УДК 796

Комплексный подход к физическому воспитанию студентов на занятиях «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту»


Пожималин Вячеслав Николаевич
– доцент кафедры физической подготовки и спорта Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказания.

Лепшина Кристина Сергеевна – студент юридического факультета Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказания.

Аннотация: Данная работа исследует комплексный подход к физическому воспитанию студентов на занятиях "Физическая культура" и "Элективные курсы по физической культуре и спорту". Рассматриваются различные аспекты физического воспитания, включая психологические, физиологические и социальные аспекты. Особое внимание уделяется интеграции теоретических знаний с практическими навыками, а также использованию современных методик и технологий для повышения эффективности обучения. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости комплексного подхода к физическому воспитанию студентов для достижения оптимальных результатов в области здоровья и физической активности.

Ключевые слова: спорт, здоровье, физическое воспитание, физическая активность, высшие учебные заведения, развитие, секции, навыки, образовательная система, учебный план. 

В последние годы в России сложившаяся социально-экономическая обстановка поднимает проблему укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения на уровень первостепенной важности, так как данная ситуация сильно сказывается на многих аспектах жизни человека. Так, например, низкий уровень жизни человека, нестабильность на рынке труда, ограниченный доступ к медицинским услугам - все это может негативно сказываться на здоровье населения и сокращать продолжительность их жизни, поэтому так важно уделить особое внимание укреплению здоровья.

Прежде всего, следует обратить внимание на проблему небрежного отношения молодежи к своему физическому состоянию и здоровью. Это явление можно объяснить тем, что уже в школьном возрасте формируются недостаточно правильные представления о значимости физической культуры как личной и общественной ценности. В сфере образования сегодня часто обсуждается вопрос о возможных улучшениях в методах физического воспитания, применяемых в учебных заведениях. Эта тема актуальна как для школ, так и для университетов.

В общем смысле можно выделить два основных направления улучшения системы физического воспитания. С одной стороны, требуется повышать эффективность отдельных занятий физического воспитания с применением средств физической культуры. С другой стороны, необходимо интегрировать и развивать популярные виды спорта как основной способ развития должного уровня физической подготовки студентов [1].

В рассматриваемой области есть несколько существенных проблем, одна из них связана связана со слиянием понятий "физическая культура", "физическое воспитание" и "спорт". Данный вопрос является актуальным, так как целесообразно проводить разграничение этих видов деятельности для того, чтобы управлять процессами психического и физического здоровья общества в целом, а также формировать верное развитие отдельной личности

Поэтому необходимо четко определить стратегию развития образовательной системы и конкретного учебного заведения, при этом учитывая, например, необходимость формирования обязательных поведенческих реакций у личности. 

Дисциплины "Физическая культура" и "Элективные курсы по физической культуре и спорту" могут казаться взаимосвязанными между собой, однако имеют ряд различий в целях и методах проведения занятий, поэтому так значимо осознать их взаимодействие в учебном процессе.

По нашему мнению, физическое воспитание представляет собой комплекс процессов, объединяющих обе эти дисциплины, что подчеркивает его многоаспектность. Основные принципы включают в себя развитие личностных качеств студентов и создание основ для улучшения физического развития.

Важно отметить, что в рамках занятий "Элективным курсом по физической культуре и спорту" студенты помимо физической активности развивают творческую активность, так, например, через решение различных задач, которые могут даны во время учебных занятий. 

К числу задач физического воспитания необходимо отнести:

  • Повышение уровня здоровья обучающихся высшего учебного заведения
  • Правильное и гармоничное физическое развитие
  • Повышение работоспособности в учебной деятельности студентов
  • Развитие таких двигательных качеств как сила, ловкость, а также выносливость

Стоит обратить внимание на еще одну существующую задачу физического воспитания обучающихся в высшем учебном заведении, которая вызывает полемику среди ученых. Проблема связана непосредственно с формированием осознанного подхода к созданию здорового образа жизни.

Решение этой задачи возможно в процессе усвоения методов физического воспитания в учебном процессе. Из этого вытекает несколько направлений:

  1. Эффективное проведение занятий во время обучения и после окончания их.

Совершенствование организации учебной и трудовой деятельности, организация отдыха обучающихся на основании положений, касающихся здорового образа жизни личности

  • Помощь в социальном и профессиональном развитии обучающегося

Далее проведем анализ ключевого различия между двумя схожими, но не идентичными областями знаний: «Физическая культура» и «Элективный курс по физической культуре и спорту».

Основные задачи дисциплины «Физическая культура» включают в себя:

  • Получение дополнительных знаний о человеке в целом, что подразумевает изучение таких наук, как, например, психология
  • Изучение фундаментальных теорий в рассматриваемой области
  • Анализ и развитие физического и психологического здоровья обучающегося
  • Формирование стремления достичь заданных целей
  • Определение мотивации и потребности в физическом развитии
  • Освоение методов и средств, необходимые для физического развития, которые впоследствии могут быть применены в практической деятельности.

Предмет "Физическая культура и спорт" был включен не только в учебную программу студентов, но и в ФГОС-3+ в размере 328 часов. Сделано это в первую очередь для того, чтобы преломить тенденцию к отсутствию интереса у молодежи к занятиям спорта, а также повысить его значимость.

Данный учебный предмет в первую очередь это спортивное обучение, направленное на развитие физических способностей студентов, при этом учитываются их личные интересы и предпочтения, что, в свою очередь, способствует повышению академической активности.

Наше мнение заключается в том, что выбор спортивной дисциплины должен остаться на усмотрение каждого ученика, основываясь на его личных увлечениях, знаниях и уже приобретенных навыках. К примеру, в Российском университете транспорта (РУТ(МИИТ)) студенты имеют возможность заниматься в различных спортивных секциях, где работают специалисты по множеству направлений спортивной подготовки, и более 4 тысяч студентов уже включены в программу физического воспитания и спорта [2].

Следует подчеркнуть, что в спортивных секциях данного вуза проводятся отборочные наборы для участия в курсах по выбору в рамках дисциплины «Факультативы по физической культуре». Данные секции включают в себя такие направления, как бокс, фехтование, йога, тяжелая атлетика, аэробика, баскетбол, волейбол, плавание и другое. Стоит отметить, что данные секции пользуются особенной популярностью среди молодежи несмотря на то, что данными видами спорта они могут заниматься во внеурочное время [3].

Среди студентов данного учебного заведения был проведен опрос среди 220 человек. Данный опрос показал, что 80 % студентов систематически посещают занятия «Факультативы по физической культуре» не менее 2 раз в неделю, 15% посещают эпизодически и лишь 5% не занимаются вовсе. Большинство опрошенных, а именно 50% объяснили непосещение тем, что не позволяет здоровье, 45% не посещают из-за нехватки времени, оставшиеся 5% не видят ценности данного предмета. В других высших учебных заведениях ситуация выглядит иначе. Так, среди опрошенных было выявлено, что занятия посещают лишь 53% студентов, тогда как остальные 47% не посещают, большинство опрошенных ссылаются на нехватку времени, хотя данный курс включен в общее расписание. В данном случае мы можем видеть явную незаинтересованность в занятиях "Физическая культура и спорт".

Исследование уровня участия студентов в спортивных секциях показывает, что интерес к спортивной деятельности является очевидным, и что студенты проявляют желание заниматься физическим воспитанием и спортом в рамках учебного процесса.

Студентам предоставляется уникальная возможность приобрести и освоить набор двигательных навыков, которые являются неотъемлемой частью успешного участия в общественной деятельности.

Однако, чтобы обеспечить максимальную эффективность этого процесса, необходимо использовать комплексный подход. Первое, что делает этот подход уникальным, - это предоставление студентам методов формирования оперативного набора движений, которые направлены на решение типовых задач. Это означает, что студенты не только учатся выполнять отдельные движения, но и учатся применять их в конкретных ситуациях [4].

Таким образом, они получают практические навыки, которые могут быть непосредственно применены в реальной жизни. Второе, что делает этот подход уникальным, - это развитие психофизических качеств студентов.

Психофизические качества включают в себя такие аспекты, как координация, гибкость, сила и выносливость. Развитие этих качеств помогает студентам стать более гибкими и адаптивными, что в свою очередь способствует успешному участию в общественной деятельности [5]. Таким образом, комплексное воздействие на студентов позволяет им приобрести и освоить набор двигательных навыков, необходимых для успешного участия в общественной деятельности. Этот подход уникален тем, что он объединяет формирование оперативного набора движений с развитием психофизических качеств, что является проявлением единства форм двигательной активности.

По - нашему мнению система образования должна иметь 2 направления в своей деятельности, во - первых, обучать двигательным действиям и навыкам, во - вторых, правильно сформировать функциональный резерв организма.

 Эти две функции взаимосвязаны и важны для полноценного развития личности.

Первая функция образовательной системы - обучение двигательным действиям и навыкам - направлена на развитие физической активности и координации движений учащихся. Это включает в себя усвоение основных двигательных навыков, таких как ходьба, бег, прыжки, метание и ловля предметов, а также развитие гибкости, силы и выносливости. Обучение двигательным действиям и навыкам помогает учащимся развивать свои физические возможности, улучшать координацию и гармоничность движений, а также формировать здоровый образ жизни.

Вторая функция образовательной системы - формирование функционального резерва организма или подготовка к предметной деятельности - направлена на развитие умственных и познавательных способностей учащихся. Это включает в себя усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для успешной предметной деятельности. Образовательная система должна обеспечивать учащимся не только получение информации, но и развитие критического мышления, творческого мышления, аналитических и проблемно-поисковых навыков. Формирование функционального резерва организма или подготовка к предметной деятельности помогает учащимся развивать свои интеллектуальные способности, улучшать память, логическое мышление и способность к самостоятельной работе.

Приближение студента к достижению максимального результата с помощью участия в различных соревнованиях возможно лишь при наличии приобретенных и усвоенных навыках в конкретном виде спорта [6].

Чтобы привлечь студентов к участию в различного рода соревнованиях, высшее учебное заведение использует свой потенциал, то есть воздействует на мотивацию обучающихся путем достижения успеха. Нельзя не обратить внимание на предлагаемые дополнительные курсы, которые предоставляют возможность, например, приспособиться к энергичному уровню жизни.

Стоит отметить, что на кафедре «Физическая культура» РУТ (МИИТ) был разработан журнал самостоятельной работы каждого студента, создан он в первую очередь для того, чтобы упростить контроль педагога над самостоятельной работой студента. Данный журнал поможет обучающемуся отследить количество проведенных занятий, а также оценить свои личные результаты.

В заключение хотелось бы отметить, что совместная работа различных областей в образовательном процессе способствует следующему:

  • повышению теоретических знаний в области физической культуры
  • развитию физического потенциала, работоспособности студентов, их психофизических качеств, а также
  • общему укреплению здоровья будущих специалистов;
  • стимулированию интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью;
  • стимулированию саморегуляции студентов в области физкультурно-спортивной деятельности и составлению индивидуальных программ тренировок и оздоровления.

Список литературы

  1. Болдов А.С. Формирование интереса к физкультурно - спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп : автореф. дис. … канд. пед. наук / Болдов Александр Сергеевич. - М., 2006. - 24 с.
  2. Постол, О.Л. Повышение психофизических качеств студентов транспортного вуза на занятиях по физической культуре с применением восточных оздоровительных практик / О.Л. Постол, О.Н. Панкратова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 262 - 266.
  3. Фирсин, С.А. Отношение преподавателей физической культуры к разнообразным инновационным программам, технологиям, методикам / С.А. Фирсин, Е.В. Липский // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - Nº - C. 349-352.
  4. Виленский, М.Я. Здоровьесберегающие технологии в обеспечение качества образования студенческой молодежи / М.Я. Виленский / Педагогическое образование и наука - 2003. - № 3. - С. 22.
  5. Щадилова, И.С. Элективные курсы по физической культуре как основа мотивации студентов к практическим занятиям / И.С. Щадилова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - Nº 2. - С. 92-96.
  6. Черясова О. Ю., Онищук М. А. Физическая культура и спорт в жизни современного общества [Электронный ресурс]: // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 332–336.