УДК 796
Влияние средств фитнеса на развитие координационных способностей школьников 12-13 лет, занимающихся настольным теннисом
Юрасов Михаил Андреевич – магистр Тольяттинского государственного университета.
Аннотация: В данном научном исследовании представлены результаты влияния средств фитнеса на развитие координационных способностей школьников 12-13 лет, занимающихся настольным теннисом. Приведены тесты, направленные на определение уровня развития координационных способностей. Исследование проводилось в муниципальном бюджетном учреждении школы № 16. Для определения влияния средств фитнеса на развитие координационных способностей были отобраны 20 мальчиков, занимающихся в секции настольного тенниса. Представлены результаты применения средств фитнеса на развитие координационных способностей при занятиях настольным теннисом.
Ключевые слова: настольный теннис, координационные способности, фитнес.
Введение
В современном мире важно модернизировать работу секций по физической культуре в школах. Один из ключевых аспектов качества этой работы – это выбор правильной методики и технологии обучения, а также использование эффективных средств для развития детей. Один из ключевых аспектов в этом процессе – это развитие и совершенствование координации движений у школьников. Это важный вопрос, так как все двигательные навыки зависят от уровня развития координации. Методика обучения и тренировок играет важную роль в процессе модернизации секционной работы. Необходимо использовать рациональные подходы для эффективного развития физических навыков у детей. Также важно применять современные средства физического воспитания, которые способствуют развитию детей и подростков [3].
Современные научные исследования показывают, что развитие координации движений у детей школьного возраста имеет огромное значение для их общей физической подготовки. Умение контролировать и координировать движения позволяет детям эффективно выполнять различные физические упражнения и достигать высоких достижений в спорте [1].
В наше время актуальность использования фитнеса для развития координационных способностей у детей и подростков становится все более очевидной. Фитнес как вид физической активности представляет собой комплекс упражнений, направленных на улучшение общей физической формы, координации движений и гибкости. Именно поэтому фитнес является эффективным инструментом для развития координации у школьников на занятиях настольным теннисом. В рамках занятий фитнесом дети выполняют разнообразные упражнения, которые требуют точности и согласованности движений. Кроме того, занятия фитнесом способствуют улучшению баланса и равновесия, что также является одним из аспектов координации [2].
Целью исследования является изучение влияния средств фитнеса на развитие координационных способностей детей 12-13 лет, занимающихся настольным теннисом.
Задачи исследования:
- Определить уровень развития координационных способностей школьников 12-13 лет, занимающихся настольным теннисом
- Подобрать упражнения фитнеса для учебно-тренировочных занятий с экспериментальной группой
- Определить эффективность влияния фитнеса на развитие координационных способностей
Методы и организация исследования
Исследование проводилось в муниципальном бюджетном учреждении школы № 16, в период с сентября 2023 года по февраль 2024 года. Для педагогического исследования были выбраны школьники 12-13 лет, занимающиеся в секции настольного тенниса, которые в последующем были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 10 мальчиков в каждой группе. Учебно-тренировочные занятия проводились по два раза в неделю. В учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы мальчиков были включены упражнения фитнеса, направленные на развитие координационных способностей.
Для определения уровня координационных способности у исследуемых школьников нами были отобраны следующие тесты:
Челночный бег 3х10 м (сек)
Поза Ромберга (сек)
Повороты на гимнастическом бревне (сек)
Для учебно-тренировочных занятий с экспериментальной группой школьников, занимающихся в секции настольного тенниса, нами были выбраны в качестве средств фитнеса фитболы. Комплекс упражнений с фитболами:
- Баланс в стрелочке
В данном упражнении занимающийся ложится животом на фитбол и одновременно поднимает руки и ноги, стараясь привести положение тела в одну прямую линию. В начале упражнение выполняется с максимально возможным удержание позы, затем время увеличивается.
- Ходьба с продвижением
Занимающийся принимает исходное положение лежа на фитболе. По команде тренера испытуемый начинает шагать руками вперед, при этом ноги на фитболе. Задача занимающегося не потерять баланс и как можно больше продвинуться вперед.
- Боксеры
Испытуемый принимает исходное положение сед на фитболе. По команде тренера начинает выполнять пружинистые движения на фитболе, а руками имитировать удары, как в боксе.
- Поднимание туловища
Из положения лежа на спине, руки вытянуты, фитбол в руках, испытуемый поднимает туловище и передает фитбол, фиксируя его ногами.
- Прыжки с фитболом
Исходное положение узкая стойка, фитбол в руках внизу. По сигналу занимающийся выполняет прыжок ног врозь, руки с фитболом вверх.
Перед тем как приступить к основной части, в которую были включены упражнения с фитболом, проводилась разминка, включавшая в себя нагрузку аэробного характера и общеразвивающие упражнения.
Результаты и их обсуждение.
Для того, чтобы оценить влияние средств фитнеса на развитие координационных способностей у школьников, занимающихся в секции настольного тенниса необходимо было провести тестирование обеих групп. Полученные данные были математически обработаны при помощи специализированной программы СТАТИСТИКА, была определена статистическая достоверность, результаты занесены в таблицу 1.
Таблица 1. Результаты координационных способностей в начале исследования
Группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
t |
P |
||
M |
m |
M |
m |
|||
Челночный бег 3х10 м (сек) |
11,79 |
0,21 |
12,01 |
0,27 |
0,17 |
>0,05 |
Поза Ромберга (сек) |
21,84 |
1,36 |
21,41 |
1,4 |
0,12 |
>0,05 |
Повороты на гимнастическом бревне (сек) |
14,8 |
0,34 |
14,36 |
0,38 |
0,25 |
>0,05 |
Примечание: Х – среднее арифметическое; σ – среднее квадратичное отклонение; р – степень достоверности; t – коэффициент Стьюдента |
Оценивая полученные данные было установлено, что группы не имеют статистически значимых расхождений в показателях координационных способностей, что свидетельствует о том, что группы начало исследования между собой равны.
В конце педагогического исследования было также организовано тестирование координационных способностей с целью определения эффективности воздействия предложенных упражнений. Результаты приставлены в таблице 2.
Таблица 2 - результаты координационных способностей в конце исследования
Группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
t |
P |
||
M |
m |
M |
m |
|||
Челночный бег 3х10 м (сек) |
9,94 |
0,36 |
11,81 |
0,25 |
2,96 |
<0,05 |
Поза Ромберга (сек) |
25,72 |
1,49 |
22,05 |
1,34 |
2,28 |
<0,05 |
Повороты на гимнастическом бревне (сек) |
11,5 |
0,23 |
14,15 |
0,33 |
2,45 |
<0,05 |
Примечание: Х – среднее арифметическое; σ – среднее квадратичное отклонение; р – степень достоверности; t – коэффициент Стьюдента |
При повторном тестировании было установлено, что экспериментальная группа школьников показывает результат выше, чем контрольная. Данное утверждение подтверждает также математический анализ, который установил достоверность в полученных результатах.
Анализируя результаты теста челночный бег 3х10 м (сек) было установлено, что прирост результатов у экспериментальной группы школьников в процессе исследования выше, чем у контрольной группы. В ходе исследования в экспериментальной группе средний результат улучшился с 11,79 сек до 9,94 сек, а в контрольной группе с 12,01 сек до 11,81 сек. Столь значительная разница в показателях между контрольной и экспериментальной группы в конце исследования свидетельствует о результативности применения средств фитнеса в учебно-тренировочных занятиях, так как уровень координационных способностей действительно повышается. Для наглядного представления разработан рисунок 1.
Рисунок 1. Показатели теста челночный бег 3х10 м (сек) в начале и в конце исследования
При сравнении полученных в ходе исследовании показателей по тесту поза Ромберга (сек) нами было выявлено, что на конец педагогического исследования результаты в экспериментальной группе улучшились значительно, когда в контрольной группе остались практически на том же уровне. В процессе исследования в экспериментальной группе школьников результат улучшился на 3,88 сек, так как результат вырос с 21,84 сек до 25,72 сек. В контрольной группе исследуемых школьников прирост составил 0,24 сек, так как результаты изменились с 21,41 сек до 22,05 сек. Математический анализ показал статистически значимую разницу в полученных результатах, что свидетельствует об эффективности применяемых средств.
Рисунок 2. Показатели теста челночный поза Ромберга (сек) в начале и в конце исследования
Оценивая результаты теста повороты на гимнастическом бревне (сек) также было выявлено положительное воздействие средств фитнеса на развитие координационных способностей, так как в ходе исследования средний результат экспериментальной группы улучшился 3,3 сек, а результат контрольной группы, которые не использовали на учебно-тренировочных занятиях предложенные упражнения, повысился всего на 0,21 сек.
Рисунок 3. Показатели теста повороты на гимнастическом бревне (сек) в начале и в конце исследования
Выводы. Анализ литературных источников показал, что развитие координационных способностей у школьников 12-13 лет является актуальной проблемой, однако мало посвящено работ изучению влияния фитнеса на развитие координационных способностей на занятиях настольным теннисом.
Проведенное исследование показало, что включение в учебно-тренировочный процесс средств фитнеса действительно повышают уровень развития координационных способностей, так как полученные результаты в конце исследования имели статистическую значимость. Данное исследование имеет практическое значение для тренеров по настольному теннису и педагогов при секционной работе со школьниками.
Список литературы
- Мазакова, Т. В. Совершенствование координационных способностей средствами оздоровительного фитнеса / Т. В. Мазакова // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: Материалы XII Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 05 октября 2015 года / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. – С. 92-95.
- Петров И. А. Координационные способности в структуре быстрых и точностных двигательных действий школьников //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2012. – №. 9 (91). – С. 127-129.
- Чуева, И. А. Физическое воспитание младших школьников средствами настольного тенниса в условиях трех уроков физкультуры в общеобразовательной школе / И. А. Чуева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 2. – С. 42-44.