УДК 799.3

Пулевая стрельба как прикладной вид спорта

Научный руководитель Геберт Виталий Климентьевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Забайкальского государственного университета.

Баранчугов Артём Геннадьевич – студент магистратуры факультета физической культуры и спорта Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Забайкальского государственного университета.

Аннотация: В статье автор определяет психофизиологические особенности спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой, и признаки специфичности стрельбы как вида спорта. В рамках исследования выяснено, что наличие множественности факторов как внутренней, так и внешней среды требует построения индивидуальной программы тренировок для каждого спортсмена, которая должна сформировать не только умение попадать в цель, но и навыки саморегуляции и самоконтроля.

Ключевые слова: пулевая стрельба, факторы результативности стрельбы, психомоторика, саморегуляция.

Стрелковый спорт как прикладной вид спорта начал свое развитие с времен состязаний по стрельбе из лука и арбалета, что датируется примерно 14 веком. С появлением новых видов стрелкового оружия данный вид спорта изменял не только свое материально-техническое содержание (гладкоствольные ружья, нарезное оружие, винтовки и пистолеты), но и требования, правила, уровень проведения соревнований по стрельбе. Последним этапом развития, исходя из уровня соревнований, является включение пулевой стрельбы в Программу Олимпийских игр 1896 г.

Показательным для развития пулевой стрельбы как вида спорта является ее курирование специально созданными организациями разного уровня, например Международный союз национальных стрелковых федераций и ассоциаций (1907 г.), Международный стрелковый союз (1921 г.), правопреемник последнего – Международная федерация спортивной стрельбы. Следует отметить, что стрелковый спорт не имеет гендерной принадлежности – перечень упражнений по стрелковым состязаниям включает в себя 15 мужских и 7 женских упражнений.

Что касается российской практики состязаний по пулевой стрельбе, то можно выделить два знаковых события:

  • 25 мая 1898 г. Хабаровск – соревнования (народные состязания) по пулевой стрельбе (приняли участие 130 спортсменов из разных городов страны);
  • 1952 г. – участие стрелков в составе команды СССР в Олимпийских играх.

Дальнейшему развитию прикладного вида спорта пулевой стрельбы в России способствовало появление клубов и тиров, которые привлекали многих любителей стрельбы. Между данными учреждениями по пулевой стрельбе проводились соревнования, что позволило поднять пулевую стрельбу на новый уровень развития. Далее была сформирована национальная команда по пулевой стрельбе, которая заняла второе место на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 г.

Кроме того, развитию пулевой стрельбы в России способствовало применение методики Всевобуча (всеобщее военное обучение – обязательная военная подготовка граждан, которая существовала в РСФСР и Советском Союзе) в кружках по пулевой стрельбе, популярных по всей стране. Полученные навыки и умения впоследствии позволили вывести отечественных спортсменов на конкурентные позиции с мировыми спортивными лидерами по пулевой стрельбе [1].

Таким образом, сегодня пулевая стрельба является видом стрелкового спорта и олимпийским видом стрелкового спорта.

В России разработана и действует Единая всероссийская спортивная классификация, которая устанавливает порядок присвоения и подтверждения спортивных званий и разрядов, включающая в себя стрельбу из пистолета, винтовки (в том числе по движущейся мишени) [2].

Несмотря на общее представление о стрелковом спорте как о статическом, не требующем хорошей физической подготовки, где основное внимание сосредоточено исключительно на меткости стрельбы, данное утверждение не совсем корректно, поскольку статистические физические нагрузки также несут в себе высокий уровень нагрузки для спортсмена.

Кроме того, важную роль играют психоэмоциональные качества личности, которые способствуют концентрации психоэмоционального состояния на выполнении упражнений по пулевой стрельбе. Данные качества воспитываются в процессе подготовки спортсменов-стрелков.

Вместе с тем, занятия пулевой стрельбой имеют и обратный эффект: занимаясь данным видом спорта у детей и молодежи развивается внимательность, мозговая активность, эмоциональная устойчивость, мышление, память (в том числе мышечная), а также выносливость, что необходимо для повседневной жизни и имеет широкий спектр практического применения.

Стрессовый аспект, который присутствует во всех соревнованиях, требует развития таких качеств, способствующих снижению фактора стресса, то есть развитию стрессоустойчивости. Для пулевой стрельбы таким качеством, вырабатываемым в процессе подготовки, является мышечная память как совокупность мышечных ощущений в конкретный момент произведения упражнения (например, выстрела). Мышечная память позволяет контролировать эмоциональную составляющую соревновательного процесса.

Пулевая стрельба развивает ассоциативное мышление, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, поскольку связана с применением оружия, что требует неукоснительного соблюдения правил безопасности.

Огневая подготовка имеет высокий показатель рисковой составляющей, поскольку связана с применением оружия. В целом, огневая подготовка как учебная дисциплина основывается на приоритетном направлении не освоении навыков меткости, а практического применения знаний работы с оружием.

Владение и использование оружия имеет нормативно-правовую основу, что непосредственно учитывается на огневой подготовке, где правильность применения оружия в практической сфере гарантирует отсутствие общественной опасности в совершенном деянии.

Поэтому огневая подготовка включает в себя теоретический, нормативно-правовой и практический модули с целью обеспечения соблюдения законодательства при обращении с оружием.

Занятия по огневой подготовке требуют не только высокого уровня профессиональной квалификации педагогов, материально-технической подготовки помещений, но и индивидуального подхода к каждому обучающемуся, поскольку существует специфика ошибок, не позволяющих без их устранения повысить качество стрельбы, на которые может указать и исправить только педагог при достаточной индивидуальной работе с обучающимся. Следовательно, огневая подготовка не предусматривает массовых занятий по обучению с одним педагогом.

Пулевая стрельба является сложно координационным видом спорта, в котором необходимо осуществлять анализ и контроль действий и положения тела непрерывно во время выполнения упражнений по стрельбе, что требует концентрации не только физической, но и психоэмоциональной.

Пулевая стрельба, как и любой вид спорта, требует постоянного повышения уровня не только материально-технического оснащения процесса подготовки спортсменов, но и квалификации тренерского состава. Однако, на сегодняшний день высокая результативность спортсменов-стрелков на соревнованиях зависит от личностных характеристик спортсмена, которые входят в категорию психоэмоциональной устойчивости и формируются в процессе психологической подготовки.

Пулевая стрельба входит в категорию видов спорта со слабо выраженным двигательным компонентом (по типологии В.С. Фарфеля). Вместе с тем, отсутствие или незначительный уровень энергозатрат со стороны двигательной системы, является мнимым фактором легкости данного вида спорта, поскольку происходит переток двигательной энергии в нервную энергию, ее концентрацию в предстартовом периоде и во время зачетной стрельбы.

Факторами успеха становятся следующие компоненты, в виду наличия перетока энергий, а именно:

  • физика тела спортсмена;
  • самоанализ физики и психики спортсмена;
  • самоконтроль и саморегуляция в рамках концентрации внимания и корректировки (координации) действий;
  • психоэмоциональная устойчивость.

Многие исследователи подтверждают наличие указанных факторов как залога высокой результативности стрельбы:

  • Л.М. Вайнштейн, А.Я. Корх в своих исследованиях подтверждают высокую нагрузку на работу центральной нервной системы при низкой физической активности у спортсменов-стрелков, выделяя в числе основных факторов – эмоциональную устойчивость;
  • С.М. Оя отмечает экстремальность условий соревнований в рамках стрессовых условий выполнения упражнений, преодоление которых на психоэмоциональном уровне спортсменом-стрелком является важнейшим требованием к последним;
  • Рulem, F.T. Hanenkrat вводят понятие «психическая дисциплина», которая в рамках национальной системы спорта обозначена как спортивная форма, состоящая из элементов: владение навыками концентрации, позитивным мышлением (вера в победу, уверенность в возможности повторения своего лучшего выстрела), навыками самоконтроля, саморегуляции, самоанализа.

Для пулевой стрельбы как вида спорта характерны особенности спортивной деятельности спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой, из которых следует и специфика требований к ним, а именно:

  • необходимость сохранения высокого уровня работоспособности при увеличивающемся утомлении от начала к концу стрельбы (высокий уровень физической подготовки);
  • высокий уровень статической нагрузки в относительно длительном периоде (высокоразвитое чувство пространственной симметрии, навык распределения затрат, исходя из самоанализа физики тела);
  • необходимость постоянного развития навыков саморегуляции в целях восстановления, мобилизации и перевода отрицательных состояний в положительную энергию (навык зрительно-моторной координации движений);
  • высокая динамичность принятия решений во время стрельбы на основе анализа внешних и внутренних факторов в целях максимизации эффекта от стрельбы (владение навыками самоанализа и самоконтроля).

Подготовка спортсмена должна учитывать данные особенности психомоторики выстрела.

Выполнение стрелкового упражнения требует соблюдения определенной хронометрии стрельбы, поскольку каждый выстрел является процессом, состоящим нескольких элементов, ограниченных по времени воспроизведения. Одним из таких элементов является анализ причин неудачного выстрела и запоминания с последующим воспроизведением всех элементов удачного выстрела. Таким образом, стрелковое упражнение является непрерывным и достаточно продолжительным процессом, который требует значительной концентрации.

Факторов отклонений, влияющих на структуру двигательного навыка и результат стрельбы, достаточно много, отличающихся природой возникновения: биомеханические, психологические, физиологические, условия внешней среды и др.

Соответственно, наличие данных факторов будет корректировать величину прилагаемых усилий, временные параметры, направления движений спортсмена-стрелка. Что требует высокой координации действий и вызывает большие психические нагрузки на нервную систему. Следовательно, значение стабильности работы нервной системы крайне важны для спортсмена-стрелка при всей статике движений при выполнении стрелковых упражнений.

Таким образом, в рамках подготовки спортсменов-стрелков должен реализовываться принцип комплексности, когда каждая тренировка имеет специализированную направленность, в результате которых формируется комплекс средств и методов для достижения наивысших результатов.

Индивидуализированный характер тренировки спортсмена стрелка не исключает групповые занятия, он заключается в учете индивидуально-типологических особенностей спортсмена в тренировочном процессе.

На сегодняшний день именно психологическая подготовка спортсмена-стрелка приобретает особую актуальность в стрелковом спорте при условии наличия высокого уровня материально-технической базы подготовки спортсменов.

Пулевая стрельба является популярным видом спорта современности, что диктуется происходящими процессами и явлениями в различных сферах жизни людей. Пулевая стрельба требует значительного уровня физической подготовки, а также проявления и воспитания таких личностных качеств, которые позволяют максимально снижать уровень стрессоустойчивости, чему способствуют занятия по огневой подготовке.

Список литературы

  1. Зубарева, Е.А. История становления и развития пулевой стрельбы в России: Электронный архив РГППУ. [Электронный ресурс] URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23462/1/prfks_2018_086.pdf (дата обращения: 16.03.2024).
  2. Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной классификации: приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19 дек. 2022 г. № 1255: Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1300505633 (дата обращения: 16.03.2024).