УДК 796

Влияние занятий физической культурой на социо-культурные и учебные навыки студентов

Петуганова Наталья Александровна – старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Самарского государственного технического университета.

Петухова Юлия Александровна – студентка Самарского государственного технического университета.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы влияния занятий по физической культуре среди студентов на их физическую подготовку, здоровье, а также учебные, социальные и культурные навыки. Рассмотрен механизм позитивного влияния физической нагрузки на снижение утомляемости и повышение интеллектуального потенциала, а также механизмы формирования и развития коммуникативных и общекультурных навыков в процессе обучения спортивным командным играм. Кроме того, обосновано позитивное влияние спортивных занятий на уровень мотивации, самодисциплины и лидерских качеств студентов.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, занятие, спортивная игра, учебный план, коммуникативные навыки, студенты, учебная деятельность.

Занятия по физической культуре предусмотрены учебным планом каждого высшего учебного заведения, поскольку оказывают положительное влияние на здоровье и всестороннее развитие студентов. Физическая культура предполагает базовую теоретическую подготовку студентов по вопросам влияния физических упражнений на организм и методик правильного их выполнения, а также спортивные занятия и спортивные игры различной направленности.

При этом многие исследователи делают акцент на необходимости занятий по физической культуре для студентов, исходя из благотворного влияния на здоровье и общую физическую подготовку организма, в частности, Матвеева П.В. справедливо указывает, что «физическая культура и фитнес – занятия, направленные на развитие физической культуры личности и способности, направленной на использование средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности»[1].

Действительно, сложно оспаривать тот факт, что регулярные занятия по физической культуре способствуют укреплению общего уровня здоровья студентов, поскольку оказывают благотворное влияние и на работу сердечно-сосудистой системы, и на опорно-двигательный аппарат, и на уровень стрессоустойчивости. Сложно также спорить и с тем, что физическая культура играет важную роль в подготовке к учебной и профессиональной деятельности, элементарно поскольку улучшение кровоснабжения головного мозга, происходящее во время спортивных упражнений, повышает интеллектуальный тонус и снижает тенденцию к переутомляемости, которая крайне негативно сказывается на усвоении новых знаний и навыков.

Однако, в дополнение к этому, необходимо отметить, что позитивное влияние физической культуры на студентов не ограничивается только перечисленными ранее факторами. Владимиров А.Н. пишет, что «спорт является не только средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой досуга, средством повышения социальной активности людей, но и оказывает существенное влияние на другие аспекты человеческой жизни, например, на формирование личности»[2].

Формирование личности – сложный комплексный процесс, который невозможно рассмотреть в рамках одной статьи, однако на некоторых аспектах этого процесса хотелось бы заострить особое внимание.

В частности, физическая культура предполагает нацеленность на укрепление возможностей своего организма, что напрямую влияет на уровень мотивации и самодисциплины студента. Ясно, что без мотивационного компонента психики как-то улучшить свои спортивные результаты невозможно. При этом, даже при наличии мотивации, это улучшение невозможно также и без выстраивания правильного тренирочного процесса и правильного режима сна и отдыха, отсюда следует, что необходим высокий уровень самодисциплины. В противном случае либо уровень физической подготовки не будет расти вовсе, либо будет расти во вред – нагрузка на утомленный организм повышает риски спортивного травматизма.

Кроме того, занятия по физической культуре носят групповой, а не индивидуальный характер, и предполагают активное взаимодействие как между преподавателем и студентами, так и между участниками занятия (горизонтальные взаимосвязи).

Особенно это актуально для спортивных игр, элементы которых в обязательном порядке предусмотрены на занятиях по физической культуре. Потенциал физической культуры вообще и спортивных игр в частности для формирования и повышения коммуникативных навыков студентов трудно переоценить, поскольку без правильно выстроенной и эффективной коммуникации достижение командного результата просто невозможно.

Эффективная коммуникация, в свою очередь, строится на основе функциональных и общекультурных навыков.

Функциональные навыки касаются, прежде всего, достижения цели коммуникации, то есть студент:

  • должен понимать и видеть, какую цель ему необходимо достичь в процессе коммуникации с тем или иным игроком в рамках спортивной игры;
  • должен обладать средствами для достижения осознаваемой игровой цели (например, приободрить сокомандника можно тактильными прикосновениями и приободряющими словами, в то время как добиться капитану сплоченной работы команды целесообразно более точными, лидерскими средствами общения и донесения информации).

Общекультурные навыки предполагают наличие:

  • грамотности;
  • вежливости;
  • понимания этических принципов общения.

Причем все эти навыки, получая развитие на занятиях по физической культуре, в дальнейшем будут способствовать не только успеху студента в межличностном общении, но также в деловом, что напрямую влияет на его будущую профессиональную деятельность.

Наконец, физическая культура способствует развития лидерских качеств студентов, поскольку спортивная игра часто предполагает умение вести команду за собой, взять на себя ответственность за то или иное игровое действие и т.д.

Таким образом, можем прийти к выводу, что занятия по физической культуре среди студентов оказывают позитивное влияние не только на их здоровье и физическую подготовку, но также на формирование социо-культурных и учебных навыков. Такие занятия повышают:

  • интеллектуальный потенциал студента за счет снижения уровня стресса и утомляемости;
  • умение быстро переключаться между различными видами деятельности, что в дальнейшем окажется эффективным как в учебной, так в профессиональной деятельности;
  • уровень мотивации, поскольку направлены на достижение определенных результатов;
  • уровень владения коммуникативными навыками, особенно если говорить о спортивных командных играх;
  • уровень лидерских качеств.

Всё это в совокупности делает занятия по физической культуре крайне важным элементов общего процесса обучения и профессиональной подготовки студентов.

Список литературы

  1. Ангелова, О.Ю. Основы инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. – М.: Лань, 2023. – 102 с.
  2. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры. – М.: Юрайт, 2023. – 182 с.
  3. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – М.: Юрайт, 2023. – 182 с.
  4. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. – М.: КноРус, 2020. – 312 с.
  5. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. – М.: Юрайт, 2019. – 174 с.
  6. Величко Т. И. Лечебная физическая культура и лечебное плавание в ортопедии. Учебно-методическое пособие для вузов, 3-е изд. – М.: Лань, 2024. – 124 с.
  7. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. – М.: КноРус, 2020. – 216 с.
  8. Владимиров, А. Н. Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом / А. Н. Владимиров, Е. Ю. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 442-445. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97626/ (дата обращения: 11.04.2024)
  9. Матвеева, П.В. Организация занятий фитнесом студентов гуманитарного ВУЗа / П.В. Матвеева, И.Ф. Нагайцева // Наука-2020. – 2022. - №3(57) – С. 35-40
  10. Попов, С. Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С. Н. Попов. — М.: Academia, 2019. — 96 c.

[1] Матвеева, П.В. Организация занятий фитнесом студентов гуманитарного ВУЗа / П.В. Матвеева, И.Ф. Нагайцева // Наука-2020. – 2022. - №3(57) – С. 35-40

[2] Владимиров, А. Н. Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом / А. Н. Владимиров, Е. Ю. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 442-445