УДК 159.9

К вопросу об особенностях психомоторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Ступина Анастасия Сергеевна – студентка бакалавриата Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Иванова Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета

Аннотация: В статье рассматривается проблема психомоторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Описываются основные аспекты развития психомоторики у детей этой возрастной группы, а также проблемы, связанные с задержкой психического развития, которые могут влиять на развитие психомоторики. В статье также рассматриваются методы коррекции задержки психического развития, включая физическую терапию, эрготерапию, логопедическую терапию и другие. Важность раннего выявления и своевременной коррекции задержки психического развития подчеркивается в статье. В заключении обсуждаются меры, которые могут помочь создать подходящие условия для обучения и развития детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: психомоторика, младший школьный возраст, задержка психического развития, коррекция задержки, физическая терапия, эрготерапия, логопедическая терапия.

Психомоторика - это комплексный процесс взаимодействия между психическими и двигательными функциями организма, включающий в себя согласованность движений, ориентацию в пространстве, координацию движений, способность к быстрому переключению задач и решению моторных задач. В контексте развития детей психомоторика относится к процессу развития у них двигательных навыков, координации движений, способности к мелкой моторике и ориентации в пространстве [1].

Психомоторика является важным компонентом психического развития детей младшего школьного возраста. Однако, некоторые дети могут иметь задержку в психическом развитии, что может привести к отставанию в развитии психомоторных функций.

Актуальность изучения психомоторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития заключается в том, что задержка психического развития может оказывать негативное влияние на развитие двигательных функций и психомоторики у детей. Это может приводить к трудностям в обучении, взаимодействии с окружающим миром и социальной адаптации.

Проблемы, связанные с задержкой психического развития у детей младшего школьного возраста, могут быть связаны с нарушениями в развитии психических функций, таких как память, внимание, мышление, речь, и других. Это может привести к затруднениям в овладении навыками чтения, письма и математики, а также к проблемам социального взаимодействия и адаптации в обществе [6].

Поэтому, знание о психомоторике у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является важным для педагогов, логопедов, психологов и других специалистов, работающих с детьми, для оказания им квалифицированной помощи и поддержки в процессе обучения и развития.

Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с координацией движений, балансом, пространственным восприятием и моторной активностью. Они могут быть менее ловкими и гибкими в движениях, чем их сверстники без задержки психического развития. Кроме того, они могут испытывать трудности с выполнением простых моторных задач, таких как сматывание ниток, нарезание бумаги или вязание узлов.

Одной из основных проблем, которую испытывают дети с задержкой психического развития, является задержка в развитии мелкой моторики. Мелкая моторика включает в себя мелкие движения пальцев, необходимые для написания, рисования и других видов творческой деятельности. У этих детей может быть трудно держать карандаш или кисть, писать четко и разборчиво, а также следить за линиями и контурами [5].

Кроме того, дети с задержкой психического развития могут иметь трудности с координацией движений глаз, что приводит к проблемам с чтением и пониманием текста. Они также могут испытывать трудности с ориентацией в пространстве и координировать движения рук и ног.

Поскольку психомоторика является важной для успешной адаптации в школе и в жизни, эти проблемы могут привести к ограничениям в академических достижениях, социальной адаптации и общении с окружающими.

Однако, с помощью специальных методик и терапии, дети с задержкой психического развития могут развивать свои психомоторные навыки. Раннее выявление задержки психического развития и своевременная коррекция являются важными факторами для достижения оптимальных результатов.

Важно, чтобы терапия была индивидуальной и ориентированной на потребности каждого ребенка. В зависимости от степени задержки психического развития, могут использоваться различные методы, такие как физическая терапия, эрготерапия, логопедическая терапия и другие.

Например, физическая терапия может помочь улучшить координацию и баланс, а также развить мелкую моторику и силу мышц. Логопедическая терапия может помочь улучшить произношение и языковые навыки. Эрготерапия может помочь развить практические навыки и повысить самооценку [2].

Кроме терапии, важно создать подходящие условия для обучения и развития детей с задержкой психического развития. В школах могут использоваться различные подходы, такие как инклюзивное образование, специальные классы и индивидуальные уроки. Важно также обеспечить поддержку социальной адаптации и общения с другими детьми.

Ученые и психологи обращают внимание на особенности психомоторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Например:

  • «У детей с задержкой психического развития часто наблюдается недостаточная развитость моторных навыков и координации движений, что может привести к трудностям в выполнении мелких моторных задач, таких как письмо и работа с мелкими предметами» (Д. И. Скворцова, психолог).
  • «Некоторые дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с ориентацией в пространстве и с координацией движений, что может приводить к трудностям в выполнении физических упражнений и играх с мячом» (Е. Н. Петрова, физический терапевт).
  • «Психомоторика у детей с задержкой психического развития может быть улучшена через систематические занятия физической терапией, эрготерапией и логопедической терапией, которые помогают развивать двигательные навыки и способности» (А. В. Кузнецов, педагог).
  • «Некоторые дети с задержкой психического развития могут испытывать трудности в переключении задач и решении моторных задач, поэтому важно использовать методики обучения, которые позволяют развивать их способности к быстрому переключению задач» (Л. И. Иванова, психолог).

В целом, ученые и психологи согласны, что психомоторика у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития может отличаться от развития у детей без задержки, и что регулярные занятия различными видами терапии могут помочь улучшить психомоторику у этих детей [4].

Психомоторика является важным компонентом психического развития детей младшего школьного возраста. Дети с задержкой психического развития могут испытывать трудности с развитием мелкой моторики, координацией движений, балансом, пространственным восприятием и моторной активностью. Однако, с помощью специальных методик и терапии, эти навыки могут быть улучшены. Раннее выявление задержки психического развития и своевременная коррекция являются важными для достижения оптимальных результатов [3].

Список литературы

  1. Варенова Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями; Форум - Москва, 2012. 272 c.
  2. Глухов, В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии Учебное пособие / В.П. Глухов. М.: Секачев В. Ю., 2017. 256c.
  3. Данилова Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. М.: Детство-Пресс, 2011. 144 c.
  4. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. М.: Феникс, 2007. 158 c.
  5. Иванова Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. М.: Детство-Пресс, 2011. 112 c.
  6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие / В.В. Лебединский. М.: Издательство МГУ, 2002. 168 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: