УДК 339.137.2

Некоторые категории конкурентного законодательства в Российской Федерации

Сушков Ярослав Ильич – магистр Волгоградского государственного университета.

Аннотация: Актуальность данной работы заключается в том, что основные категории конкурентного права в Российской Федерации, встречаются во всех сферах общественной жизни. В данной статье раскрываются понятие и сущность конкурентных правоотношений, а также их соотношение с гражданским и предпринимательским правом. Дается описание органов государственной власти разного уровня и указывается их влияние на данный вид правоотношений. Также описывается актуальность и дальнейшее развитие вышеупомянутой законодательной институтции.

Ключевые слова: конкурентное право, конкурентные правоотношения, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

Введение

После возникновения конкурентного права цивилисты-правоведы сходятся в оценке его соотношения с правом антимонопольным как более обширной институции. Также стоит заметить, что по заявленной проблеме среди юристов практически нет разночтений в силу малого количества точек соприкосновения двух взаимоисключающих теорий.

Приверженцы административно-правовых начал данной отрасли не принимают концепт конкурентного права как более широкой сферы по отношению к праву антимонопольному. С другой же стороны, правоведы, такие как С.А. Паращук [1], К.Ю. Тотьев [2], В.С. Белых [3], придерживающиеся точки зрения конкурентного права как самостоятельной отрасли и не принимают точки зрения своих оппонентов.

Категория «Конкурентных правоотношений»

Под конкурентными правоотношениями понимаются общественные отношения, которые урегулированы нормами конкурентного права и возникающие между главенствующими субъектами при осуществлении ими предпринимательской деятельности на товарном рынке по удовлетворению запросов потребителя, а также получению различных преференций за свою деятельность. Также стоит сказать, что данные правоотношения происходят между юридически независимыми хозяйствующими субъектами, в чем и заключается существенная дефиниция в сравнении с общественными отношениями, которые возникают внутри отдельно взятого субъекта (юридического лица или же группы юридических лиц). Также стоит отметить, что конкурентные правоотношения находятся во взаимосвязи с гражданскими и предпринимательскими правоотношениями.

Обозначая отличительные признаки конкурентных правоотношений от гражданских, следует отметить их более узкий круг субъектов, в который входят юридические лица и индивидуальные предприниматели, основной целью которых является получение дохода от совершаемой ими деятельности.

В сравнении с предпринимательскими правоотношениями отличительной чертой конкурентных является их цель. Предпринимательские правоотношения направлены на извлечение выгоды, конкурентные нацелены на соперничество между субъектами.

Необходимость выделения особенных черт конкурентных правоотношений возникает из-за их достаточно узкого спектра правового регулирования в сравнении с гражданскими и предпринимательскими правоотношениями. Цивилисты в рамках гражданского и предпринимательского права обычно не заостряют свое внимание на взаимодействие конкурирующих субъектов в рамках их конкурентного противостояния.

Известные правоведы А. Ю. Викулин и Г. А. Тосунян обращают внимание на то, что отношения, которые возникают между конкурирующими субъектами – «это классические гражданско-правовые отношения, характерными чертами которых являются: равноправие сторон, автономия воли участников правоотношений, имущественная самостоятельность сторон, альтернативная возможность выбора сторонами различных вариантов поведения в рамках, предусмотренных законом». [4]

Самой важной отличительной чертой, которая разграничивает конкурентные правоотношения от гражданских и предпринимательских является доминирующее положение или решающее влияние одного из субъектов правоотношений на рынке. В случае отсутствия данного элемента, содержание всех трех названных правоотношений будет совпадать.

Влияние субъектов антимонопольного регулирования на конкурентные правоотношения

К субъектам антимонопольного регулирования законодатель относит органы местного самоуправления, а также их должностные лица, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующие субъекты, федеральные органы исполнительной власти. Правовую основу осуществления их деятельности составляет антимонопольное законодательство, которое может распространяться как на весь обозначенный круг субъектов (Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ), так и на ограниченный круг лиц (Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ).

Реализация целей и задач, закрепленных в нормативных актах, регулирующих сферу конкурентных правоотношений, отведена Федеральной антимонопольной службе и ее структурным подразделениям.

В соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, антимонопольные органы обладают следующими полномочиями:

  1. возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
  2. выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания... [5]

Стоит отметить, что влияние данного органа и его структурных подразделений на конкурентные правоотношения достаточно велико, поскольку в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, они выдают предварительное согласие на реорганизацию субъектов данных правоотношений путем их слияния, присоединение, создания и т. д.

Органы государственной власти, а также органы местного самоуправления также оказывают влияние на конкурентные правоотношения, в силу наличия у них государственно-распорядительных полномочий. Это выражается, прежде всего, когда властный орган является субъектом конкурентных правоотношений, например при сделках, связанных с арендой земли, находящейся в федеральной или муниципальной собственности.

В заключении следует отметить, что конкурентное законодательство является достаточно молодым в сравнении с иными правовыми институциями. Однако, несмотря на некоторые неурегулированные правовые коллизии, отечественный законодатель отчетливо и планомерно разрабатывает и улучшает текущую нормативную базу, а также анализирует опыт иностранных государств, в соответствии с запросами участников конкурентных правоотношений, а также в соответствии с современными тенденциями в данной правовой сфере. 

Список литературы

  1. Предпринимательское право Российской Федерации. Учеб. пособие / Отв. ред. Губин Е. П., Лахно П. Г. М.: Юристъ, 2004. С. 462 (автор главы Пара щук С. А.).
  2. Тотьев К. Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции). М. Изд-во РДЛ. 2000.
  3. Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект. 2005. С. 284–285; Предпринимательское право России: Учебник / отв. ред. В. С. Белых. М.: Проспект, 2010. С. 345.
  4. Правовые средства регулирования экономи- ки / Под ред. З. М. Фаткудинова, Н. Е. Каряги- на, З. А. Ахметьяновой. Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2002.
  5. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ// Консультант Плюс [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/55a3746dfde0a1bf154c63db656a823a81ec1a33.

Интересная статья? Поделись ей с другими: