УДК 17.035.12

Альтруизм и эмпатия: точки соприкосновения

Татаринов Максим Вячеславович – студент кафедры Философии, психологии и педагогики Лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Шахбанов Ислам Байрамбекович – студент кафедры Философии, психологии и педагогики Лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Аннотация: Данная статья посвящена изучению схожих моментов и точек соприкосновения в естественных и социальных составляющих эмпатии и альтруизма. В работе представлен анализ социального обмена, социальных норм, эволюционной психологии, родственного отбора, взаимного альтруизма, мотивации, основанной на альтруизме и эгоизме.

Ключевые слова: поведение, альтруизм, эмпатия, точки соприкосновения.

Введение

Актуальность данной работы основана на том, что альтруизм и эмпатия являются неотъемлемой частью коммуникации людей не только на биологическом уровне, но и в обществе, и без них общение, как социальное взаимодействие, вообще могло не существовать.

Одними из самых распространённых форм человеческого поведения являются агрессия и эгоизм. Однако люди бы не могли существовать без противоположных агрессии и эгоизму качествам: эмпатии и альтруизму, которые, как и вышеописанные характеристики человека, имеют естественные предпосылки.

Альтруизм – это бескорыстное побуждение человека, которое влечет за собой совершение поступков на благо других. Термин был введен в научный оборот благодаря французскому философу Огюсту Конту, который рассматривал альтруизм как движущую силу социальных изменений человека и воплощение нравственной нормы «жить ради других».

Цели исследования: исследовать, описать и сопоставить, точки соприкосновения альтруизма и эмпатии на основе их социальной и естественной составляющей.

Материалы и методы: анализ теоретических источников по заданной проблеме.

Альтруизм бывает четырех видов

При оказании помощи одни руководствуются этикой, другие – выгодой или генетическим сходством. В социальных науках и науках о поведении альтруизм подразделяется на четыре вида в зависимости от мотивации участников.

Родственный альтруизм

Это альтруистическое поведение, которое можно объяснить наличием общих генов у помощника и получателя. Согласно общей адаптивной теории, предложенной биологом У. Д. Гамильтоном, именно благодаря такому поведению выживают целые виды. Человек всегда в первую очередь помогает родственникам, так как это увеличивает шансы на выживание его генотипа.

Реципрокный (взаимный) альтруизм

Взаимный альтруизм – это оказание помощи для будущего взаимного альтруизма. Другими словами, это взаимовыгодный обмен между двумя или более людьми.

Согласно этому термину, обе стороны выигрывают, потому что наша культура заставляет нас отвечать взаимностью на помощь, которую мы оказали ранее. Даже если альтруист занимается благотворительностью без вознаграждения, другая сторона будет чувствовать себя должником.

Альтруисты получают выгоду в будущем, потому что другие относятся к ним более позитивно. Люди скорее предпочтут встретить кого-то, кто помогает всем, чем кого-то, кто является эгоистом. Кроме того, общество признает альтруистов. Поэтому люди, которые полагаются на мнение других и нуждаются в общественном одобрении, могут делать добрые дела только ради похвалы.

Истинный альтруизм

Это социальное поведение, не основанное на прямой внешней выгоде. Науке еще предстоит точно определить, что вызывает истинный альтруизм, это могут быть социальные нормы, индивидуальные черты характера и неявные интересы тех, кто помогает.

Сострадательный альтруизм

Эмпатия – это способность понимать и чувствовать то, что переживает другой человек, и сопереживать ему. Эмпатия принципиально отличается от симпатии, антипатии или жалости, так как основана на попытке представить положение человека, понимании его чувств, а не на осуждении и критике, поспешных советах и поступках. Согласно исследованиям Дэниела Бэтсона, Дэвида А. Лишнера и Эрика Стоукса, люди с высоким уровнем сопереживания помогают страдающим, потому что склонны ставить себя на его место и испытывать те же эмоции, что и он. Делая добро, они не только уменьшают переживания другого человека, но и сами избавляются от своих.

Альтруизм также присутствует у животных, но несколько отличается от представления о бескорыстном альтруизме в человеческом смысле. Человек зависит от устоявшейся культуры и идеологии, тогда как в животном мире большинство форм поведения служит выживанию вида. Такая форма поведения будет более развита у сородичей, так, например, Павиан может пожертвовать собой, неравно сражаясь с хищником, получить смертельную травму, но все же спасти своих сородичей.

Что касается черт характера людей, склонных к альтруизму, то здесь данные экспериментов менее чётки. Некоторые исследователи даже полагают, что альтруизм зависит не от характера, а от сложившейся ситуации. Однако многие исследования дают основания утверждать, что альтруистическое поведение более характерно для высокоэмоциональных, чутких и склонных к эмпатии людей, которые могут принимать независимые решения.

Эмпатия, как правильно заметил Дэниел Бэтсон, является основой альтруизма. Хотя это утверждение кажется очевидным, но оно также было подтверждено экспериментально. Те студенты, которые наблюдали изменения стресса у других, в последующих экспериментах имели самые сильные изменения физиологических реакций эмпатии. Такие люди являются более склонными к альтруистическому поведению [4]. К. Юнг отмечал, что эмпаты воспринимают эмпатический мир как свой собственный. Он чувствует неуверенность, раздражение другого человека, как будто это его переживания, но без ощущения своих собственных негативных эмоций [7]. Р. Мэй пишет, что чаще всего негативное отношение к другому человеку обусловлено бессознательным эмпатическим восприятием подобного отношения со стороны другого человека. Эмпатия – это эмоциональное отражение мира. Если есть эмоции, значит в этом задействованы жизненные потребности. Поэтому предмет воздействия через эмпатию, в отличие от командования или манипулирования субъектом воздействия, всегда реализует его жизненные потребности [6].

В целом, анализ основных подходов к изучению эмпатии, свидетельствует о том, что эмпатия - социальное явление, в котором диалектически проявляется биологическое и социальное.

Ведущую роль в осуществлении эмпатии играет подсознание. В результате она может происходить даже тогда, когда человек и не подозревает об этом

Результаты и обсуждения

Проведенный нами анализ теоретических источников по психологии помог нам разобраться в точках соприкосновения таких понятий как альтруизм и эмпатия, понять, что альтруизм не может существовать без эмпатии и что именно этот вид связки эмпатии и альтруизма играет ключевую роль в сохранении человека как биологического вида и его пребывании в обществе.

Выводы

  1. В ходе подготовки научной работы нами было проанализировано понятие альтруизма и эмпатии и рассмотрены различные примеры взаимодействия в животном и в человеческом мире на основе взаимосвязей, озвученных выше.
  2. В результате проведенного теоретического анализа было выявлено, что альтруизм по своей сути является сострадательным действием которое существует как биологическое поведение, направленное на сохранение вида, а эмпатия – доброжелательным чувством, которое формируется в обществе и основано на жизненном опыте.
  3. Выяснили, что альтруизм и эмпатия имеют так же и общую черту: они отвечают за поддержания взаимоотношений между людьми, как в социальной, так и в биологической сфере, а так же то, что они не могут существовать друг без друга так как плотно взаимодействуют друг с другом.

Список литературы

  1. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М.: Пер СЭ, 2007. 6 с.URL: http://www.slovari.yandex.ru.
  2. Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло) // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 5–35.
  3. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 688 с
  4. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / пер. с англ.СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 38 с.
  5. Прошак Л. Испытание бедствием // Аргументы и факты. 1999. № 6.
  6. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Новейшая психологическая энциклопедия. Законы и тайны поведения человека. Психологический атлас поведения человека. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 575 с.
  7. Кейсельман (Дорожкин) В. Р. Альтруизм: так называемое добро /В. Р. Кейсельман (Дорожкин). – Симферополь : Таврия, 2010. – 348 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: