УДК 37. 016:51

К вопросу о понятии функциональной математической грамотности

Оболдина Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физико-математического и информационно-технологического образования Шадринского государственного педагогического университета.

Кузьмина Екатерина Васильевна – студентка Института информационных технологий, точных и естественных наук Шадринского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматривается понятие функциональной математической грамотности. Авторы статьи проводят анализ понятий функциональной грамотности и функциональной математической грамотности. конкретизируют особенности функциональной грамотности на ступени общего образования, выделяют уровни развития функциональной математической грамотности.

Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, функциональная математическая грамотность.

Термин «грамотность» был введен в середине 50-ых годов XX века и первоначально обозначал определенный уровень владения навыками чтения и письма, счета и работы с документами. При этом были введены понятия:

  1. минимальной грамотности - способности читать и писать;
  2. функциональной грамотности - способности использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом.

Постепенно функциональная грамотность стала рассматриваться как явление, связанное с экономическим развитием государства. Так, например, С. А. Крупник и В. В. Мацкевич полагают, что понятие функциональной грамотности нужно использовать в качестве меры для оценки качества жизни общества при сравнении экономического положения разных стран [4].

В настоящее время понятие функциональной грамотности трактуется значительно шире, например, как совокупность знаний и навыков человека, позволяющих ему быть успешным в окружающем социуме, или как мера овладения определенными умениями для продолжения образования и становления профессиональной карьеры.

Существенное дополнение к трактовке рассматриваемого понятия сделал А. А. Леонтьев, который считает, что функционально грамотный человек способен максимально использовать приобретенные в течение жизни знания, умения, навыки и компетенции для конструктивного решения своих жизненных задач в различных областях человеческой деятельности, в том числе для организации коммуникации и социальных связей [5].

Рассматривая понятие функциональной грамотности применительно к обучающимся, Н. Ф. Виноградова полагает, что ребенок должен обладать:

  • способностью решать учебные и жизненные задачи, и выстраивать диалоговые отношения с окружающей действительностью;
  • определенным набором рефлексивных умений, позволяющих объективно оценивать уровень развития своей функциональной грамотности с перспективой дальнейшего самообразования [2].

Согласно мнению Р. Н. Бунеева, воспитание функционально грамотной личности должно являться итоговым результатом обучения [1].

Таким образом, функциональная грамотность на ступени общего образования обладает следующими особенностями:

  1. является метапредметным образовательным результатом, при этом уровень образованности подразумевает использование учащимися полученных знаний, умений и навыков для решения актуальных проблем обучения, социального и личностного взаимодействия;
  2. способствует выбору разнообразных программ профессионального образования и досуга, указывает на готовность учащихся к выполнению различных социальных ролей в гражданском обществе, помогает ориентироваться в культурном пространстве и организовывать деловые контакты.

Проведенный анализ показывает, что функциональная грамотность характеризуется способностью человека эффективно действовать в современных социальных условиях, используя приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, при этом функциональная грамотность проявляется в тех действиях обучающихся, которые они могут продемонстрировать в учебных ситуациях, приближенных к реальной жизни.

Основными составляющими функциональной грамотности являются: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.

Понятие математической грамотности включает в себя следующее:

  • определение проблемы, решаемой с помощью математики;
  • перевод проблемы на математический язык;
  • решение проблемы с помощью математического инструментария;
  • анализ методов решения проблемы;
  • комментирование и запись полученных результатов решения [2].

М. Кларин уточняет, что математическая грамотность характеризуется способностью человека понимать роль математики в окружающем мире, обосновывать математические рассуждения и использовать математику для удовлетворения собственных потребностей [3].

Проведенный анализ показывает, что в определении математической грамотности основной акцент сделан не на овладение определенным набором предметных знаний, умений и навыков в области математики, а на развитие функциональной математической грамотности, которая проявляется в способности применять математические знания в реальной жизни.

Под функциональной математической грамотностью обучающихся понимают способность использовать приобретенные математические знания и сформированные умения и навыки для решения различных задач в учебной деятельности и в реальных жизненных ситуациях [6].

Согласно этому основное внимание при обучении математике должно быть уделено не только усвоению определенного объема математической информации и стандартных методов решения математических задач, но и приобретению учащимися умений применять предметные знания по математике для решения задач из реальной жизни, из других предметов и в нестандартных ситуациях.

Следовательно, применительно к нашему исследованию, можно утверждать, что наиболее актуальным в образовательном процессе является формирование у учащихся умений самостоятельно добывать новые знания, работать с математической информацией, проводить размышления, делать выводы, что и будет способствовать развитию функциональной математической грамотности обучающихся.

Выделяют несколько уровней развития функциональной математической грамотности учащихся. Краткая характеристика этих уровней представлена в таблице 1.

Таблица 1. Функциональная математическая грамотность.

Уровни

Характеристика

1

Учащиеся отвечают на вопросы, связанные со знакомыми областями, распознают информацию и выполняют обычные процедуры в соответствии с инструкциями в известных ситуациях.

2

Учащиеся выполняют программные инструкции в пошаговом режиме, извлекают необходимую информацию из одного источника, используют один способ наглядного представления.

3

Учащиеся строят простую модель ситуации, применяют элементарные стратегии решения проблем, истолковывают и используют знания, полученные из различных источников, предлагают собственные рассуждения с учетом имеющихся знаний.

4

Учащиеся применяют различные модели решения задачи в конкретных ситуациях, используют ограничения, выдвигают гипотезы, при этом способны обобщать различные представления информации, аргументировать и объяснять свои решения.

5

Учащиеся работают с моделями сложных ситуаций, выявляют их ограничения и допущения, выбирают, сравнивают и оценивают предложенные решения задачи, обосновывают решения, аргументируют выводы.

6

Учащиеся обобщают и исследуют информацию из различных источников, моделируют сложные проблемные ситуации, предлагают новые подходы решения задач в нестандартных ситуациях, размышляют и обосновывают выводы.

Таким образом, под функциональной математической грамотностью будем понимать способность человека проводить математические рассуждения и использовать приобретенные математические знания и сформированные в течение жизни умения, навыки и компетенции для решения задач в разнообразных контекстах реального мира (научный, профессиональный, личностный и общественный).

Список литературы

  1. Бунеев Р. Н., Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. – С. 35. – Текст : непосредственный.
  2. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. – Текст : непосредственный.
  3. Кларин М., Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) / М. Кларин// Инновационное движение в российском школьном образовании. - М., 2017. - с. .337. – Текст : непосредственный.
  4. Крупник С.А., Мацкевич В.В. Функциональная грамотность в системе образования Беларуси. – Мн.: АПО, 2003. 125 с. – Текст : непосредственный.
  5. Леонтьев А. А., Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / Сост., предисл., коммент. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2016, 528 c. – Текст : непосредственный.
  6. Математика. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко под ред. Л. О. Рословой. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 264 с.: ил. – Текст : непосредственный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: