УДК 796.8

Факторы, определяющие необходимость использования индивидуального подхода в тренировочном процессе спортсменов по пауэрлифтингу

Пронин Евгений Анатольевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физического воспитания Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.

Аннотация: В ходе исследования авторы изучили важность использования индивидуального подхода в тренировочном процессе спортсменов по пауэрлифтингу. Установили ранговою структуру факторов, определяющих необходимость использования индивидуального подхода в тренировочном процессе спортсменов по пауэрлифтингу. Установлено, что индивидуальный подход в тренировочном процессе спортсменов-силовиков предусматривает индивидуальные особенности каждого спортсмена. Тренерам необходимо планировать тренировочные задания основываясь на физиологические особенностей каждого спортсмена.

Ключевые слова: индивидуальный подход, факторы, тренировочный процесс, пауэрлифтинг.

Введение

Получение оптимальных результатов в соревновательной деятельности спортсменов-силовиков, требует стратегического, научно обоснованного подхода к тренировочному процессу [6;16;22].

В настоящее время особое внимание уделено индивидуализации тренировочного процесса.

В ходе исследования мы изучим важность использования индивидуального подхода в тренировочном процессе спортсменов по пауэрлифтингу. Установим ранговою структуру факторов, определяющих необходимость использования индивидуального подхода в тренировочном процессе спортсменов по пауэрлифтингу [1-4].

Основные положения

Для достижения положительных результатов в нашем исследовании мы использовали следующие методы исследования:

  • был проведен аналитический обзор научно-методической литературы и исследований отечественных исследователей, компетентных в данном вопросе (Перов П.В. 2005, Громов В.А. 2006, Ворожейкин О.В. 2010, Кострюков В.В. 2011, и др.);
  • был проведен опрос 20 респондентов.

Исследования, проведенные в последние годы по использованию индивидуального подхода в тренировочном процессе спортсменов-силовиков, показывают высокую значимость выявления факторов, определяющих необходимость использования индивидуального подхода в тренировочном процессе спортсменов по пауэрлифтингу [5;10;17;21].

 Для решения этой задачи проводился опрос тренеров-преподавателей Санкт-петербургского государственного бюджетного учреждения дополнительного образования спортивной школы олимпийского резерва силовых видов спорта имени В.Ф. Краевского [12-15]. Всего в опросе принимало участие 20 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования индивидуального подхода в тренировочном процессе спортсменов по пауэрлифтингу (n=20).

Ранговое место

(значимость)

Факторы

Ранговый

показатель (%)

1

Уровень развития физиологических особенностей у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом (уровень физической подготовленности, уровень состояния здоровья, возраст, пол атлета)

20,0

2

Определение тренерами целей и задач спортсменам по развитию выносливости, силы и становлению техники выполнения силового упражнения

16,2

3

Получение положительных результатов в тренировочном процессе за счет мотивации спортсменов

13,4

4

Большой интерес у спортсменов использовать индивидуальный подход в тренировочном процессе

10,4

5

Недостаточное количество методических рекомендаций по использованию индивидуального подхода в тренировочном процессе

9,5

Проведенным исследованием были установлены факторы, определяющие необходимость использования индивидуального подхода в тренировочном процессе спортсменов по пауэрлифтингу [18;20]. К ним относятся: уровень развития физиологических особенностей у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом (уровень физической подготовленности, уровень состояния здоровья, возраст, пол атлета), определение тренерами целей и задач спортсменам по развитию выносливости, силы и становлению техники выполнения силового упражнения, получение положительных результатов в тренировочном процессе за счет мотивации спортсменов, большой интерес у спортсменов использовать индивидуальный подход в тренировочном процессе, недостаточное количество методических рекомендаций по использованию индивидуального подхода в тренировочном процессе [7-9].

Вывод

В ходе исследований были установлены факторы, определяющие необходимость использования индивидуального подхода в тренировочном процессе спортсменов по пауэрлифтингу. Установлено, что индивидуальный подход в тренировочном процессе спортсменов-силовиков предусматривает индивидуальные особенности каждого спортсмена [19]. Тренерам необходимо планировать тренировочные задания основываясь на физиологические особенностей каждого спортсмена [11].

Список литературы

  1. Аэробная работа в силовых видах спорта, как профилактика гипертонической болезни / Е. А. Пронин, А. В. Ворожейкин, Б. Ю. Комиссаров [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 10(224). – С. 350-354. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.10.p350-354.
  2. Изучение факторов, влияющих на эффективность тренировок в силовых видах спорта / Е. А. Пронин, А. С. Фадеев, А. В. Ворожейкин [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 6(220). – С. 314-318. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p314-318.
  3. К вопросу о воспитании воли у спортсменов на примере силовых видов спорта / Е. А. Пронин, А. С. Фадеев, И. А. Давиденко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 12(214). – С. 666-670. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p666-670.
  4. К вопросу о планировании круглогодичной тренировки у спортсменов в силовых видах спорта / Е. А. Пронин, П. П. Литасов, А. С. Фадеев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 1(215). – С. 406-410. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p406-410.
  5. Кейс-метод в физическом воспитании / Н. Ю. Мищенко, Е. В. Романова, М. В. Дунаева [и др.]. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2023. – 88 с.
  6. Педагогическая модель развития скоростной выносливости у спортсменов-легкоатлетов / М. П. Анисимов, Е. А. Пронин, А. А. Ленин [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 9(223). – С. 17-20. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.09.p17-21.
  7. Пронин, Е. А. Влияние занятий гиревым спортом на состояние сердечно-сосудистой системы / Е. А. Пронин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2023. – № 7. – С. 35-40. – DOI 10.24412/2305-8404-2023-7-35-40.
  8. Пронин, Е. А. Использование маятникового движения девочками 15-16 лет в тренировке упражнения «Рывок гири» / Е. А. Пронин, С. В. Пронина, А. С. Фадеев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2024. – № 3. – С. 84-89. – DOI 10.24412/2305-8404-2024-3-84-89.
  9. Пронин, Е. А. Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов-гиревиков с учетом соматотипа: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пронин Евгений Анатольевич. – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2022. – 24 с.
  10. Пронин, Е. А. Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов-гиревиков с учетом соматотипа: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пронин Евгений Анатольевич. – Санкт-Петербург, 2022. – 125 с.
  11. Пронин, Е. А. Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е. А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 2(204). – С. 344-346. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p344-346.
  12. Пронин, Е. А. Педагогическая технология развития силы предплечий у гимнастов на начальном этапе подготовки с использованием упражнений гиревого спорта / Е. А. Пронин, А. В. Ворожейкин, А. П. Волков // Научный аспект. – 2024. – Т. 18, № 3. – С. 2195-2202.
  13. Пронин, Е. А. Психологическая подготовка спортсменов, специализирующихся в командных видах состязаний (перетягивание каната) / Е. А. Пронин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2023. – № 4. – С. 85-91. – DOI 10.24412/2305-8404-2023-4-85-91.
  14. Пронин, Е. А. Роль гиревого спорта в улучшении функций дыхательной системы / Е. А. Пронин, Д. В. Руденко, М. О. Паходня // Культура физическая и здоровье. – 2023. – № 2(86). – С. 219-221. – DOI 10.47438/1999-3455_2023_2_219.
  15. Пронин, Е. А. Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е. А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 1(203). – С. 331-335. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p331-335.
  16. Пронина, С. В. Развитие силы и силовой выносливости в гиревом спорте: на примере секции гиревого спорта в военном учебном заведении / С. В. Пронина, Е. А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 8(222). – С. 276-280. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.08.p276-280.
  17. Профилактика артериальной гипертензии в гиревом спорте с помощью аэробной работы / М. П. Анисимов, Е. А. Пронин, И. А. Давиденко, В. М. Петров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2023. – № 12. – С. 63-69. – DOI 10.24412/2305-8404-2023-12-63-69.
  18. Схема последовательности обучения тяжелоатлетическому приему / Е. А. Пронин, А. С. Удалых, А. С. Митрюков [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 10(212). – С. 345-349. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p345-349.
  19. Фадеев, А. С. Педагогическая технология подготовки гиревиков в толчке гирь по длинному циклу с использованием техники выполнения маятникового движения / А. С. Фадеев, Е. А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2024. – № 2(228). – С. 190-194.
  20. Enhancing physical and functional fitness through the integration of health fitness elements in young gymnasts / E. V. Romanova, A. V. Vorozheikin, O. V. Bayankin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 10. – P. 2685-2691. – DOI 10.7752/jpes.2023.10307.
  21. Physical development and functional state of the neuromuscular apparatus of students of different health groups / I. Bocharin, M. Guryanov, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 7. – P. 1583-1589. – DOI 10.7752/jpes.2023.07194.
  22. Assessing the efficacy of an experimental strength and conditioning program for professional mixed martial arts athletes / I. Davidenko, A. Bolotin, E. Pronin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2024. – Vol. 24, No. 1. – P. 36-43. – DOI 10.7752/jpes.2024.01005.

Интересная статья? Поделись ей с другими: