УДК 796

Принципы обучения гимнастическим упражнениям студентов вузов с учетом разной степени физической подготовки

Щеглова Елена Сергеевна – доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт» Самарского государственного технического университета

Петрова Анна Сергеевна – студентка Самарского государственного технического университета

Аннотация: В статье рассмотрены общие принципы обучения гимнастике, проанализированы методические основы ее преподавания, рассмотрено влияние выполнения гимнастических упражнений на здоровье и общую подготовку студентов высших учебных заведений с учетом их индивидуальных физических особенностей, предложены методы обучения гимнастическим упражнениям с прогрессирующей сложностью с целью учета разной степени физической подготовки студентов.

Ключевые слова: гимнастика, гимнастическое упражнение, студенты, здоровье, физическая подготовка, методы, методика.

Гимнастика является частью общей методики физического воспитания и в определенном смысле закладывает базу любого вида спорта, поэтому ее значение трудно переоценить. Как указывают многие авторы, под гимнастикой следует понимать систему «специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости» [2].

Данное определение является достаточно общим и не подчеркивает специфику гимнастики как направления физического развития и воспитания. Ясно, что данное направление отличает наличие специальных физических упражнений, объединенных общей спецификой и сложившихся исторически в определенную методику, направленную на повышение общей физической подготовки организма.

Как указывают Крючков А.Г. и Никулин В.Т., признаком, на основании которого определенные упражнения сложились именно в направление гимнастики, является как раз направленность на общую физическую подготовку [1]. При этом, однако, важно понимать, что гимнастика – термин довольно многозначный, поскольку выделяется гимнастика как спортивная дисциплина (спортивная гимнастика, являющаяся олимпийским видом спорта), гимнастика как набор подготовительных танцевальных упражнений (так называемая эстетическая гимнастика) и гимнастика как набор подготовительных гимнастических упражнений со снарядами и без, сложившийся в определенную методику преподавания на занятиях физической культурой. В рамках статьи гимнастика рассматривается в последнем значении, то есть как базовый подготовительный набор гимнастических упражнений для студентов.

Достаточно большое количество этих упражнений входят в состав разминки, без которой невозможно проведения ни одного занятия и ни одной спортивной тренировки. То есть в рамках программы высшего учебного заведения гимнастика – это не самостоятельная дисциплина, а вспомогательные средства общей подготовки. Именно исходя из этого, велико значение гимнастических упражнений для полноценного и всестороннего развития организма студентов, для их подготовки к спортивным занятиям и снижения риска травматизма.

В целом, гимнастические упражнения оказывают благотворное влияние на следующие аспекты жизни студентов:

  • здоровье. Гимнастические упражнения способствуют общему укреплению организма, развивают различные группы мышц, вследствие чего повышают сопротивляемость организма внешним негативным воздействиям; кроме того, они благотворно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем (случаи, когда у студента имеются определенные проблемы со здоровьем, подавляющие работу сердца или органов дыхания (например, астма) здесь не являются исключением, однако требуют индивидуального подхода с учетом тяжести заболевания и особенностей его протекания);
  • образование. Гимнастика позволяет переключать внимание студента с учебного стресса, дает ему физическую разгрузку, следовательно, положительно влияет на образовательный процесс в ВУЗе в целом;
  • подготовка к более сложным видам спорта. Общие гимнастические упражнения всесторонне укрепляют и развивают организм, тем самым закладывая базу для дальнейшего развития силы, ловкости, гибкости, выносливости. При этом значительно снижается риск травматизма;
  • воспитание. Как любая спортивная дисциплина, гимнастика способствует формированию у студентов не только физических навыков, но и личностных качеств, таких, как целеустремленность, дисциплинированность и т.д.

При этом базовые гимнастические упражнения доступны большинству занимающихся, однако их интенсивность зависит от изначального уровня физической подготовки студента. Именно поэтому методика преподавания гимнастики должна учитывать индивидуальные особенности занимающихся.

Для начала определимся с тем, какими средствами обладает гимнастика (рисунок 1).

image001

Рисунок 1. Основные средства гимнастики.

Таким образом, все средства гимнастики можно условно разделить на упражнения без предметов, наиболее близкие к так называемым «естественным» движениям, и упражнения с предметами, закладывающие базу для сложных гимнастических движений. При этом, вне зависимости от того, выполняется упражнение с предметом или без, все они функционально делятся на строевые (выполняемые в строю либо шеренге, например, ходьба, марширование и т.д.), общеразвивающие (ОРУ, несложные в техническом отношении движения отдельными частями тела, выполняемые в разных направлениях; данные движения становятся гимнастическими в силу их определенной стилизации, свойственной гимнастике и подразумевающей определенное положение кистей, рук, иных частей тела, а также строгую регламентацию исходного положения и технических движения; примером могут служить такие упражнения, как переход в сед из положения лежа, сгибание рук в упоре лежа с опорой руками на гимнастическую скамейку, комплекс гимнастических упражнений на развитие плечевого пояса и т.д.) и прикладные (упражнения в лазании, переноска груза, упражнения в метании и ловле и т.д.).

Поэтапное использование этих средств различной направленности на занятии по физической культуре подчинено определенным методических принципам преподавания, среди которых особо выделим следующие:

  • у каждого занятия по гимнастике должна присутствовать цель занятия, решающая ту или иную двигательную задачу (например, целью может быть освоение махов на брусьях);
  • подбор упражнений должен учитывать одновременное выполнение оздоровительных, развивающих и воспитательных задач обучения (в этой связи, например, если целью занятия является освоение либо совершенствование техники указанных ранее махов на брусьях, то развивающей задачей будет совершенствование показателей гибкости и ловкости, оздоровительной задачей – снижение риска травматизма связок и суставов при выполнении упражнений со сложными движениями, а воспитательной задачей может быть формирование дисциплинированности, которая как нельзя лучше отвечает требованиям снижения риска получения травмы, поскольку именно точное выполнение тех или иных указаний педагога способствует повышению безопасности занятия);
  • занятие должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья студентов. Здесь вполне логично, что, например, поступающие на обучение студенты-первокурсники приходят в ВУЗ из разных средних учебных заведений, соответственно, получали различное по качеству и специфике физическое воспитание, соответственно, одинаковое распределение нагрузки для всех будет неправильным.

В общем виде занятие может быть выстроено так, как это показано в таблице 1 ниже.

Таблица 1. Структура и средства занятия по физической культуре с гимнастической направленностью.

Этапы

Общие задачи

Выбор средств

Влияние выбора средств на студентов (решение задачи по развитию физического навыка)

Подготовительный

Образовательная: совершенствование знаний о технике выполнения упражнений.

Развивающая: подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению гимнастических упражнений с учетом их специфики (больших амплитуд, быстроты, выносливости).

Оздоровительная: подготовка нервной системы, сенсорики и вегетативных функций организма к тренировочному процессу.

Воспитательная: воспитание дисциплинированности

Строевые упражнения и ОРУ

Подготовка студентов к тренировочному процессу, снижение риска травматизма при выполнении последующих упражнений

Основной

Образовательная: получение конкретных знаний и навыков выполнения гимнастических упражнений.

Развивающая: развитие специфических характеристик, связанных с выполнением тех или иных движения (быстрота, сила, гибкость, ловкость и т.д.).

Оздоровительная: повышение уровня общей физической подготовки организма.

Воспитательная: воспитание чувства эстетики, целеустремленности, коммуникативных навыков

Прикладные и строевые упражнения

Совершенствование физических характеристик организма; научение тем или иным упражнениям и специальным движениям; доведение уровня владением тем или иным гимнастическим движением до уровня навыка

Заключительный

Образовательная: подведение итога, закрепление новых знаний.

Развивающая: снижение нагрузки с постепенным снижением интенсивности, переключение на активный отдых.

Оздоровительная: восстановление организма.

Воспитательная: воспитание коммуникативных навыков, сплочение коллектива, формирование желания заниматься гимнастикой в дальнейшем.

ОРУ (успокаивающие с низкой интенсивностью и низким уровнем физической нагрузки)

Переключение на последующие виды деятельности (является важным этапом, поскольку нередко занятия по физической культуре по расписанию не являются заключительными, и студенту требуется переключиться на образовательный процесс основного профиля)

 В целом, занятие по гимнастике, выстроенное в соответствии с данной методической картой, способствует решению всех задач занятия, формирует у студентов представления об эстетике и спорте, не отвлекает от образовательного процесса основного профиля, эффективно снижает уровень образовательного стресса, способствует переключению внимания и общему оздоровлению.

Список литературы

  1. Крючков, А.Г. Гимнастика как одно из средств физического воспитания студентов в ВУЗе / А.Г. Крючков, В.Т. Никулин // Наука-2020. – 2017. – № 51. – С. 104-107.
  2. Поздеева, Е.А. Средства гимнастики: строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения: учебное пособие / Е.А. Поздеева. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2017. – 100 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: