УДК 796

История зарождения олимпийских игр в Древней Греции

Атукмаева Виктория Алексеевна - студент Факультета Изобразительного Искусства и Народных Ремесел Государственного Университета Просвещения,

Алымова Елизавета Сергеевна - студент Факультета Изобразительного Искусства и Народных Ремесел Государственного Университета Просвещения,

Запруднова Варвара Дмитриевна - студент Факультета Изобразительного Искусства и Народных Ремесел Государственного Университета Просвещения,

Кочарова Кристина Кареновна - студент Факультета Изобразительного Искусства и Народных Ремесел Государственного Университета Просвещения,

Мешковая Ульяна Николаевна - студент Факультета Изобразительного Искусства и Народных Ремесел Государственного Университета Просвещения.

Аннотация: Олимпийские игры являются одними из наиболее важных международных мероприятий. Люди с уважением относятся к традиции проведения соревнований каждые 4 года, так как Олимпийские игры имеют длинную историю существования (начиная с Древней Греции), и их организация имеет позитивное влияние на общество. Люди из разных стран объединятся любовью к спорту и интересом к достижениям спортсменов.

Ключевые слова: олимпийские игры, спорт, международные соревнования, Олимпиада, виды спорта, достижения, состязания, стадион.

Введение

Целями данного исследования являются: изучение истории возникновения Олимпийских игр, ознакомление с правилами проведения соревнований в начале их истории, анализ их влияния и значения в современном мире.

Актуальность: на данный момент Олимпийские игры интересны не только спортсменам, но и многим людям вне спорта, так как на них выявляются наилучшие способности человеческого тела, ставятся и побиваются рекорды, что восхищает и вдохновляет зрителей по всему миру. Это не просто соревнования за награду, Олимпийские игры это одно из важнейших событий, к которому готовятся спортсмены по всему миру. Страна, в которой проводятся соревнования, меняется каждый раз, что создаёт возможность для аудитории Олимпийских игр открыть для себя новую культуру, а для страны-организатора показать свои достижения всему миру, проявить себя в организации зрелищного мероприятия и комфортного пребывания гостей.

Олимпийские игры являются массовыми международными соревнованиями, которые проводятся каждые 4 года под руководством Международного олимпийского комитета. Соревнования делятся на зимние и летние виды спорта. Олимпийские игры являются настолько престижными соревнованиями, что многие спортсмены считают олимпийскую медаль своей главной целью и пиком спортивной карьеры. Количество участвующих стран постоянно меняется, в последней олимпиаде в Японии (в 2020 году) их было 205.

Это мероприятие является настоящим событием для всего мира, спортсмены каждой страны стремятся проявить свои лучшие качества. Несмотря на то, что иногда на Олимпиаде происходят конфликтные ситуации, Олимпийские игры являются связующим элементом между странами, так как многие вопросы, касающиеся игр, решаются совместно; люди со всего мира, объединённые любовью к спорту и интересом к достижениям, съезжаются в городе-организаторе, чтобы узреть одно из самых важнейших событий года. Да и конфликтные ситуации на соревнованиях лишь доказывают вовлечённость людей в жизнь спортсменов и их заинтересованность в наиболее честном проведении соревнований.

Все события, происходящие на Олимпиаде, подвергаются бурному обсуждению, так как за долгие годы эти соревнования обрели настолько большое влияние, что иногда оно выходит за пределы спорта. Наиболее выдающихся спортсменов знает весь мир, так как их сила воли, упорство, любовь к своему делу и стремление к лучшим результатам вдохновляют даже тех, кто далёк от спорта. Но Олимпийские игры не всегда имели международное значение.

История Олимпийских игр берет начало из Греции. Точная дата проведения первых игр неизвестна, однако первое письменное упоминание об Олимпийских играх датируется 776 годом до нашей эры.

Древняя Греция и происхождение Олимпийских игр

Каждые четыре года проходят Олимпийские игры, и жители со всего мира ждут этого момента, чтобы поддержать спортсменов своего края, а также получить заряд мотивации для вдохновения. Спортсмены готовятся очень упорно и отдают всего себя, чтобы добиться высоких результатов, не подвести свою страну, а также попасть в историю. Начало олимпийских игр зародилось в Древней Греции. 

Первые олимпийские игры зародились в Олимпии, тогда они были связаны с легендой о царе Эномае и его дочери Гипподамии. К дочери приходили свататься женихи со всей Греции и тогда боги сказали царю, что если Гипподамия выйдет замуж, то он умрет. Но женихи так же продолжали приходить и Эномай поставил одно условие, что жениться на его дочери будет тот, кто обгонит в скачках на колесницах самого царя. Ни у кого не получалось обогнать Эномая, до тех пор, пока не явился свататься Пелопс. Он обманул и подставил царя в состязании, чтобы победить. Пелопс устроил ловушку, заменил чеку в колесе на восковой стержень, после чего, когда начались скачки, стержень растаял и царь попал под копыта коня и погиб. Пелопс женился на Гипподамии, стал царем Олимпии и в честь его имени назвали остров - Пелопоннес. 

Виды соревнований были созданы исходя из повседневной жизни греков. В древности они занимались сельским хозяйством, скотоводством, гончарным ремеслом. И для этого нужна была выносливость, быстрый бег, прыжки, умение драться с разбойниками, напавшими на дом. Отсюда и появились прыжки в длину, бег на разные дистанции, эстафеты, борьба, метание копья и диска [1, с. 4].

Правила игр придумали законодатели: Ликург – правитель Спарты, Клеосфен – правитель Писы, Ифит – правитель Элиды. Греки верят, что Олимпийские игры произошли по воле бога и были написаны на большом бронзовом камне, подвешенном у храма цепями. Проходили они раз в четыре года и были соглашены между жителями. Посмотреть на игры приезжали люди со всех уголков мира, чтобы поддержать спортсменов и получить незабываемые эмоции и впечатления. Также для того, чтобы начать олимпиаду делали жертвоприношение богам, это было традицией у древних греков [6, с. 120].

Спортсмены вносились в специальные списки и готовились к олимпиаде около 10 месяцев. Занимались они в специальных школах и гимназиях, где следили и тренировали участников - тренеры. После обучения спортсмены приезжали на сборы в Олимпию и перед играми показывали свои навыки и умения судьям в связи чего они выбирали людей и решали кто будет участвовать в Олимпийских играх. Для регулярных тренировок атлетов в Олимпии существовали гимназия и палестра. Палестра представляет собой открытую площадку размером в стадион и засыпанную песком. Тут специально были сделаны дорожки на различные дистанции для бегунов. Также была отведена отдельная часть для метания копья и диска.

Олимпийские игры всегда были в развитии, даже когда Греция была захвачена римлянами. Жители и правители римской империи были заинтересованы играми и вкладывались в процветание города. Строилось большое количество спортсооружений. Постепенно профессионалы на Играх вытесняли любителей. Состязания становились более серьёзными [10, с. 16].

Организация и проведение Олимпийских игр

Только граждане Греции вольного статуса имели возможность участвовать в Олимпийских играх, за исключением негреков. Лица, обвиненные в преступлениях или святотатстве, были исключены из участия. Подготовка спортсменов к соревнованиям контролировалась уважаемыми гражданами, известными как элланодики или гелланодики. [18].

В течение 10-12 месяцев атлеты проходили подготовку и сдавали экзамен перед комиссией, состоящей из элланодиков. После успешной сдачи нормативов участники игр проводили месяц под наблюдением элланодиков, следуя специальной программе подготовки.

Основным принципом соревнований была честность участников. Перед началом игр спортсмены давали клятву соблюдать правила.

Организаторы имели право лишить победителя звания в случае мошенничества, за что атлет мог быть оштрафован и подвергнут физическому наказанию. Для предотвращения нарушений, перед входом на стадион в Олимпии стояли медные памятники Зевса, оплаченные штрафами нарушителей.

Посещение игр было бесплатным, однако только мужчинам разрешалось присутствовать на соревнованиях. Женщинам было запрещено посещение Олимпийских игр под угрозой смертной казни, за исключением богини Деметры, для которой устраивался особый мраморный трон [16].

Виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр в Древней Греции

Многие соревнования были связаны с военными навыками. Среди популярных состязаний были бег, метание диска и копья, прыжки в длину, борьба и гонки на колесницах. Все виды спорта, кроме гонок, включались в пятиборье.

Бег

В древнегреческих Олимпийских играх было несколько видов соревнований, связанных с бегом. Начиная с первой Олимпиады и до 13-й, проводился бег на одну олимпийскую стадию, равную 192 метрам. На 14-й Олимпиаде добавили двойной бег на две стадии, а на 15-й - длинный бег на 7 стадий, дистанция которого могла варьироваться от 7 до 24 стадий. Также был введен бег гоплитов, или бег с полным вооружением, на две стадии, где атлеты бегали в шлеме, поножах и со щитом. Позднее из вооружения остался щит. На 65-й Олимпиаде в 520 году до н.э. в программу соревнований был включен бег гоплитов, который стал одной из заключительных дисциплин игр. Там же на беговой дорожке проводились соревнования по прыжкам в длину, а также метанию диска и копья [17, с. 6].

Единоборства

На 23-й Олимпиаде, проведенной в 688 году до н.э., был включен кулачный бой, где атлеты, избегавшие ударов от противника, пользовались уважением. Правила этого боя запрещали захваты, подножки и удары ногами, делая его одним из самых опасных видов соревнований, где гибель атлетов была обычным явлением.

Панкратион, введенный на 33-й Олимпиаде в 648 году до н.э., сочетал в себе удары руками и ногами с элементами борьбы. В этом виде спорта разрешались удушающие приемы, но были запрещены укусы и выдавливание глаз. Для юношей этот вид соревнований был добавлен только на 145-й Олимпиаде в 200 году до н.э.

Борьба была внесена в программу Олимпийских игр на 18-й Олимпиаде в 708 году до н.э. В этом виде спорта было запрещено нанесение ударов, но разрешались толчки. В греческом языке было множество терминов, обозначающих различные приемы и позиции в борьбе, которая разделялась на стойку и борьбу на земле.

Пентатлон состоял из пяти дисциплин: бега, прыжков в длину, метания копья и диска, борьбы, проводившихся в течение одного дня. Состязания начинались с бега и завершались борьбой. Борцы выходили обнаженными, обмазывая тело оливковым маслом для скольжения и затруднения захвата. Победителем считается человек трижды уложивший соперника обеими лопатками на землю.

Аристотель отмечал, что пятиборье способствует гармоничному развитию тела атлета, а техника прыжков в длину включала использование гантелей для увеличения дальности прыжка.

Гонки на колесницах

Гонки колесниц были одним из наиболее популярных видов спорта на Олимпийских играх. Участие в них требовало не только физической выносливости, но и мастерства в управлении колесницей, запряженной лошадьми, на высокой скорости.

В 680 году до н.э. был добавлен в программу игр вид гонок на колесницах под названием квадрига, где четыре лошади были запряжены в один ряд. На 33-й Олимпиаде в 648 году до н.э. были добавлены скачки на лошадях.

Гонки колесниц с двумя лошадьми в упряжке были включены в программу 93-й Олимпиады. Управление такой колесницей требовало не только внимания, но и значительной физической нагрузки.Все виды гонок придавали состязаниям дополнительное влечение, восхищение и привлекательность для зрителей и участников.

Ипподром – оборудованная площадка для соревнований по конному спорту.

Это были самые опасные, престижные и дорогие соревнования.

Владельцы в основном не участвовали в гонках, они только заявляли колесницу, за них были жокеи. В соревнованиях так же могли участвовать женщины, первое соревнование, где допустили женский пол. Победителем назначали владельца, а не возчего.

В гонке участвовало до 60 колесниц, проезжая дистанцию 12 кругов. Победителем считалась колесница, которая первая пересекла линию финиша.

Влияние Олимпийских игр на Грецию и мир

Олимпийские игры играют большую роль для греческого народа и страны. Греция считается местом рождения Олимпийских игр, и они имеют глубокие исторические корни в этой стране. Для греков Олимпийские игры символизируют древние традиции, духовные ценности, единство и спортивные достижения.

Олимпийские Игры дали возможность людям со всего мира собраться вместе и соревноваться друг с другом, преодолевая языковые, культурные и политические различия. Они стали символом мира, сотрудничества и уважения между народами. Олимпийские Игры до сих пор являются одним из самых престижных спортивных соревнований, в мире, привлекая миллионы зрителей, спортсменов и болельщиков. Продолжая способствовать объединению и взаимопониманию между людьми, народами мира.

В древнегреческой мифологии Зевс играет важную роль как верховный бог Олимпийского пантеона. Согласно мифам, после того как Зевс и остальные олимпийские боги победили Титанов в войне за власть, Зевс стал правителем небес и земли. Зевс был известен своей мудростью, могуществом и справедливостью. Он часто решал конфликты между богами и людьми, а также участвовал в различных событиях, влияя на судьбу как отдельных героев, так и целых народов.

Относительно основания Олимпийских игр, в древности считалось, что эти соревнования были учреждены в честь Зевса и проходили каждые четыре года в Элиде на полуострове Пелопоннес. Они были посвящены богу Зевсу и считались одними из наиболее почитаемых спортивных событий в древности. А владение водами морей и океанов он отдал Посейдону, а подземное царство Плутону [7, c. 1-6].

Греческая цивилизация оказала значительное влияние на средиземноморские и черноморские территории через свою культуру, торговлю, политические связи и другие аспекты. Олимпийские игры, как символ древнегреческой спортивной традиции, были одним из способов распространения греческой культуры и идеалов на другие народы.

Олимпийские игры были не только спортивным событием, но и важным фактором в установлении мирных отношений между различными город-государствами Древней Греции. Во время проведения игр объявлялся олимпийский мир (элинское перемирие), которое гарантировало безопасность участникам и зрителям. Это способствовало уменьшению военных конфликтов и способствовало дипломатическим отношениям между городами-государствами.

Олимпийские игры также играют важную роль в привлечении внимания к Греции и способствуют развитию туризма и общественной инфраструктуры. Кроме того, участие греческих спортсменов в Олимпийских играх вызывает гордость и патриотизм у греков, а успешные выступления спортсменов приносят радость и вдохновляют нации. Таким образом, Олимпийские игры имеют огромное значение для греческого народа и являются символом единства, спортивного духа и национальной гордости.

Обычно Олимпийские игры воспринимаются как спортивные соревнования высокого уровня. Главное внимание уделяется спортивным результатам.

Античные Олимпиады имели другое содержание, их духовной основой были дружба, равноправие, самоуважение. Основу воспитательной системы греков составлял принцип целостного развития человека. Это физическое, духовное, социальное развитие. Считалось, что человек должны быть совершенен как в духовном, так и в физическом отношении. Платон называл хромым каждого, у кого разум и тело было развиты непропорционально [13, с. 191].

Палестра была местом, где молодые греки занимались физическими упражнениями, тренировались в борьбе, метании диска, прыжках и других видов спорта. Это помогало им развивать силу, ловкость и выносливость. После завершения обучения в палестре юноши переходили в гимназию, где помимо физических упражнений они изучали литературу, математику, музыку и другие предметы. Гимназия предоставляла более широкий спектр образовательных возможностей, помогая юношам становиться образованными и культурными гражданами

Прохождение обоих этапов обучения в палестре и гимназии было важным для получения гражданских прав в Древней Греции. Умение сочетать физическую силу с умственными навыками считалось важным аспектом формирования полноценного гражданина греческого общества. Олимпийское движение началось в Древней Греции и распространилось по всему миру. Его мировое распространение началось с возрождения Олимпийских игр в 1896 году в Афинах, Греция. Постепенно, Олимпийские игры стали международным событием с участием спортсменов со всего мира.

На конгрессе в Сорбонне в 1894 году, было принято решение о возрождении Олимпийских игр и о проведении первых современных Олимпийских игр. На конгрессе было решено, что первые современные Олимпийские игры должны пройти в Афинах, Греция, чтобы связать новую эру Олимпийских игр. Для организации игр был создан Международный Олимпийский комитет (МОК). Первый президент МОК- Деметриус Викелас, по национальности грек, а первый генеральный секретарь барон Пьер де Кубертен.

Международный олимпийский комитет (МОК) играет главную роль в распространении олимпийского движения, организует и проводит летние и зимние Олимпийские игры. МОК развивает олимпийское движение, дает толчок к международному сотрудничеству и дружбу между нациями, поощряет воспитание молодежи через спорт и пропагандирует уважение к олимпийским ценностям, таким как справедливость, дружба, и этика.

Первые современные олимпийские игры были успешны. Участвовало 241 атлет из 14 стран. Игры стали крупнейшим спортивным событием с времен Древней Греции. Греческие официальные лица предложили проводить Игры Олимпиады в Греции постоянно, но МОК решил менять место проведения каждые 4 года.

Кризис в Олимпийском движении в начале 20 века. Совмещение Олимпийских игр с Всемирными выставками в 1900 году действительно привело к низкому интересу зрителей и участников. Кроме того, Олимпийские игры 1904 года в Сент-Луисе, США, действительно были почти американскими из-за сложностей с дальнейшим путешествием для спортсменов из Европы.

Эти события вынудили Международный олимпийский комитет (МОК) предпринять шаги по улучшению организации и привлечению большего интереса к Олимпийским играм. Позже были внесены изменения, которые сделали Игры более привлекательными и международными, что способствовало их дальнейшему успеху и развитию.

Олимпийские Игры 1906 в Афинах восстановили интерес к спортивным соревнованиям. Спортивные историки считают Игры 1906 спасением олимпийских принципов, так как они не дали играм стать «бессмысленными и ненужными» [2, с. 1-5].

Олимпийские игры являются инструментом, который способствует объединению различных наций в духе спортивного соревнования, а не военных конфликтов. Также они предоставляют базу для встречи спортсменов из различных стран, их тренеров и фанатов без политических и социальных преград.

Олимпийское движение также побуждает к развитию спорта и дает возможность спортсменам из различных стран участвовать в мировых соревнованиях. В целом, Олимпийское движение служит связующим звеном между странами, продвигая мир, дружбу и уважение, и оказывает огромное влияние на мировое спортивное сообщество.

Заключение

Современные Олимпийские игры были возрождены в 1896 году и стали крупнейшим международным спортивным соревнованием, свободным от политического влияния, религиозного и расового различия. Возрождению игр поспособствовали следующие предпосылки:

  1. Возникновение международных спортивных объединений и спортивных контрактов
  2. Первые Олимпийские игры всегда вызывали любопытство у людей, за исключением средневековья. Интерес возрос во много раз с началом эпохи раскопок, когда археолог И. Виккельман опубликовал книгу о Древней Греции и о раскопках в Олимпии.
  3. Формирование уникальных систем физического воспитания у разных стран: немецкая, русская, шведская, французская, английская, чешская.
  4. Выход спорта на международный уровень требовал проведения крупных комплексных соревнований.

Основной целью возрождения игр являлось создание символа единства людей в достижении общих целей, таких как: укрепление международных отношений, толерантность, популяризация спорта и здорового образа жизни. С тех пор игры проводят каждые 4 года с разделением на летние и зимние.

К сожалению, конфликтные ситуации неизбежны и за историю современных Олимпийских игр произошло множество разногласий, основанных на политике. В 1976 году местом проведения Олимпийских игр был выбран город Монреаль в Канаде, но представителям Тайваня было отказано во въезде в страну именно из-за политического конфликта. Другой случай нарушения идеологии Олимпийских игр произошел в 1936 году в Берлине, тогда на церемонии открытия присутствовала нацистская пропаганда, в результате которой, многие спортсмены отказались от участия в турнире.

Первоначальной идеей олимпийских игр был спорт свободный от политики, исходя из этого будущее игр в настоящее время не ясно. Множественные ссоры и разногласия между странами активно оказывают влияние на спортсменов и их участи в любых международных соревнованиях, неравенство и дискриминация являются постоянными спутниками современного спорта. Существование истинных Олимпийских игр возможно в случае полной изоляции спорта от внешнего мира, лишь при таких условиях каждый участник будет думать и рассчитывать только на свое мастерство и силу своей команды.

Не беря во внимания современные множественные политические разногласия между странами, и, основываясь только на первоначальной идеологии олимпийских игр, в будущем они будут развиваться параллельно техническому развитию человечества. Предположительно основными модернизациями будут:

  1. Введение новых дисциплин, что повысит вовлеченность людей по всему миру. 
  2. Использование новационных технологий, таких как: виртуальная и дополненная реальность. Подобное нововведение поможет зрителям по всему миру почувствовать атмосферу праздника спорта и еще глубже ощущать волнение и радость за любимых спортсменов.
  3. Повысится контроль за экологичностью проведения мероприятия. Даже сейчас переработка отходов является одной из ведущих тенденций, которую стараются развивать все страны мира. Важность сохранения окружающей станет одним из ведущих требований и условий при выборе места проведения мероприятий. Страна-хозяйка будет обязана обеспечить грамотную переработку отходов. Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду возможно также путем использования экологичных материалов и альтернативных источников энергии.
  4. В тренировочные процессах будут использовать больше современных технологий, направленных на улучшение показателей спортсменов. Также это поможет обеспечить дополнительную безопасность и предупреждение травм с помощью аналитики.
  5. Повышение внимания к паралимпийскому спорту и интеграция паралимпийцев к основным мероприятиям.

Современные Олимпийские игры, как и древние, являются торжественным событием и важным атрибутом являются пышные церемонии открытия и закрытия. Греция, как основоположница игр, – первая страна в параде, дальше команды стран представляются в алфавитном порядке, а страна-хозяйка замыкает шествие. 

На белом флаге олимпийских игр расположено 5 разноцветных колец: голубое, желтое, черное, зеленое и красное. Эти кольца – символ пяти континентов, а их соединение – символ прочного союза. Белый цвет символизирует честность и чистоту олимпийского движения, дружбу и мир. Автором флага является Пьер де Кубертен, который придумал его в 1913 году.

Вне зависимости от времени Олимпийские игры неизменно будут являться символом единства и дружбы между народами, их многовековые ценности продолжат служить ориентиром и мотиваций для развития каждого поколения.

Список литературы

  1. Афонькин, С. Ю. История Олимпийских игр [Текст] / С. Ю. Афонькин, худ. Т. В. Канивец, С. В. Смирнова, ред. И. Ю. Куберский. – СПб : Балтийская книжная компания, 2019. – 80 с.
  2. Демчук, Н.В. Значение древних олимпийских игр в развитии греческой цивилизации / Н.В. Демчук, А.С. Морозов // Universum. Общественные науки. – 2017. – № 3. – С. 5.
  3. Жилина Е. Олимпийское движение и его культурное значение // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 6. – С. 119-120
  4. Коркин, Р. Р. История олимпийских игр и их влияние на культуру / Р. Р. Коркин, Е. С. Солодилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). - С. 319-323.
  5. Колдашов А.И., Якушин С.А., Чибриков Э.А., Мошков А.Д. / Физическая подготовленность лыжников-гонщиков МГОУ // В сборнике: современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма. материалы v всероссийской научно-практической конференции с международным участием. министерство спорта российской федерации ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры» союз биатлонистов России. 2022. С. 117-123.
  6. Столетов, С. История Олимпийских игр. Зарождение и Возрождение [Текст] / С. Столетов. – Екатеринбург : Издательские Решения, 2023. – 290 с.
  7. Ситдикова, Д.Д История происхождения олимпийских игр / Д.Д Ситдикова // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2019. – Т. 5, № 32. – С. 6.
  8. Чибриков Э.А., Якушин С.А., Лифанова Е.С., Никитинская В.Н., Дидрих А.П., Воронина А.В. / Использования игрового метода для развития и корректировки технических способностей юных лыжников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 11 (213). С. 598-602.
  9. Чибриков Э.А., Якушин С.А., Колдашова А.А. / Планирование тренировочного процесса спортсменов-легкоатлетов МГОУ // В сборнике: Олимпийское движение, физическая культура и спорт в современном обществе. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Малаховка, 2021. С. 379-384.
  10. Чесноков, Н. Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 1. - С. 20-30.
  11. Чибриков Э.А., Якушин С.А., Чибрикова М.Э., Щепелев А.А., Дидрих А.П., Лифанова Е.С. / Методика организации образовательного процесса в период пандемии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 12 (202). С. 408-410.
  12. Чибриков Э.А., Якушин С.А., Лифанова Е.С., Никитинская В.Н., Иванов В.А., Дидрих А.П. / Комплексное развитие физических способностей студентов при помощи игры в гандбол // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 3 (217). С. 528-530.
  13. Шанин, Ю.В. Олимпия. История античного атлетизма / Ю.В. Шанин. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. – 191 с.
  14. Олимпийские игры: от Древней Греции до современности / World History Edu - The Future Lies In History [Электронный ресурс]. - URL: https://worldhistoryedu.com/the-olympic-games-from-ancient-to-modern-times/ (дата обращения: 20.03.2024).
  15. Боева А. Е. Олимпийские игры в древности / Онлайн-школа Фоксфорд [Электронный ресурс]. - URL: https://foxford.ru/wiki/istoriya/olimpiyskie-igry-v-drevnosti (дата обращения: 25.03.2024).
  16. Олимпийские игры Древней Греции Олимпия – колыбель олимпийских игр / Белорусский государственный университет физической культуры [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sportedu.by/olimpijskie-igry-drevnej-gretsii/ (дата обращения: 25.03.2024).
  17. Олимпийские игры Древней Греции / Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1223" [Электронный ресурс]. - URL: https://sch1223s.mskobr.ru/files/Sportivnyj_klub/ (дата обращения: 24.03.2024).
  18. Судейство древних Олимпийских игр / Дзен [Электронный ресурс]. - URL: https://dzen.ru/a/YgqvbiITbQKq8JfS (дата обращения: 25.03.2024).