УДК 7

Исторические аспекты развития ивентов

Чжу Чаочао – магистрант Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье автор рассматривает историю развития ивентов от древних времен до сегодняшних дней; массовые мероприятия, организовываемые в Древней Греции и Риме. Автор описывает роль и значение средневековых выставок и ярмарок. В статье рассмотрены досуговые практики XVIII-XIX вв. Автор пишет о том, что прообразами современных масштабных ивент-проектов стали мероприятия, приуроченные к важным общественным событиям международного значения. В статье описаны характерные признаки современных мероприятий.

Ключевые слова: выставка, ивент, культурная коммуникация, мероприятие, праздник, ярмарка.

Ивенты имеют глубокие исторические корни. Их современными прообразами являются древние общественные и религиозные ритуалы, которые сформировались в древних культурах в форме символически выстроенного действа (посвящение в воины, выборы вождя, празднование удачной охоты, жертвоприношение и др.) и выполняли важную социальную функцию коммуникации между субъектами этой культуры, служили аккумулированию, сохранению и передаче важных знаний, общественного опыта, верований и т.д., то есть были механизмом обеспечения традиций и культурной памяти. Важной составляющей ритуальных действ было эмоциональное влияние на участников, что в сочетании с содержанием обеспечивало устойчивый и желаемый результат.

Первые упоминания о религиозных праздниках приведены еще в Библии. Они определяются как особые события в жизни сообщества. Для проведения праздников и ритуалов вводились четкие правила – каноны, отклонения от которых были недопустимы и наказывались. Большинство норм сохранились в религиозной практике до сих пор.

Историю и теорию праздников изучает специальная наука – эортология, которая является частью литургики (науки о богослужении). Предметом исследования эортологии являются церковные праздники, их историческое развитие, содержание, предназначение для регулирования повседневной и праздничной церковной жизни.

В древнейшей истории встречаются воспоминания о выставках и ярмарках. В исторической литературе находим упоминания о древних ярмарочных мероприятиях в Римской Империи. Они были незаурядными событиями в экономической и культурной жизни древних римлян, и впоследствии получили распространение в европейских странах. Ярмарки проводили во время важных религиозных праздников или в местах религиозных паломничеств. Средневековые ярмарки – ячейки народных гуляний, карнавалов, развлечений. Богатые ярмарочные традиции имеют культуры в Индии, Азии, Китае. Кроме деловых и торговых выгод, влияния на экономический рост стран, выставочно-ярмарочная деятельность несла четко выраженную социокультурную нагрузку, способствовала налаживанию культурных коммуникаций между странами. Наработанные веками собственные технологии позволяли оформить выставку в особое событие. Этот богатый опыт стал основой для современного ивент-менджмента [3].

Экономические, политические и социальные изменения в обществе стали весомыми факторами, которые обусловили развитие и трансформацию мероприятий в последующие исторические отрезки времени и постепенно сформировали европейские традиции в проведении праздников.

Яркая страница в истории ивентов – античная праздничная культура. Известными праздниками были Дионисии – древнегреческие ежегодные празднования в честь бога Диониса, которые проходили осенью после сбора урожая винограда и продолжались несколько дней. Они содержали праздничные процессии с маскарадным шествием костюмированных актеров, песнями, музыкой, танцами. Важной частью празднований были соревнования драматургов, поэтов, хоров. Дионисии стали весомым фактором развития древнегреческой драматургии и театрального искусства - важной составляющей культурной жизни. Артисты специально создавали трагедии и комедии, которые представляли на главном празднике Великом Дионисии [2, c.82].

Популярными в Древнем Риме были Сатурналии - праздники, содержащие спортивные соревнования атлетов, выступления актеров, процессии, массовые гуляния. В середине лета древние римляне весело отмечали праздник Нептуналии - в честь властителя морей Нептуна. История также донесла до наших дней упоминание о Луперкалии – праздновании в честь начала весны и богини любви. Философия праздника эротизма отражала моральные и эстетические представления общества о человеке как части природы, живущей в гармонии и радости с окружающим миром, призывала к продолжению рода. Соответственно, праздник сопровождался массовым весельем, плясками и пением.

Широкое тематическое разнообразие древних праздников свидетельствует об их тесной связи с повседневной жизнью человека. Они как символические действа представляют ценностные доминанты конкретного исторического периода, которые являются формой культуры, а также важным средством коммуникации между субъектами культуры.

С развитием общества мероприятия становились все более сложными и изысканными. Появились общегородские и государственные праздники, стали проводиться коронации, масштабные религиозные действа (например, восхождение на престол Папы Римского), охватывавшие целые страны и континенты. Состоялась дифференциация праздничных мероприятий [1]. Четко выделились четыре основных формата праздничных событий:

  • религийные церемонии;
  • городские или светские мероприятия (маскарады, баллы, турниры, передвижные театральные представления, художественные выставки и т.п.);
  • сельские праздники (календарные, обрядовые, гуляния, карнавалы);
  • праздники, отражавшие цеховую культуру – прообразы современных корпоративных мероприятий.

Государственные праздники в России начали регулярно отмечать при Петре І, когда внедрялись реформы на европейский лад. Для убедительности нововведений стали широко применять эффектные зрелища, к церковным торжествам добавились государственные и светские праздники. Именно реформы стали катализатором появления массовых праздников и новых общественных традиций. Принудительно вводились празднования Нового года, танцевальные балы и публичные маскарады, так называемые «петровские ассамблеи», и др., которые, кроме досуговой, выполняли функцию официальных приемов, чествования, встречи гостей и послов. Стремительно вошли в досуговую практику XVIII-XIX вв. праздники под открытым небом - массовые гуляния на Масленицу, катание на лошадях, лодках [3, c. 25].

Прообразами современных масштабных ивент-проектов стали мероприятия, приуроченные и к важным общественным событиям международного значения. Это всемирные выставки и ярмарки, которые проводились в разных странах, на разных континентах. Они демонстрировали не только достижения национальных экономик в эпоху промышленной революции, но и играли роль центров общественной и политической деятельности, культурно-художественной жизни, были наполнены разнообразными досуговыми и развлекательными мероприятиями: концертами, балами, церемониями, военными и конными парадами, спортивными соревнованиями и завершались угощением гостей [5].

Информационное общество и технические достижения второй половины ХХ – нач. ХХІ вв. (телевидение, мобильная связь, интернет, цифровые гаджеты) радикальным образом изменили форматы, виды и содержания, которые сейчас развиваются в условиях глобальной публичной медиасреды и особенностей массовой культуры. Современным мероприятиям характерны следующие признаки: высокая степень самоорганизации, креативность, виртуальность. Популярность приобретают новые типы мероприятий: квесты, перфомансы, тимбилдинг, реалити-шоу [4].

Кроме того, современный ивент-рынок характеризуется тем, что инициаторами событий международного масштаба выступают международные организации, профессиональные сообщества, коммерческие компании, общественные или религиозные институции, фонды, в конце концов, города и государства.

Список литературы

  1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Эксимо, – 2015. – 640 с.
  2. Год Б. Игры в жизни и воспитании средневекового европейца // Педагогические науки. – 2018. – №54. – С. 81-87.
  3. Зеленская Л. Ивент-менеджмент: учеб. пособие. – М.: Инфра–М. – 2018. – 148 с.
  4. Радионова О.М. Конспект лекций по курсу «Ивент-технологии». – М.: Наука. – 2015. – 67 с.
  5. Станславская К.А. Художественно-зрелищные формы современной культуры: монография. – М.: МГУ. – 2016. – 352 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: