УДК 7

Изобразительное искусство как коммуникационная система

Ли Тун – магистрант Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности изобразительного искусства как коммуникационной системы. Автор описывает сущность и особенности коммуникативной функции изобразительного искусства, которое понимается как способ общения между художником и зрителем. Автор определяет изобразительное искусство в качестве формы художественного общения.

Ключевые слова: изобразительное искусство, живопись, коммуникационная система, коммуникативная функция, художественный процесс.

Изобразительное искусство – творчество, построенное на законах красоты, продуктом которого являются духовно-эстетические ценности. Оно является неотъемлемой частью социокультурной системы общества и, соответственно, выполняет ряд функций, одной из которых является коммуникативная.

Искусство в его различных формах уже давно признано средством самовыражения и мощной формой общения. Это язык, который не полагается на слова, но говорит о многом. Данное уникальное общение понимается повсеместно, преодолевая культурные и языковые границы, что делает его бесценным средством передачи мыслей, эмоций и повествований.

От самых ранних наскальных рисунков до современного цифрового искусства художники использовали свое ремесло как средство общения с другими людьми. Каждый мазок кисти, каждые удар долота по камню и каждый пиксель, обработанный в цифровой композиции, – это символ, визуальное слово, которое несет послание от художника к зрителю. Это сообщение может быть эмоцией, идеей, критикой или вопросом, вызывающим диалог и провоцирующим размышления.

Таким образом, произведение искусства становится больше, чем просто объектом эстетического восприятия. Оно превращается в тихий, но мощный разговор между художником и зрителем. Благодаря этому диалогу художники делятся своими уникальными взглядами и интерпретациями окружающего мира [1].

Творения художников часто отражают их внутренние мысли, чувства и переживания, душу. Таким образом, произведения искусства действуют как мост, соединяющий разные умы и способствующий взаимопониманию.

Изобразительное искусство может вызвать сочувствие, вдохновить на перемены и бросить вызов социальным нормам. Будь то картина, скульптура или фотография, каждое произведение искусства является свидетельством силы визуальной коммуникации, что делает произведение искусства действительно впечатляющей формой художественного общения.

Изобразительные коммуникативные системы представляют собой переходное звено между однородными коммуникативными средствами и разнородными – синтетическими. Изобразительные коммуникативные системы разнородны по составляющим компонентам и структуре, но используют только один канал передачи информации – визуальный. Для таких систем характерна актуализированная эстетическая функция, однонаправленность коммуникации от художника к зрителю, сильное воздействие на чувства, сознание и подсознание людей благодаря одновременному использованию различных средств: цветовая гамма, различная техника, декоративность и т. и.

Коммуникативная функция изобразительного искусства предполагает наличие коммуникативной системы, имеющей свои объекты, структуру и определенную целостность. В живописи основную информацию и экспрессию передают свет и тень, основной цвет и полутона, фон и перспектива, ритмика линий и др. Структурирование этих компонентов создает неповторимые образные смыслы. Поэтому даже картины, принадлежащие к одному жанру и тождественные по фабуле, оказывают столь разное воздействие.

Коммуникативная функция изобразительного искусства связана с социальной активностью человека, так как произведения изобразительного искусства влияют на становление и развитие личности и определяют ее нравственное сознание и являются важнейшим средством художественно-эстетического воспитания, которое становится возможным благодаря созданной коммуникационной системе в социокультурном пространстве.

Распространенным является восприятие изобразительного искусства средствами коммуникации (массмедийными, рекламными, PR-коммуникациями, агитационными и т.д.) то есть восприятие его как коммуникационной системы со своим особым кодом, контекстом, обратной связью. В общем, коммуникационная система имеет определенную структуру и совокупность коммуникаторов, реципиентов, смысловых сообщений и коммуникационных служб, которые обеспечены материально-техническими ресурсами, профессиональными кадрами и средствами коммуникации.

Соответственно, произведения изобразительного искусства являются частью общей коммуникационной системы, которые создаются, далее представляются родным, друзьям, коллегам и знакомым, и только потом подаются на суд широкой публики и становятся социокультурным феноменом. Все это в целом свидетельствует об интегрированности художника в художественно-эстетическую жизнь общества, обеспеченной определенной социально-коммуникационной системой и формирует социально-культурную реальность общества.

По этому вопросу Тарасова М.В. отмечает: «если художественная коммуникация происходит в социокультурном пространстве, то можно сказать, что социально-художественная коммуникация представляет собой сложную систему, в которой выделяются отдельные циклы: общество – художник, художник – произведение искусства, произведение искусства – потребитель (реципиент). Различные циклы социально-художественной коммуникации могут быть выделены в историческом аспекте: взаимодействие произведения искусства со старой и новой эпохой; трансляция одной и той же художественной модели или образа на протяжении нескольких эпох. Отдельное произведение искусства создается, как правило, одним человеком или группой лиц, искусство как социально-коммуникативная система создается обществом в ходе его исторического развития» [3].

Искусство часто отражает общество, из которого оно возникло, служа платформой для эстетического самовыражения и мощным инструментом социальных комментариев. Изобразительное искусство в мировой художественной практике является исходным пунктом для критики, оценивающей общество и мир, разновидностью общественной коммуникации и не является предметом обсуждения [4]. То есть, ценность произведения изобразительного искусства в современном обществе зависит не от материальной составляющей, а в возможности тематизировать ту или иную актуальную проблему, симулировании эмоциональной составляющей, способности привлечь потребителя (сторонних участников) к взаимодействию через включение в смысловое поле, созданное художником.

Итак, один из важных признаков современного изобразительного искусства является стремлением вовлечь в художественный процесс потребителя (сторонних участников), создать произведение изобразительного искусства с соучастием других лиц. Так как все виды искусства, от самой утилитарной архитектуры до самой возвышенной музыки претерпевают сущностные изменения в сотрудничестве с технологиями [2].

Следует отметить, что произведения изобразительного искусства в коммуникативном пространстве дифференцируют на «массовые» и «индивидуальные» (элитарные), которые создаются не только для обеспечения нравственного сознания, художественно-эстетического воспитания и общественных задач, они также характеризуют уровень достижения прагматически-коммерческих целей.

Список литературы

  1. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: Международный университет бизнеса и управления. – 1997. – 304 с.
  2. Котова Л.Н. Об особенностях диалога "автор – адресат" // Вестник КАСУ. – №2. – 2007. – С. 17.
  3. Тарасова М.В. Художественная коммуникация и проблема перевода художественных значений / М.В. Тарасова // Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. / Под ред. В.И. Жуковского; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск. – 2003. – С. 86-89.
  4. Richards I.A. Principles of Art Criticism / I.A. Richards. – Routledge Classics. – 2001. – 285 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: