УДК 004

Анализ динамики развития цифровых образовательных проектов в Российской Федерации

Акатьев Ярослав Алексеевич – ассистент МИРЭА – Российского технологического университета

Надточиева Татьяна Александровна – студент бакалавриата МИРЭА – Российского технологического университета

Аннотация: В данной статье рассматривается динамика развития цифровых проектов в Российской Федерации. Наиболее детально рассматриваются проекты в сфере образования. Произведена оценка результативности проведения цифровизации данной сферы.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые образовательные проекты.

Введение

На данный момент в России реализуется множество инициатив, направленных на развитие цифровой экономики страны. Делается упор на цифровизацию образования и подготовку квалифицированных специалистов. Таким образом планируется улучшить жизнь граждан, повышать экономический рост и выводить конкурентоспособность страны на новый уровень. Цифровую трансформацию тяжело реализовать на, уже привыкшим к другим реалиям, поколениях. Для достижения ощутимых результатов нужен соответствующий образовательный уровень населения, именно поэтому начинать процесс цифровизации населения нужно именно со сферы образования [1].

Исходя из указа Президента РФ Владимира Путина от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», можно понять, что сейчас цифровизация всего общества можно считать одной из национальных целей вплоть до 2030г.  Во времена всемирного цифрового развития, важно понимать всю сложность и важность данной задачи.

Цифровая трансформация дает возможность повысить качество образования, обеспечить большую часть населения ранее не доступными им возможностями. Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний. Использование цифровых ресурсов в образовательном процессе способствует развитию навыков работы с различными видами информации, такими как поиск, анализ и обработка данных.

На всех своих уровнях сфера обучения подвергается цифровизации, в основном это касается среднего и высшего образования. Именно поэтому важно, чтоб этот процесс был планомерным и повсеместным.

Целью данной работы будет являться определение текущей статистики развития образовательных проектов, а также формулирование основных критериев развития цифровых образовательных проектов. На основе выбранных критериев развития даны рекомендации по цифровизации образовательной среды в учебных заведениях [2].

Цифровая трансформация оказала не малое влияние на систему высшего и среднего профессионального образования. Многие вузы и колледжи внедрили в образовательный процесс смещенный формат обучения, разработали собственные платформы для обучения, записали лекции и семинары, тем самым дали возможность большему количеству студентов получить образование и, как следствие, работу.

Обсуждение

Рассмотрим цифровую трансформацию образования на примере школ. В 17% школ ответственным за цифровизацию является заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Просто «заместитель директора» школы занимается задачами цифровизации в 14% случаев. Однако чаще всего ЦТ занимается именно учитель информатики. Чтобы учитель мог полноценно осуществлять процесс обучения по новым стандартам, ему нужно пройти профессиональную переподготовку. В большинстве школ также существует практика поощрения учителей, занимающихся цифровой трансформацией. Среди этих практик лидируют стимулирующие выплаты, являющиеся частью системы оплаты труда (62%). Кроме того, учителей премируют (16%), а также их поощряют, выдавая грамоты, благодарности (28%). Исходя из статистики, за прошедший год увеличилось и число школ, которые внедрили в свою работу цифровые системы обучения – с 52,6% до 74,7%.

Стоит рассмотреть подробнее, какие именно проекты оказывают наибольшее влияние на образование в России, а также влияют на цифровизацию сферы образования. При поддержке Минцифры и Минобрнауки с началом нового учебного года стартовали проекты «Код будущего» – для школьников и «Цифровые кафедры» – для студентов.

В рамках проекта «Код будущего» ученики 8-11 классов могут пройти бесплатные полноценные курсы IT-специальностей. Ученикам предлагается на выбор более 10 разных профессий, которым они могут обучиться. На 2024 год государство выделило более 10 тысяч бюджетных мест в проект, а к 2030 году популярные языки программирования освоят уже 1,2 миллиона человек. Также после получения диплома государственного образца о прохождении курса, ученик может получить дополнительные баллы к ЕГЭ, а также добавить свои работы в портфолио. Это довольно успешный проект, способный привлечь больше количество молодых умов в IT сферу. Данные о плановом развитии проекта приведены ниже (см. рисунок 1).

image001

Рисунок 1. Плановое развития проекта «Код будущего».

Проект «Цифровые кафедры» – новая составная часть программы «Приоритет-2030», направленный на получение обучающимися дополнительной квалификации по ИТ-профилю в рамках реализации федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Данный проект предполагает, что студенты ВУЗов смогут помимо получения основной специальности, смогут получить дополнительную в IT сфере. Студенты обеих категорий по результатам обучения на цифровой кафедре получат диплом о профессиональной переподготовке. Это отдельный документ об успешном прохождении программы. В диплом о высшем образовании, который студент получит при окончании вуза, дополнительная квалификация не попадёт [3].

 Один из проектов направленных на цифровизацию образовательных учреждений - «Мониторинг цифровой трансформации образовательных организаций». Он направлен на обеспечение мониторинга цифровой трансформации (степени интеграции цифровых технологий в деятельности) общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования в ходе реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

С 2019 года в нашей стране реализуется федеральный проект "Цифровая образовательная среда" (ЦОС). Среди его задач – оснащение учебных заведений современным оборудованием, развитие цифровых сервисов и образовательных материалов, помогающих ученикам получать необходимые знания. В школах было организовано больше 149 тысяч точек доступа Wi-Fi, установлено более 31 тысячи камер видеонаблюдения и 9 тысяч видеорегистраторов. Статистика приведена ниже (см. рисунок 2).

image002

Рисунок 2. Статистика оснащения школ.

Материалы и методы

На основе собранной статистики по охвату и успешности проектов в образовательной сфере необходимо сформулировать основные критерии развития динамики цифровизации образовательного сектора.

К сожалению, не все школы имеют достаточное количество ресурсов нужных для обучения учителей. Один из главных выводов — то, что в школах всё ещё есть проблемы с интернетом, хотя показатели и улучшились. Так, средняя скорость выросла с 29 Мб/с в 2020-м до 61 Мб/с в 2021-м. Доступ к Wi-Fi чаще всего есть только у руководства школ и у педагогов. Беспроводной интернет подключен в 51% школ. А в прошлом году этот показатель составлял 35% [4-5].

Для того, чтобы понять из чего состоит весь процесс цифровизации образования, следует рассмотреть все факторы, его составляющие:

  • Повышение квалификации преподавателей и учителей. Для того, чтобы обучать работников сферы образования потребуется большое количество материальных ресурсов, а также много времени. Нужны переподготовки, постоянные проверки уровня знаний учителей и их готовности к переходу к цифровому образованию. Цифровые технологии могут изменить роль преподавателя, сделав его скорее наставником и помощником, чем просто источником знаний.
  • Установка оборудования в образовательные учреждения. Для возможности проведения цифровых проектов школам потребуется: компьютеры и ноутбуки для учеников и преподавателей; планшеты и смартфоны для доступа к образовательным приложениям и ресурсам; интерактивные доски и панели для проведения презентаций и обучающих занятий; проекторы и экраны для демонстрации учебного материала; устройства для виртуальной реальности и дополненной реальности для экспериментов и моделирования; оборудование для интернета вещей и больших данных для анализа и обработки данных; серверы и хранилища данных для хранения и обработки информации. Безусловно, для установки всего этого оборудования, потребуется огромное количество материальных ресурсов.
  • Внедрение онлайн платформ для ведения уроков и отслеживания домашнего задания. Сейчас уже активно развивается система онлайн расписания и уроков. Московская электронная школа. Цифровые учебные материалы и сервисы для интерактивного обучения «МЭШ» – это единая образовательная платформа

Новые сотрудники

Образовательным учреждениям потребуются новые сотрудники, которые будут следить за всем оборудованием, это прописано в федеральном законе. Необходимо постепенное обучение учеников и студентов новым методам.

image003

Рисунок 3. Основные составляющие цифровизации образования.

Исходя из всего вышесказанного, можно понять, что цифровизация образования, это процесс долгий. Нельзя сразу перевести все учреждения на новую систему. Этот процесс требует тщательной подготовки и большое количество материальных ресурсов государства. Внедрение новых технологий очень сильно влияет на обучающихся. Это для них также новая система. Особенно сильно она влияет на учеников средних и начальных классов. Учителям нужно с пониманием относиться к ученикам. Российская Федерация находится на высоком уровне развития в IT-сфере, все области жизнедеятельности человека цифровизованы. Из статистики, приведенной в научной работе, можно понять, что динамика развития цифровизации положительная, поэтому стоит продолжать в том же направлении.

Список литературы

  1. Статья «МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РОССИИ И ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ» [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50470477 (Дата обращения 16.02.2024).
  2. Статья «ЗАЧЕМ НУЖНА ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЦИФРОВИЗАЦИИ» [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49490302 (Дата обращения 01.03.2024).
  3. Статья «ВЛИЯНИЕ МИРОВОЙ ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ НА ЦИФРОВИЗАЦИЮ И ИНФОРМАТИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН» [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44837172 (Дата обращения 05.03.2024).
  4. Статья «НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47536445 (Дата обращения 15.03.2024).
  5. Статья «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРАВА: ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ» [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60039508 (Дата обращения 10.04.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: