УДК 7

Использование репрезентативных систем и новизны в продвижении творческих проектов

Чулков Михаил Глебович – магистрант Института открытого образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация: В статье рассматриваются маркетинговые инструменты привлечения клиентов для творческих проектов. Поднимаются вопросы отстройки от конкурентов, рассматривается специфика творческой сферы, рассматривается психология человека в контексте потребления, раскрывается информация о современных проектах. Исследуются органы чувств человека. Рассматриваются технологии воздействия на системы восприятия информации. В качестве примеров приводятся проекты из музыкальных и художественных направлений. 

Ключевые слова: продвижение, психология, нейромаркетинг, творчество.

С каждым днем становится все больше и больше развлекательных проектов в сфере искусства на мировом рынке. Выпускаются фильмы, создается музыка, пишутся картины, развиваются цифровые направления и технологии в искусстве в виде VR и AR.  

Нужно отметить, что развлекательные продукты являются сугубо эмоциональными. В связи этим фактом очень сложно обозначить преимущества при продвижении проекта для отстройки от конкурентов.

В качестве примера можно привести натюрморты. В данном жанре изобразительного искусства авторы воплощают на холсте окружающие человека обыденные предметы.  Известно, что каждый художник видит по-разному, но из-за обилия хоть и эстетичных, но похожих друг на друга работ тяжело заинтересовать аудиторию и перетянуть ее внимание на себя. 

В данной ситуации можно пытаться достичь интереса публики к своим работам хаотичным тестированием, другими словами, ждать, что больше заинтересует и понравится, и возможно будет хит. Или же попробовать разнообразить проект с помощью дополнительных рекламных психологических техник.

В первую очередь хочу затронуть вопрос оригинальности-новизны. Почему так она важна при продвижении любого проекта.

Для начала рассмотрим новизну через призму приема «разрыв шаблона». Этот метод представляет под собой совершенное неожиданно действие или сказанные внезапно слов и фраза. По поводу определенных жизненных ситуаций у человека формируются представления и установки. Когда они нарушаются, то есть происходит что-то неожиданное, человек резко впадает в ступор и переводит свое внимание на источник происходящего.

Обратив взгляд на продукт или его рекламу, человек начинает рассматривать и изучать то, что его так удивило. Мы получаем полную концентрацию внимания.

Далее отрабатывает другая сторона новизны, которая влияет на центры удовольствия в мозге человека [4]. Нейроисследователи определили, что новизна активизирует участки нашего мозга, ответственные за вознаграждение. Для наших предков это было большим подспорьем в эволюции. Это работало, когда они видели новые источники пищи или иные средства выживания.

Сейчас в общей массе мы уже не охотники и не собиратели, но эта схема в мозге по-прежнему действует и заставляет нас находить новые товары (или даже старые в новой упаковке) привлекательными.

Исследовательница Бьянка Уитманн и ее помощники провели исследование, в котором участникам показывали различные карточки. В течение продолжительного промежутка времени, показывали знакомые и новые карточки. Показания ФРМРТ продемонстрировали, что выбор новых карточек активизировал центр удовольствия. Уитманн отметила, что, когда человек выбирает что-то новое у него выделяется гормон дофамин.

Каким же образом новизна может помочь автору в продвижении его творческого проекта? Как можно преобразовать имеющуюся работу принципиально новым образом?

Для этого задействуем дополнительные знания психологии. Ученые выделяют 4 основные системы восприятия мира: визуальная, дискретная, кинестетическая, аудиальная. По-другому их называют репрезентативными системами. Под термином восприятия понимается отражение информации в сознании при помощи органов чувств человека. Именно их и предлагаю рассмотреть в контексте выделения творческого проекта в конкурентной среде.

Автор, создавая свое произведение работает, как правило, с одной из такой систем. Например, художник работает с визуальной, музыкант с аудиальной. Посмотрев на творческую задумку шире, можно задействовать еще другие органы чувств. Добавляя дополнительные способы донесения информации, появляется больше шансов вызвать сильные эмоции у аудитории и произвести положительное итоговое впечатление, а также удивить своей оригинальностью [5].

В качестве примера реализации данной методики можно привести использование нагнетающих звуковых эффектов в фильмах жанра «хоррор». В момент интриги, когда на экране появляется антагонист, усиливается звук нагнетающей музыки и за счет этого страх зрителя начинает расти. В этом примере со зрителем выстраивается коммуникация дополнительным образом через аудио канал, помогая визуальному.

Еще одним более простым примером являются видеоклипы. К музыке добавляются визуальные образы передающие дополнительно смысл произведения. Например, лирическая композиция про ностальгию, добавляются фотографиями из юности автора.

На данный момент расписанные примеры предлагаемой методики кажутся очень простыми и очевидными, ранее же это оказывало шокирующий эффект из-за новизны и вызывало борю эмоций у людей. Это не могло пройти мимо внимания аудитории. Поэтому важно уметь адоптировать методику к имеющимся и появляющимся технологиям.

Из современных подобных проектов данный метод идеально демонстрирует арт-выставка Deep Inside, реализованная в городе Москве в 2022-2024 гг. Автор представляет художественный проект, затрагивающий в своем большом креативном произведении 4 репрезентативные системы. Используя при этом большое разнообразие технологий по работе с органами чувств.

Автор передает идеи радости и гармонии используя каналы восприятия следующим образом:

  1. Основной визуальный канал затронула через живопись, инсталляции, интерактивные проекции, использование новых технологий VR и AR;
  2. Для обоняния использовала натуральные психоактивные ароматы;                     
  3. Проработка аудиального канала идет через частотный стерео саунд дизайн;
  4. И в виде изюминки под каждой композицией расписан текст с глубоким смыслом, над которым нельзя не задуматься. Мы вовлекаемся и начинаем размышлять, анализировать, выстраивать логику, делать выводы и чувствовать эмоции, который хотел передать автор. Именно так задействуется дигитальная система.

Вывод

Использование новизны и задействование дополнительных репрезентативных систем донесет идею творческого проекта ярче, понятнее и сможет помочь выделить креативный продукт среди множества других.

Список литературы

  1. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 304 с.
  2. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
  3. Горнштейн, М. Ю. Современный маркетинг: монография / М. Ю. Горнштейн. – 4-е изд. – Москва: Дашков и К, 2022. – 404 с.
  4. Роджер, Д. Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя / Д. Роджер. – 1. – Минск: Попурри, 2013. – 336 c.
  5. Холл, М. НЛП. Полный курс освоения базовых приемов. / М. Холл, Б. Боденхамер. – Москва: АСТ, 2023. – 448 c.  

Интересная статья? Поделись ей с другими: