УДК 347.7

Процедура реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя при банкротстве

Сафиуллин Расим Ришатович – магистрант Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Научный руководитель Саттарова Нурия Альвановна – доктор исторических наук, профессор кафедры Административного и финансового права Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Аннотация: Статья посвящена вопросам, связанным с институтом банкротства индивидуальных предпринимателей. В данной работе рассматривается порядок инициации процедуры реструктуризации в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, изучаются ее основные цели и значение, правовые основания и установленные законом требования, а также порядок утверждения плана реструктуризации долгов и существующие проблемы.

Ключевые слова: несостоятельность (банкротство), индивидуальный предприниматель, кредиторы, арбитражный управляющий, реструктуризация.

Понятие реструктуризации долгов как процедуры, которая применяется при банкротстве, раскрывается в ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данная процедура способствует восстановлению платежеспособности индивидуальных предпринимателей (ИП) либо отдельных граждан, делая возможным погашение ими задолженностей соответственно принятому плану реструктуризации.

Реструктуризация долгов становится частью процедуры оформления банкротства, с помощью нее ИП или гражданин может поэтапно погасить долг согласно составленному плану. Из ст. 213.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что условием проведения данной процедуры является подтверждение обоснованности заявления о признании ИП либо гражданина банкротом, с этого обычно и берет начало процесс о банкротстве.

Ст. 213.11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет, что с того числа, когда арбитражным судом принимается решение о введении реструктуризации долгов, должно быть приостановлено начисление пени, штрафов, процентов по кредитным обязательствам должника (помимо текущих платежей), кроме того, должен быть введен мораторий на требования по денежным обязательствам от кредиторов. Исключительно в рамках процесса о банкротстве Арбитражным судом может быть наложен арест имущества или какие-либо ограничения в дальнейшем.

В ЕФРСБ - Едином федеральном реестре сведений о банкротстве обязательно размещается публикация о признании обоснованности заявления и начале процедуры реструктуризации [1].

Пока проходит процедура реструктуризации, ИП или гражданин имеет право осуществлять сделку либо ряд связанных между собой сделок (например, продажу или приобретение имущества общей стоимостью больше 50 тысяч рублей) исключительно после согласия финансового управляющего, оформленного в письменной форме.

У должника есть право открывать банковский счет без одобрения финансового управляющего и иметь на нем денежные средства, но общая сумма операций по такому счету не должна быть выше 50 тысяч рублей в течение месяца.

Ст. 213.16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" вводит одно из главных и необходимых условий реструктуризации долга – утвержденный кредиторами план реструктуризации, который далее утверждается Арбитражным судом. Этот план очень важен, поскольку дает реальную возможность постепенно погасить долг.

До сих пор сущность плана реструктуризации изучена довольно слабо, поскольку в трудах о банкротстве основное внимание посвящено другим сторонам данного процесса, а реструктуризация, соответственно, отходит на второй план, причем ее природа признается меняющейся и не совсем однозначной.

План реструктуризации долгов будет иметь природу договора в случае, если он будет разработан одной стороной и одобрен другой, а если одна из сторон против такого плана, но арбитражный суд, преодолевая такое несогласие, при наличии оснований (предусмотренных в ст. 213.17 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») утверждает план, то это будет считаться односторонней сделкой, поскольку для наделения этого плана юридической силой вполне достаточно воли одной из сторон [2].

В пункте 1 ст. 213.14 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» содержатся требования к плану реструктуризации, которых всего два - наличие очередности и наличие точных сроков погашения задолженности пропорционально между всеми кредиторами.

Первоначально уполномоченный орган, кредиторы либо сам должник подготавливают проект плана, который далее передается финансовому управляющему. Если такой проект не был предоставлен на утверждение, то собрание кредиторов должно рассмотреть предложение о признании ИП или гражданина банкротом (п. 4 ст. 213.12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) »).

С рассматриваемым процессом реструктуризации связаны определенные проблемы, которые делают его сегодня достаточно непопулярным. Самая обсуждаемая в юридической литературе проблема такого плана – это график, по которому должна проходить реструктуризация долгов [3].

Сроки полного выполнения плана реструктуризации установлены законодательно и не могут превышать три года, а в отдельных случаях (отраженных в п. 2 ст. 213.17 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») речь идет только о двух годах. Подобный срок явно недостаточен, так как под него будет пересчитан любой кредит либо заём должника, и он обязан будет уложиться именно в указанный период, при этом в целом сокращается срок выплаты задолженности и одновременно увеличиваются платежи по ней [4].

В этой ситуации стоит обратиться к зарубежному опыту, чтобы всесторонне оценить процедуру реструктуризации долга и сроки реализации плана реструктуризации. В то же время сроки реализации плана реструктуризации долга в развитых странах, где существует процедура банкротства граждан, существенно отличаются в лучшую сторону, вопреки тому, что предлагает должнику национальный законодатель.

Во Франции и Республике Корея срок действия плана реструктуризации долга не может превышать 10 лет, но на практике во Франции этот срок редко превышает 5 лет. Срок действия плана утверждается с учетом мнения кредиторов и заемщиков. Кроме того, суд может внести изменения в план, касающиеся графика платежей и суммы долга. Также стоит отметить тот факт, что во Франции, следуя статистике, разрабатывается и утверждается порядка 80 тысяч планов реструктуризации за год, а это больше половины принятых заявлений о начале процедуры банкротства.

Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо увеличить период действия плана погашения задолженности ИП или гражданина хотя бы до десяти лет или предусмотреть особые сроки для должников, имеющих крупные банковские долги.

Проблемой процесса реструктуризации также можно считать отсутствие у какой – либо стороны обязательства представить план реструктуризации. Из-за этого пробела, согласно статистике, даже после введения процедуры реструктуризации ее план утверждается примерно в 1% случаев.

Еще одной немаловажной проблемой процесса реструктуризации долга становится то, что в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не определено освобождение должника от обязанности погашать дальнейшие требования кредиторов даже после полного выполнения и завершения плана по реструктуризации. То есть данная процедура по факту для должника невыгодна, ведь кредитору необязательно успевать вовремя и попадать в сроки выполнения плана. Он может предъявить требования о возмещении вообще без временного ограничения, не позволив гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю реально освободиться от всех долгов в сжатые сроки, воспользовавшись, к примеру, процедурой официальной продажи имущества.

ИП, граждане, и даже кредиторы больше заинтересованы в процедуре реализации имущества, поскольку при реструктуризации все равно придется возвращать долги не менее трех лет, и к тому же она имеет массу других недостатков, которые превращают ее в чисто формальную и очень непопулярную процедуру. А при быстрой реализации имущества высока вероятность, что при расчете часть долгов будет списана кредиторами.

Однако несомненно, что у процесса реструктуризации есть и свои преимущества. Например, возможность погашения долгов только в рамках утвержденного плана, игнорирование кредиторов, требующих ускоренного возврата долгов, запрет на взыскание неустойки либо штрафных санкций, и самое главное, возможность возвращения в нормальное финансовое состояние после погашения долгов, сохранив имущество, с которым пришлось бы расстаться в ходе процедуры его реализации. Пройдя и полностью завершив процедуру реструктуризацию долгов, можно избегнуть присуждения статуса банкрота, из которого вытекает несколько неприятных последствий: невозможность регистрироваться в качестве ИП (если субъект банкротился в качестве индивидуального предпринимателя), невозможность занимать какие-либо должности на уровне управления кредитными организациями и т.д.

Мы приходим к выводу, что процесс реструктуризации долга ИП или гражданина превратился в достаточно формальную процедуру, сегодня практически неприменяемую, в отличие от процедуры реализации имущества. Реструктуризация долгов имеет несколько явных недоработок и недостатков, требующих скорейших решений.

Список литературы

  1. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 47. С. 4472.
  2. Катков К.А. Правовая природа реструктуризации долгов в деле о банкротстве гражданина: постановка проблемы // Право и политика, 2020. №5. – С. 68-80.
  3. Лашкова И.А. Процедура реструктуризации долга в деле о банкротстве гражданина: общая характеристика, проблемы практики // Молодой учёный, 2019. № 37 (275). – С. 29-32.
  4. Щербачёва Л.В. Реструктуризация долгов гражданина // Вестник Московского университета МВД России, 2020. №1. – С. 51-54.

Интересная статья? Поделись ей с другими: