УДК 796

Инновационные формы, средства и технологии в физическом воспитании студенческой молодёжи

Хоперсков Богдан Александрович – студент факультета юриспруденции Ростовского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель Узеиров Аскар Алиевич – преподаватель физической культуры и спорта Ростовского филиала Российской таможенной академии.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности процесса физического воспитания с учетом студенческих возможностей и ограничений. Представлены инновационные методы и технологии физического воспитания. Особое внимание уделено нетрадиционным способам развития физической культуры в среде студентов. Автор делает акцент на том, что физическая культура и спорт имеют в своем распоряжении большие возможности для воспитания всесторонне развитой личности.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, студенты, здоровьесберегающие технологии, спорт, образ жизни.

Тема инноваций в той или иной сфере человеческой жизнедеятельности крайне актуальна по причине эволюционного развития общества и цивилизации. Обращаясь к теме инноваций мы так или иначе затрагиваем проблемы современности и будущего. Благодаря нововведениям общество может реализовывать функции более эффективно, что крайне важно, когда речь заходит о физическом воспитании. Именно здоровье так актуально прямо сейчас в наши неспокойные дни. Воспитание физических качеств и всех жизненно важных функций организма человека не только способствует увеличению продолжительности жизни конкретного индивидуума, но всего общества в целом.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшения форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц).

В качестве основных средств физического воспитания выделяют: физические упражнения и процедуры, гимнастику, игры, спорт, режим дня.

Они проводятся по определенной методике и оказывают большое влияние на работу центральной нервной системы, сокращают утомляемость коры головного мозга и увеличивают общую функциональность. После упражнений организм учащихся проще справляется с насыщенной учебной работой. Кроме того, под воздействием физических упражнений улучшается опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее и подвижнее в суставах, возрастает размер мускул, их мощь и эластичность. Физические процедуры также имеют особое значение, так как применяются с целью развития и поддержания мышечной системы, органов кровообращения и дыхания.[1]

Физическое воспитание студенческой молодежи имеет свои особенности. Во-первых, студенты – это в большинстве люди в возрасте от 17 до 23 лет, физическая активность которых находится на пиковых показателях, а это значит, что процесс физического воспитания имеет наибольший потенциал.

Во-вторых, студенты испытывают интеллектуальную нагрузку, поэтому процесс физического воспитания должен иметь нормированный режим. Умственная утомляемость может выражаться в форме стресса, апатии, неврозов, слабости, сонливости.

В-третьих, психоэмоциональная сфера людей в студенческом возрасте нестабильная, что может влиять на процесс физического воспитания.

В-четвертых, студенты в силу своих физиологических особенностей могут иметь ограничения для занятий физкультурой. Этот аспект также влияет на специфику построения процесса физического воспитания. 

В процессе физического воспитания - в силу физического и духовного развития человека - существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания [1]. Именно это обстоятельство обусловливает важность физического воспитания для студентов.

Рассмотрев основные аспекты физического воспитания, следует перейти к определению понятия того, что такое инновации в сфере физической культуры.

Инновационный процесс – это в первую очередь процесс внедрения новых идей и концепций в устоявшиеся формы и технологии.

Совершенствование технологий и методов физического воспитания является приоритетным направлением современной образовательной системы. Новые знания и умения позволяют решать прежние задачи более эффективно, поэтому важно указать на инновационные технологии физического воспитания.

Среди основных отметим следующие технологии:

1) здоровьесберегающие технологии;

2) психолого-педагогические технологии [2];

3) экологическое образование;

4) олимпийское образование;

5) спортивно-патриотическое воспитание [4];

6) нетрадиционные методы оздоровительной физической культуры.

Одним из способов внедрения инновационных технологий физического воспитания студентов в вузах является создание студенческих оздоровительно-реабилитационных центров, которые призваны снижать негативные факторы гиподинамии и гипокинезии. Одним из примеров таких инновационных технологий являются Полоцкий государственный университет и Белгородский государственный университет. [3]

Говоря о педагогических технологиях важно упомянуть проект учебно-воспитательного процесса, которые позволяют свести к минимуму экспромты в преподавании и перевести его на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса и последующей практической реализации [2].

Спортивно-патриотическое воспитание так же, как и спортивно-физкультурная деятельность направлены на воспитание определенных навыков, которые могут выявить у студентов скрытые таланты и перспективы стать успешным спортсменом. В том же направлении развивается олимпийское образование, которое приобщает молодежь к идеалам олимпизма, общечеловеческим ценностям и культу спорта [7]. Олимпийское образование предполагает определенную систему способностей, умений и навыков, а также мотивации.

Игровой формат, как известно, является основополагающей технологией развития физических кондиций учащихся и студентов, однако, внедрение новых видов спорта может быть тем самым инновационным толчком. Речь идет о таких малоизвестных играх, как рестбол – актуальная игра, в которой сочетаются борцовские приемы, рэгби, гандбол и элементы баскетбола; синплей – игра команда на команду с ракетками, прыгучим мячиком и треугольными воротами; футболей – игра, скрещивающая технику футбола и волейбола; королевские шахматы, московские шашки и т.д. [5] Создание нового игрового опыта вызывает эмоциональный отклик, способствует созданию общего коллективного опыта, и делает соревновательную деятельность приоритетной в системе интересов студенческого коллектива.

К числу нетрадиционных методов физического воспитания можно отнести массу самых разных способов, которые становятся актуальными в связи с изменениями в обществе и мире.

В период пандемии остро вставал вопрос о том, как быть людям без тренажерных залов и фитнес-центров. Как известно, фитнес-индустрия наиболее значительно пострадала из-за санитарных ограничений и временных запретов на деятельность. Одним из способов реализации фитнес-абонементов стал онлайн-формат. Именно онлайн-тренировки получили большую популярность в период застоя и кризиса. Возможность заниматься в онлайн-формате стала отличной возможностью для студентов поддерживать свои физические кондиции в норме. Более того, такой формат способствует повышению организационных, мотивационных, проектных способностей студентов. Онлайн-тренировки предполагают, что студент будет способен заниматься самоорганизацией тренировочного процесса под чутким контролем онлайн-тренера.

Еще один нетрадиционный способ развивать физическую культуру в среде студенческой молодежи – это фитнес-туры. Группа людей уезжают в тур, чтобы проводить совместные тренировки и совмещать приятное с полезным. Привлекательность туристической поездки сопряжена с пользой спортивного мероприятия, что создает для студенческого коллектива необходимые условия для мотивации и желания стать на путь физического и спортивного развития. Более того, такие мероприятия направлены на сближение интересов и повышение коммуникации внутри студенческого коллектива.

Таким образом, физическое воспитание является крайне важным для всех людей, а для студентов в частности, ведь для них этот процесс сопряжен с умственными нагрузками, особенностями психоэмоциональной регуляции, социальной адаптацией и физиологическими особенностями. Именно поэтому подход к физическому воспитанию должен быть реализован с учетом инновационных технологий и методов. Физическая культура и спорт имеют в своем распоряжении большие возможности для воспитания всесторонне развитой личности.

Список литературы

  1. Сиддиков Б.С. Физическое воспитание как фактор развития личности. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-kak-faktor-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 03.05.2024)
  2. Ковалев С.А. Инновационные формы, средства в технологии физического воспитания студентов. Научный журнал Глобус: психология и педагогика. 2021. Том 7. №4 (44). С. 20-25.
  3. Наскалов В.М., Жернакова Н.И. Инновационные технологии в физическом воспитании студентов вузов как путь к здоровьесбережению. Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. 2010. №22(93). Выпуск 12. С. 36-43.
  4. Фирсин С.А. Инновационные формы и методы современного физического воспитания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. №12. С. 132-136.
  5. Столяров В.И. Состояние и методологические основы разработки новой теории физического воспитания – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2013. 204 с.
  6. Сударь В.В. Олимпийское образование студентов. Евразийский союз ученых. Педагогические науки. 2014. С. 30-35.