УДК 316

Социально-психологические особенности трансформации профессиональной направленности у молодежи

Агевнина Яна Сергеевна – магистрант факультета Политических и социальных наук Российского государственного социального университета.

Аннотация: В данной статье представлены результаты социально-психологического анализа ценностных предпочтений и ожиданий современной молодежи в сфере труда. Установлено, что новое поколение молодежи традиционно характеризуется двойственностью взглядов. Для них работа — это арена творчества и самореализации, образ жизни, насущная необходимость, которая зарабатывает деньги, но отчасти тратит время. Молодежь волнуют как материальные ценности (материальное благополучие, работа, жилье, автомобили), так и нематериальные ценности (любовь, семья, друзья, здоровье, образование).

Выбор места работы мотивирован высокой заработной платой, престижностью занимаемой должности, интересом к работе, возможностью карьерного роста и повышения квалификации при трудоустройстве. По результатам проведенных исследований авторы выделяют ряд предложений по повышению ценности труда и мотивации трудовой деятельности.

Ключевые слова: ценностные предпочтения, социально-психологическое ориентирование, мотивационные установки, молодежь, сфера труда.

Новое поколение молодежи является катализатором общественной филиации, активно реагируют на динамизм современной жизни, своей энергией, энтузиазмом, новаторскими идеями и творческим мышлением формируют современную и будущую действительность, а также выступают основой трудового потенциала государства [1, с. 30-40].

К сожалению, на текущий момент велика доля NEET-молодежи, которая не учится и не работает. Статистика свидетельствует, что ежегодно данный уровень в среднем составляет 10-13 %, с преобладанием сельской молодежи (15-19 %) относительно городской (8-11 %), а также женщин (11-16 %) над мужчинами (9-11 %) [9].

Очевидно, что данная категория требует особого внимания со стороны государств.

При этом многие социологические исследования констатируют ценность труда и занятости для самой молодежи [2, с. 32-35; 3, с. 185-201; 4, с. 64-73; 5, с. 101-104; 6, с. 57-63; 7; 8, с. 25-29].

Мотивация трудовой деятельности задается конкретным набором трудовых ценностей, надолго определяющих характер трудовой деятельности» [8, с. 25-29].

Следует отметить, что предпринята попытка проанализировать положение молодежи на рынке труда в рамках социологии, психологии и экономики. Эта разнонаправленность определяет дифференциацию научных интересов исследователей.

Эмпирическую основу работы составили результаты социально-психологического исследования по анализу ценностных предпочтений и ожиданий современной молодежи в сфере труда». Метод исследования выступил анкетный опрос студенческой молодежи г. Москвы (апрель 2023г.) Выборка составила 389 обучающихся. Объем выборки определялся доверительной вероятностью 0,954 и предельной ошибкой, равной 5 %.

В опросе приняли участие 40 % мужчин и 60 % женщин. При ответе на вопрос: «Как Вы считаете, актуальна ли в настоящее время проблема формирования трудовых ценностей и предпочтений молодежи?», - 30,4 % респондентов были полностью согласны с таким тезисом, 31,7 % - скорее согласны, 28,9 % скорее не согласны, а 9 % отрицательно ответили на него.

Труд для новых поколений - это сфера творчества и самореализации (37,7 %), образ жизни (30,6 %), жизненная необходимость, заработок денег (27,2 %), потраченное время (4,5 %).

Традиционно для новых генераций характерна двойственность мнений. Так, молодежь считает важным для себя любовь (71,7 %), семью (51,4 %), материальное благополучие (51,1 %), друзей (47,3 %), здоровье (43,1 %) и работа (29,8 %).

Для половины респондентов (50,8 %) их материальное положение в будущем представляется вполне благополучным. Несомненно, молодые люди настроены оптимистично, так как никто не представляет будущее материальное положение неблагополучным. И все-таки пятая часть всех опрошенных (20,4 %) не исключают материальных трудностей в будущем.

Жизненный успех для участников опроса также дифференцирован - это и любимая семья, и успешная карьера, и здоровье, и стабильный доход, и достижение намеченных планов.

Как следствие, агентами, влияющими на становление трудовых приоритетов у современного молодого поколения, являются семья (58,3 %), преподаватели (34,4 %), общественное мнение (32,7 %), близкое окружение (31,2 %), СМИ, Интернет (18,1 %), а также самостоятельно принятое решение (3,5 %).

Наиболее важными личностными качествами, оказывающими влияние на трудоспособность, участники опроса указывали упорство (51,9 %), доброту (47,5 %), образованность (33,4 %), трудоспособность (31,8 %) и профессионализм (30,1 %). Причем последние два качества указывались и среди менее важных (10,5 % и 11,8 % соответственно). К тому же, скорее не важными были выделены новаторство (18,7 %) и стрессоустойчивость (11,3 %). Это говорит о дуализме взглядов - уверенности и неуверенности в себе.

Отметим, что в настоящее время среди молодых людей сформировалось мнение, что образование в большинстве способствует развитию личности (60 %) и дает возможность добиться высокого социального статуса (45,6 %), чем возможность заработать больше денег (31,2 %). При этом лишь незначительная часть респондентов обесценивает данный институт, и большинство все же получает образование в первую очередь для развития собственных навыков.

В тоже время в большинстве своем (59,8 %) молодежь заявляет, что наличие высшего образования является необходимым и важным условием в настоящее время для трудоустройства, а 40,2 % опрошенных в той или иной степени с этим не согласны. Это свидетельствует о том, что наличие образования среди молодежи является важным элементом при дальнейшем трудоустройстве.

Факторами, оказывающими наибольшее влияние на выбор места работы, являются заработная плата (73,1 %), престиж места работы (35,2 %), интерес к работе (30,4 %), возможность карьерного роста (25,1 %), возможность повышения квалификации при трудоустройстве (21,6 %).

Отметим, что хорошая зарплата имеет ценность, как для мужчин, так и для женщин. Это свидетельствует о формировании и материальных ценностей и ценностей развития.

Среди предложенных профессий в ТОП-5 профессий, которые респонденты считают наиболее престижными, вошли: бизнесмен, предприниматель (50 %), инженер (37,8 %), программист (36,5 %), врач (35,1 %), офицер вооруженных сил (33,8 %). Среди наименее престижных оказались: менеджер (6,8 %), грузчик (1,4%), продавец (0 %).

Молодежь стала более ответственно подходить к построению профессиональных планов. Однако проблема дальнейшего трудоустройства выпускников остается актуальной, поскольку около 15,3 % опрошенных так и не имеет понятия, что делать после выпуска, и лишь 17,6 % твердо уверенны в том, где и кем будут работать.

Вероятно, вузам во взаимодействии с центрами занятости населения следует проводить очные ярмарки вакансий, формат которых претерпел изменения в период пандемии. Кроме того, целесообразно развивать цифровые профориентированные платформы. Цифровая карьерная среда дает возможность ежедневно просматривать и откликаться на актуальные вакансии, подходящие под запросы, принимать участие в днях карьеры, ярмарках вакансий, встречах с руководителями крупных компаний, мастер-классах, тренингах, деловых играх.

От первоначальной трудовой деятельности респонденты ожидают частичное чувство удовлетворения от процесса труда (28,9 %), возможность заработка (27,9 %), действие лифта мобильности (24,6 %), полнейшую самореализацию (13,6 %), первые шаги воплощения мечты в жизнь (5 %).

При понимании, что трудовые ожидания не оправдались, молодежь намерена получать дополнительное образование (33,7 %), пройти курс переквалификации (29,6 %), искать проблемы и пути их решения (19,8 %), даже не допускаю подобной мысли (16,9 %).

Среди основных факторов, которые способны помешать реализовать себя на рынке труда, новые генерации отмечают низкую заработную плату (80,7 %), а также престижность профессии (31,9 %).

Понятие «карьера» респонденты рассматривают как рост, заработок и стабильность (38 %), повышение социального статуса (14 %), возможность заявить о себе (13 %), большие возможности (12 %), необходимо значимую часть человеческой жизни (10 %), а 13 % затруднились ответить.

При этом дефиниция «успешная карьера» характеризуется молодежью как большой заработок (60,3 %), высокая должность (50,5 %), мастерство в своем деле (37,4 %), наличие статуса и приоритета в обществе (25,9 %), саморазвитие в рабочем процессе (16,6 %), принесение пользы обществу (10,1 %).

Отметим, что предпочитаемым типом поощрения на работе выступает повышение зарплаты (40,2 %), награждение, премирование (21,1 %), повышение в должности (11,8 %), льготы, бонусы (10,3 %), помощь с жильем (9 %), бесплатное обучение, повышение квалификации (7,5 %). Как видим, данные ответы также характеризуют дуализм во взглядах молодежи.

Среди предложенных вариантов морального стимулирования труда, респонденты выделяют как наиболее эффективные: ощущение своей принадлежности, нужности для компании, уважение, признание со стороны коллег, руководителя (33,7 %), благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку (28,6 %). Чуть больше четверти респондентов (22,9 %) отмечают эффективной похвалу руководителя. Как мужчины, так и женщины имеют схожую точку зрения.

Почти половина респондентов (46,5 %) заявляют, что повышение оплаты труда могло бы повлиять на то, чтобы они работали с полной отдачей. Около четверти молодых людей (23,6 %) мотивированна возможностью повышения профессионализма (курсы повышения квалификации, семинары и т.д.). Десятая часть молодых людей (11,6 %) предпочли бы улучшение условий труда.

Часть респондентов (49,7 %) считают, что подработка в сфере отличной от их специальности не снижает мотивацию к работе по профессии. Однако больше трети респондентов (40,7 %) придерживаются противоположного мнения. 9,5 % затруднились ответить.

Исследование позволило узнать, какие ресурсы использует молодежь для поиска работы. Большинство отмечают, что ищет работу через знакомства и родственные связи (72,6 %), шестая часть студентов (16,6 %) самостоятельно ищут работу. Реже (2,5 %) пользуются помощью преподавателей.

Отметим, что 76,1 % респондентов выбирали будущую профессию самостоятельно. Для почти четверти респондентов в выборе профессии оказали влияние семейные традиции (10,3 %) и непосредственный выбор родителей (12,3 %). Это говорит о том, что в большинстве случаев молодые люди руководствуются собственным мнением

Было определено, по каким параметрам молодежь выбирала профессию. Так, пятая часть респондентов делала выбор исходя из способностей к данному виду деятельности (20,1 %), почти такая же доля респондентов руководствовалась гарантиями поступления в вуз (21,9 %). Наименее популярными параметрами оказались престижность (5,5 %) и «выбор принят родителями» (5,3 %).

Выводы

В заключение стоит отметить, что результаты, полученные в ходе проведенного исследования, подтверждают дуалистический взгляд на ценности молодежи в сфере труда.

Как показывает практика, в настоящее время государство разрабатывает различные проекты и программы, нацеленные на формирование трудовых ценностей молодежи. Однако, по результатам проведенного опроса выяснилось, что, например, 67 % респондентов не знакомы с национальным проектом «Демография», а 77 % не знают о федеральном проекте «Содействие занятости», 62 % опрошенных человек не знакомы со специальным мероприятием, таким как «Ярмарка вакансий» и так далее. При этом лишь единицы знакомы с вышеперечисленными проектами, программами и конкурсами. Основными каналами получения информации стали СМИ, сеть Интернет и учебные заведения.

Национальные власти не уделяют особого внимания проблемам занятости молодежи, и 33,6% респондентов указали, что видят подвижек в данном вопросе. Кроме того, следует также отметить низкий уровень информированности молодежи о существующих государственных и федеральных программах, конкурсах и мероприятиях, организуемых для развития профессиональных навыков и дальнейшего успешного трудоустройства.

Следует уделить должное внимание мотивирующим и негативным установкам среди молодежи. Это относится и к среднему профессиональному и высшему образованию.

Сами опрошенные предложили следующие меры: организация встреч представителей молодежи и бизнеса, участие в профессиональных мастер-классах, организация взаимодействия отделов профориентации с отделами занятости среднего профессионального и высшего образования и выпускниками школ, информирование школьников и студентов о проводимых мероприятиях. Центра занятости, проводит экскурсии по компании офиса и организует общение с работниками корпоративного сектора.

На наш же взгляд, нужны следующие модернизации: развитие общественного мнения по важности ценности труда, разработка программы бесплатной переподготовки отдельных категорий молодых граждан, организация сотрудничества служб занятости и образовательных учреждений, расширение портала возможностей трудоустройства молодежи в России, развитие проектов «дотации найма», обеспечение соответствия получаемого молодежью образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей, а также воспитание предпринимательских способностей обучающихся в образовательных учреждениях.

Список литературы

  1. Алексеенок А.А. Основные направления совершенствования молодежной политики: социологический анализ результатов Всероссийского исследования // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 5. С. 30-40.
  2. Гнатюк М.А., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Трудовые ценности и трудовая активность современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 10. С. 32-35.
  3. Гостев А.Н., Семенова В.Г., Хованская О.Н. Трудоустройство молодежи: проблемы, место в системе социальных ценностей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 1. С. 185-201.
  4. Кошарная Г.Б., Корж Н.В. Ценностные предпочтения студенческой молодежи в сфере труда // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 2(14). С. 64-73.
  5. Куликов С.П., Коршунов А.В. Исследование специфики формирования трудовых ценностных ориентиров и трудовой активности современной российской молодежи // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 6. С. 101-104.
  6. Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 57-63.
  7. Социологический портрет молодежи региона: Информационный бюллетень социологической лаборатории / П.А. Меркулов, А.А. Алексеенок, О.В. Леонова, И.В. Михалев. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. 160 с.
  8. Уколов Р.А. Ценности труда и профессионально-карьерного роста среди молодежи: результаты социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 25-29.
  9. World Youth Report. New York. 2018. 252 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: