УДК 378.1

Организация качественного процесса обучения в вузах

Магомедова Патимат Османовна – преподаватель кафедры Информационных систем и программирования Дагестанского государственного университета народного хозяйства.

Аннотация: В данной статье рассматривается организация качественного процесса обучения в вузах. Качество образования, выявляющее качество жизни, является основной составляющей для всей системы образования, а также и для развития каждого государства в целом.

Вопрос же о качестве образования является гораздо более сложным, поскольку предполагает установление и согласование критериев оценки качества получаемых знаний, которые могут значительно различаться у субъектов образовательного процесса, если они проявляют себя в этом статусе.

Ключевые слова: система образования, мониторинг, управление качеством, профессиональная деятельность.

Введение

Формирование главных аспектов жизнедеятельности государства в основном зависит от качества образования. Переход к индустриальному обществу, быстрые преображения в экономике, широкая глобализация требуют взвешенного отношения к такому явлению, как нынешнее качество образования. Представление этого явления многоаспектно и подразумевает исследование всех сфер, которые оно затрагивает.

Цель статьи – рассмотреть сущность и особенности организации качественного процесса обучения в вузах.

Вступление о качестве

В самом общем понимании, качество — это совокупность свойств, признаков продукции, материалов, товаров, услуг, работ и труда, которые могут быть использованы для удовлетворения запросов людей. Они могут удовлетворять запросы конкретных сфер жизни общества, соответствуя предъявляемым требованиям. Подобное соответствие определяется на основе стандартов, договоров и контрактов, а также запросов потребителей.

Понятие качества образования характеризует отношение общества к образованию и эффективности обучения, его положение относительно потребностей в развитии гражданских навыков личности и ожиданий различных общественных групп. Качество образования обеспечивается объединением различных вводных, среди которых: программа образования, формы и способы обучения, материально-техническая база образовательного учреждения, состав кадров, гарантирующий достаточное развитие компетенций обучающихся.

К понятию качества относят различные, порой противоречивые параметры. С этим связано то обстоятельство, что используются как абсолютное, так и условное определение качества.

Критерии качества отражают статус и превосходство. Такое идеальное представление может способствовать формированию и укреплению стиля образовательного учреждения. Большое значение придается постоянному улучшению качества, выражающему стремление к наивысшим образцам образования.

«Качество» может быть применено и как относительное понятие. В этом случае качество не является элементом образовательной услуги. Если продукция (товар или услуга) соответствует требованиям соответствующих стандартов или спецификаций, его можно рассматривать лишь как средство для выявления соответствия образовательной услуги государственному стандарту.

Ключевые проблемы качества образования

В настоящее время одна из ключевых проблем, которая стоит перед образовательным сообществом — это усовершенствование управления качеством образования. Необходим тщательный выбор и реализация мер по достижению высоких результатов с минимальными затратами времени на всех участников учебного процесса.

При решении данной проблемы большую роль играет педагогический мониторинг. Профессиональная работа будущего специалиста в нынешнем обществе подразумевает высококлассную гибкость, творческий потенциал, умение применять технологии и брать ответственность за решение задач.

Определение качества образования – это систематизированная концепция стандартов обучения, которая отражает степень соответствия ресурсного обеспечения образовательной деятельности и образовательных результатов нормативным требованиям к социальной сфере или личностным стандартам.

Философская категория качества - главная составляющая образования и должна охватывать все его элементы. Уровень качества образования в государственной системе российского образования определяется следующими утверждениями:

  • Утверждение демократического подхода к образованию и обеспечение необходимых требований для качественного образования на всех его ступенях;
  • Индивидуализация образования за счет разнообразия видов и форм образовательных учреждений, программ, направленных на интересы и способности личности;
  • В качестве показателя уровня образования можно выделить конкурентоспособную степень обучения как по содержанию образовательных программ, так и по качеству учебных услуг.

Педагогический подход повышения качества профессионального образования студентов в вузе направлен на рассмотрение его как результата обучения, отвечающего запросам личности студента.
Ориентировать специалистов, способных высокоинтенсивно трудиться, на творческую деятельность – основная задача профессионального образования. Необходимо отказаться от сведения процесса обучения студентов только к освоению навыков и знаний. Важно формировать у студентов профессиональные качества, требующиеся для успешного выполнения конкретных функций в будущем.

На самом деле, одна из важнейших задач, направленная на улучшение качества подготовки профессионалов в вузах — это анализ качества получаемого образования, согласованный с системой научных знаний и профессиональных задач предпочтительной специализации. Этот подход предполагает качество всех составляющих педагогического процесса:

  1. Организация качественной образовательной программы;
  2. Возможность качественного научно-педагогического состава, участвующего в образовательном процессе;
  3. Качества потенциала учащихся;
  4. Соответствующие средства образования;
  5. Наличие в образовательном процессе современных технологий;
  6. Управление образовательной системой и образованием;
  7. Качественный мониторинг качества образования в ВУЗе.

Существенная часть оценивания качества образования — это устойчивость полученных результатов и их достоверность. Всем педагогическим организациям важно обратить внимание на показатели результатов самостоятельной диагностики и сделать соответствующие выводы.

Мы приходим к нескольким заключениям по результатам исследования:

  • Главной идеей современного процесса формирования концепции и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода к управлению образованием по оценке конечного результата.
  • Современные методы направлены на создание глобальной системы управления качеством образования, предусматривающей его урегулирование путем оценки по специальным аспектам для всех компонентов самого процесса и факторов влияния.
  • Управление качеством образования должно быть систематизировано, иметь глубину и представлять истинное положение дел на фоне того, что было запланировано, вовремя принимать соответствующие управленческие решения по коррекции процесса подготовки будущих специалистов.
  • Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь всех элементов в сложной и многоуровневой системе образования влияет на качество конечного результата деятельности - качество профессиональной подготовки будущих специалистов. Системный подход позволяет повысить качество образовательных, инновационных мероприятий и обеспечить конкурентоспособность вуза и его выпускников на рынке образовательных услуг.

Заключение

Управление образовательным процессом подразумевает постоянный мониторинг и необходимые корректирующие действия. В случае отсутствия управления итоговый контроль становится неэффективным и непредсказуемым.

В статье приведен анализ организации качественного процесса обучения в вузах, который требует тщательного исследования в рамках проводимых изменений.

Список литературы

  1. Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе // Молодой ученый. — 2022. — №5.1. — С. 18-21.
  2. Гусева Г.А. Анализ проблемы качества образования// Электронный ресурс/Режим доступа: Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  3. Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования: дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2004. – 343 с.
  4. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 359 с.
  5. Гегель. Сочинения. Т.14. – М., 1958. – 440 с.
  6. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989. – 157 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: