мастерством. Для русской музыки сюиты Чайковского стали новым явлением в инструментальной музыке. Впервые после Глинки был создан спокойный и уравновешенный музыкальный жанр, отличный от симфонии, «пьес настроением» и программных фантазий.

Основная часть. Первая сюита (ор. 43) посвящена негласно Н.Ф. Мекк. Первые наброски были сделаны в период с 15 по 25 августа 1878 года [1] . Впервые сюита была исполнена в Москве 8 декабря 1879 года под руководством Н.Г. Рубинштейна, а в Петербурге – 25 марта 1880 года под управлением Э.Ф. Направника [1]. В обоих случаях сюита вызвала восторженное признание. Чайковский с большим интересом и энтузиазмом работал над своей первой сюитой, стремясь овладеть этим жанром в совершенстве. В результате длительного творческого отбора была создана следующая последовательность частей: интродукция и фуга ре минор, дивертисмент си-бемоль мажор, интермеццо ре минор, миниатюрный марш ля мажор, скерцо си-бемоль мажор, гавот ре мажор.

Первая часть сюиты представляет собой мастерское исполнение, патетическое выражение и великолепную четырехголосную фугу на широкую тему. Энергичность начальной темы придает всей фуге силу и настойчивость. Умеренный темп moderato e con anima, энергичная ритмика и ярко выраженные акценты определяют характер этой фуги, отмеченный потрясающей музыкальной моторикой.

Дивертисмент – allegro moderato – представляет собой печальный вальс. Это произведение наполнено меланхоличным настроением, переплетенным с оживленными эпизодами. Средний раздел, в ми-бемоль мажоре, приближается к балетной панораме, сохраняя вальсовый ритм.

Интермеццо – andante semplice – звучит скромно и трогательно, своей простотой захватывая и удивляя слушателя. Интермеццо является шедевром лирического и элегического жанра у Чайковского. Великолепное развитие, полное душевного подъема и благородного порыва, достигает пика в среднем эпизоде Ре-мажор.

Миниатюрный марш (moderato con moto) является живописным произведением. Музыка марша занимает диапазон от ля малой октавы до ля четвертой октавы. Уникальный диапазон придает миниатюрному маршу сходство с музыкой игрушечных марионеток из "Щелкунчика" и позволяет признать Чайковского одним из основоположников этого живописного музыкального направления [3].

В скерцо allegro con moto прозвучали две темы. Первая, в си-бемоль мажоре, живая и по своей структуре близка к безудержно веселой теме главной партии четвертой симфонии Бетховена. Вторая тема гораздо богаче содержательна: плавный, проникающий, монотонный мотив в гармоническом обрамлении постоянно пронизывает музыку, создавая сдержанную и ритмически упругую линию на фоне поддерживающего верхнего звука си-бемоль (без баса). Уже на третьем такте мелодия звучит в мажоре и получает устойчивую басовую линию. Путешествие от ми-бемоль минора через соль-бемоль мажор и си-бемоль мажор к доминанте исходной тональности.

Гавот, являющийся последней частью сюиты, выделяется своей изящностью, доступностью и простотой восприятия. Завершая сюиту относительно небольшим номером, Чайковский указывает на развлекательный жанр этой музыки. Несмотря на значительное отличие всех частей сюиты, композитор о заботился о единстве плана и последовательности.

Вторая сюита, «характеристическая», ор. 53, посвящена П. В. Чайковской. Сюита была начата в июне 1883 года в Подушкино и закончена в черновых эскизах к середине августа. Инструментация была завершена в сентябре-октябре того же года в Вербовке и Каменке. На партитуре указана дата 13 октября 1883 года. Впервые она была исполнена в Москве под управлением М. Эрдмансдерфера 4 февраля 1884 года [2].

Контрасты менее напряженных и более напряженных частей становятся все более выразительными по мере приближения к концу сюиты. Например, спокойный "Вальс" сменяется активным "Юмористическим скерцо". Однако следующий контраст, появление крайне пассивных интонаций в "Снах ребенка", существенно резче. А финальная "Дикая пляска" максимально контрастирует с сонным царством предыдущей, четвертой части. Подзаголовок "В стиле Даргомыжского" отчетливо указывает на желаемый композитором бытовой характер сюиты.

Что касается первой части («Игра звуков», Andantino un poco rubato), она сама по себе представляет прототип дальнейших контрастов: ее начало и конец выражают нормальное состояние духа - не вялое, но и не активное, вполне уравновешенное. А средняя часть (Allegro molto vivace), возникающая без какого-либо перехода, полна огромной наступательной энергии. Крепкие унисоны, непрерывное движение и господство одного ритмического мотива, а также великолепная фуга, демонстрируют мастерство Чайковского в полифонической технике. Восходящая мелодия оживленно напоминает мощь старых мастеров полифонии.

Кстати, начальное Andantino уже содержит в себе зерно контраста из-за постоянного чередования размеров - трехдольного и двухдольного.

Тональный план сюиты следующий: первая часть - ре мажор, вторая часть - ля мажор, третья часть - ми мажор, четвертая часть - ля минор, пятая часть - ре мажор. Сюита в целом является примером истинной конструктивности, но не конструктивизма. Она основана на элементарных и сильных жанрах, ритмах и мотивах, создавая цепь растущего напряжения через контрастующие части, при этом контрастность пассивных и активных элементов продолжает возрастать. Вторая сюита является жизнеутверждающим, очень объективным и впечатляющим произведением. Она восхищает своей стройностью и прочностью конструкции.

Третья сюита (ор. 55), в четырех частях, посвящена М. Эрдмансдерферу. Написанная в период между апрелем и концом мая 1884 года в Каменке, третья сюита Петра Ильича Чайковского была оркестрирована до 16 июня того же года в Гранкине и исполнена под руководством Ганса Бюлова 12 января 1885 года в Петербурге. Первое исполнение в Москве состоялось 19 января 1885 года под руководством Эрдмансдерфера [1].

Третья сюита Чайковского представляет собой не только великолепное произведение, но и шедевр жанра. Четыре части сюиты - элегия, меланхолический вальс, скерцо и тема с двенадцатью вариациями - сочетают в себе сложную симфоническую структуру и оригинальный музыкальный язык, при этом они очень популярны и доступны слушателям. Отличительной чертой сюиты от симфонии является жанровая самостоятельность каждой отдельной части, что полностью реализовано в третьей сюите [4]. Композитор демонстрирует не только субъективную жизнь, но и разнообразие реальных образов.

Первая часть третьей сюиты - "Элегия" - написана в соль мажоре (средний раздел - ми-бемоль мажор). Название "элегия" не полностью отражает основную тему, так как она несет в себе не только спокойствие, но и светлую мелодическую основу. Скорее, это идиллическое произведение.

Вторая часть - меланхолический вальс, allegro moderato, ми минор - можно считать одной из тревожных страниц лирики Чайковского. Вальс начинается с загадочного звучания, первую часть исполняют фагот и кларнет, затем вступают виолончели и контрабасы. Мелодия вальса сначала звучит у альтов, затем у флейт, начинаясь с низких звуков. Темная музыка, прерывающаяся повторением восходящей кварты и одного звука, создает печальное содержание. Вальс кажется заглушенным стоном, отзывом какого-то исхудалого мотива улицы. Особенно заметна темнота во второй части в мажоре, где привлекает внимание особая текстура тревожной мелодии, играющей октавами. Реприза, особенно кода с его продолжительным молчанием, напряженно держит слушателя до последних звуков pppp.

Третья часть - эффектное скерцо, presto, ми минор - начинается с тарантеллы. Несмотря на всю активность этой игривой музыки, она иногда выходит за рамки танцевального жанра, проскальзывая в темные оттенки, вызывающие настороженность.

Самая крупная по размеру четвертая часть - тема с вариациями - так ярко выделяется среди остальных, что часто исполняется отдельно. Тема состоит из трех частей (а - в - a): 8 тактов в соль мажоре, 8 тактов в ре мажоре, 8 тактов в соль мажоре. Эта уравновешенная тема, исполняемая первыми скрипками, высоко ценится за свою изысканность и сдержанность. Она сопровождается простыми аккордами остальных струнных инструментов.

Среди вариаций Чайковского трудно найти пример такого ясного просвечивания темы почти во всех вариациях. Чайковский, через сопоставление различных жанров, показал нам своими сюитами яркие образы, полные радости и света, временами немного затмеваемые меланхолией и трагизмом.

Четвертая сюита (ор. 61) Симфоническая сюита "Моцартиана" является музыкальной обработкой трех фортепианных пьес и одного хора Вольфганга Амадея Моцарта. Включает в себя такие композиции, как "Жига для клавира", "Менуэт для клавира", "Католический хорик 'Ave Verum'" (в транскрипции для фортепиано) и десять вариаций для клавира. Композитор внес только незначительные изменения в моцартовские тексты.

Идея написания сюиты возникла у Петра Ильича еще в мае 1884 года, но он начал ее реализовывать только в середине июня 1887 года в Боржоми, а закончил в Аахене 27 июля того же года. Первое исполнение состоялось в Москве под руководством самого автора 14 ноября 1887 года, а 12 декабря того же года - в Петербурге. "Моцартиана" была создана в память столетия первой постановки оперы Моцарта "Дон-Жуан" [5].

В предисловии к первому изданию партитуры «моцартианы» (так композитор назвал свою четвертую сюиту) Чайковский пишет: «большое количество превосходных мелких сочинений моцарта, вследствие непонятной причины, мало известны не только публике, но и многим из музыкантов. Автор аранжировки сюиты, озаглавленной «mozartiana», имел в виду дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества, непритязательных по форме, но преисполненных недосягаемых красот» [5, с. 332].

Заключение

Оркестровые сюиты Петра Ильича Чайковского являются примечательным явлением второй половины XIX века европейской музыки. Они представляют собой значительную область творчества этого композитора и оказались первыми образцами жанра в русской музыке (в непрограммном варианте). Современники Чайковского, такие как А. С. Аренский, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов и другие, обратили свое внимание на эти сюиты, видя в них школу, где разрабатывались новые приемы оркестровки, оттачивалось мастерство создания малых оркестровых форм, возникал вкус к стилизации и творческому диалогу с традициями музыки Барокко и Классицизма. Этот опыт нашел свое продолжение в поздних произведениях Чайковского, особенно в партитурах балетов «Спящая красавица» и «Щелкунчик», а также частично в опере «Пиковая дама» и «Иоланта».

Список литературы

  1. Альшванг А. П. И. Чайковский. М.: Музгиз, 1959. 151 с.
  2. Кашкин Н. Избранные статьи о П. И. Чайковском. М.: Музгиз, 1954. 236 с.
  3. Кюи Ц. Избранные статьи об исполнителях. М.: Музгиз, 1957. С. 49 -53.
  4. Ларош Г. Избранные статьи в 5-и выпусках. Вып.2. Л.: Музыка, 1975. 368 с.
  5. Туманина Н. Чайковский. Путь к мастерству. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 560 с.
  6. Туманина Н. Чайковский. Великий мастер. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1968.487 с.