УДК 72

Жизнь и творчество испанского архитектора Диего Силоэ

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Один из величайших мастеров испанского Возрождения был родом из Бургоса, и звали его Диего де Силоэ. В своих работах, а также в некоторых бюстах и медалях, распространенных в храмах Гранады, он доказал свое глубокое знание пропорций и анатомии человеческого тела, в величии форм, в благородстве характеров, которые ставят его в один ряд с первыми скульпторами Испании.

Ключевые слова: Испания, архитектор, скульптор.

Диего де Силоэ родился в 1495 году и умер в 1563 году, он был скульптором и архитектором из Бургоса, сыном мастера готической скульптуры Гиля де Силоэ.

Он обучался в мастерской отца, но отец умер, когда Диего был совсем юным, и ему пришлось поступить в ученики к другому великому художнику того времени, Виргани, который научил его работать с виртуозностью гения. Обучение Диего завершилось поездкой в Италию, где он познакомился с эпохой Возрождения, особенно со скульптурой, которую он постоянно и систематически изучал и копировал.

Плодом его путешествий стали технические и декоративные новшества, которые он ввел в Испании, получившей сегодня крещение как один из лучших образцов испанского Ренессанса, в том числе благодаря новым элементам, которые он сочетал с традиционными. По мнению Камона Аснара, новшества, внесенные испанцем, - это большие столбы, к которым он прикреплял колонны с высокими цоколями, толстые арки на изгибах ротонд и воображаемые композиции римского величия с фронтонами на колоннах, его итальянские орнаментальные темы и воссоздание тканей, которые кажутся влажными. С другой стороны, как уже говорилось, в его ранних работах сохранились важные следы готики - например, использование средневековых ребер для украшения сводов - унаследованные от его отца, Жиля де Силоэ, который присутствовал, по крайней мере, в его ранних работах.

В более общем плане Силоэ оказал глубокое влияние на скульптуру и архитектуру Испании, хотя мы, несомненно, можем выделить глубокий след, который художник из Бургоса оставил в Гранаде. Настолько, что влияние его работ вышло за рамки Ренессанса и легло в основу следующего периода, барокко.

В своем родном городе Бургосе Силоэ создал десятки работ. Среди них выделяется золотая лестница Кафедрального собора, выполненная в 1519-1523 годах по рисунку Браманте и демонстрирующая явное итальянское влияние, характерное для его работ. Разделенная на два параллельных лестничных марша, она поражает тем, как художнику удалось преодолеть недостатки очень неровного рельефа.

Ему принадлежат также башня церкви Санта-Мария-дель-Кампо, считающаяся самой великолепной в эпоху Возрождения; капелла Кондестабле в Кафедральном соборе, где, по словам Мартина Гонсалеса, он поместил движущиеся фигуры, полные сладкой одухотворенности; или алтарный образ Санта-Аны, начатый его отцом и завершенный им самим.

В 1527 году, после десяти лет непрерывной работы в Кастилии, Силоэ переехал в Гранаду, где выполнил оставшуюся часть своих работ, в основном в области архитектуры и совершенно иного характера, чем предыдущие: полностью пуристского.

Самой крупной и яркой его работой стал кафедральный собор Гранады, построенный по планам, предложенным Энрике Эгасом, который черпал вдохновение в соборе Толедо, копируя пятинефный план с чередованием широких и узких капелл. Работа, начатая в 1528 году, демонстрирует полностью классицистические черты в сводах, колоннах и даже в главной капелле, в которой есть два алтаря, организованных в романском стиле.

Помимо крытого пространства, Силоэ оставил в соборе след и как скульптор, создав три великолепные композиции: дверной проем, выполненный в 1531 году; проем San Jerónimo, созданный в следующем году; и самый великолепный, дверной проем Perdón, представляющий собой настоящее произведение искусства в миниатюре. Именно благодаря этому виду работ мы ставим Силоэ выше всех его сверстников и считаем его величайшим декоратором испанского Возрождения.

image1

Рисунок 1. Кафедральный собор в Гранаде Диего Силоэ.

После успеха собора Силоэ участвовал в разработке проектов других зданий, таких как церковь Сан-Херонимо в Гранаде, соборы Гвадикса и Малаги, церкви Изанальоса и Монтефрио, а также в работе над церковью Сальвадора в Убеде - прекрасным зданием, которое сегодня вызывает восхищение и посещение.

Первыми документально подтвержденными работами Диего де Силоэ являются те, которые он сделал в сотрудничестве со своим соотечественником, скульптором Бартоломе Ордоньесом, с которым он провел время в Италии. В Неаполе в 1917 году они работали над капеллой Караччоли да Вико, в декоре и скульптуре которой можно определить стиль обоих мужчин. Позже, в Испании, они работали над хором Барселонского собора.

Список литературы

  1. Weise: Die spanische Plastik der Renaissance und des Frühbrarocks, 1956.

Интересная статья? Поделись ей с другими: