УДК 373.2

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций

Яндиева Хава Исрапиловна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 им. Страховой Серафимы Леонтьевны г. Сочи.

Селедевкина Оксана Анатольевна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 им. Страховой Серафимы Леонтьевны г. Сочи.

Самойлик Мария Викторовна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 им. Страховой Серафимы Леонтьевны г. Сочи.

Захарова Елена Александровна – старший воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 им. Страховой Серафимы Леонтьевны г. Сочи.

Диденко Надежда Владимировна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 им. Страховой Серафимы Леонтьевны г. Сочи.

Аннотация: В представленной статье освещается вопрос формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений путем организации в детском саду современных форм социальных акций. Отмечается, что одной из таких акций должна стать экологическая акция, направленная на решение той или иной проблемы и предусматривающей участие детей, родителей и социума. Автор приводит пример такой акции по сбору макулатуры, а также описывает работу, которую стоит провести педагогу ДОУ для ее организации. Подчеркивается важность предварительной работы, так как дети должны быть впечатлены значимостью окружающей природы и ее красотой в рамках наблюдения. Развитию интереса также послужат конкурсы, тематические выставки и занятия. Вывод проведенного исследования состоит в том, что экологические акции являются инновационным и эффективным средством для формирования экологических представлений и экологической культуры в целом, а также включения родителей в жизнь группы, инструментом для взаимодействия детей, родителей и социума, приобщения детей и их родителей к осуществлению деятельности по сохранению природы в дальнейшем, формирования в семьях детей ряда экологических традиций.

Ключевые слова: социальная акция, экологическая акция, экологические представления, ДОУ, природа.

На современном этапе развития, экологические проблемы обладают высокой значимостью, так как на фоне ухудшения экологической обстановки, неизменным остается поведение человека, допускающего пренебрежительное, а зачастую и вовсе вредительское отношение к природе. Представляется, что такое поведение нельзя признать допустимым, в связи с чем, уже с раннего возраста необходимо прививать любовь и бережное отношение к окружающей среде и формировать у дошкольников необходимые экологические представления, которые позволят не только сохранить природу и полюбить ее, но и понять взаимосвязи, которые в ней присутствуют, все ее устройство и особенности. Отсюда следует, что экологические представления – это сведения о взаимосвязи животных и растений со средой обитания, равно как о их приспособленности к ней, о человеке как части природы, о ее ценностях, а также об использовании природных богатств. В качестве цели формирования указанных представлений у дошкольников выступает их ознакомление с объектами неживой и живой природы, а также особенностями взаимоотношения природы и человека и планомерное формирование у них экологической культуры [4, с. 111].

Для достижения указанной цели, педагоги всех дошкольных образовательных учреждений находятся в творческом поиске методов и форм воспитания, которые бы оптимально подходили в целях формирования экологических представлений у детей. Общеизвестно, что формированию экологических представлений достаточно активно способствует тематическая игровая деятельность, однако инновационным подходом стоит признать социальные акции, которые обладают не меньшей, а то и большей эффективностью в этом направлении и предусматривают взаимодействие детей и социума [7, с. 325]. 

В рамках воспитательного и образовательного процесса, акция выступает в качестве совокупности методов и форм его осуществления, которая включает в себя такие структурные элементы, как рисование, проектная деятельность, выступления, подготовка различных плакатов и листовок, организацию и проведение различных тематических конкурсов, взаимодействие со средствами массовой информации. Все акции традиционно являются эффективной формой экологической пропаганды, в том числе, среди родителей воспитанников, которых стоит привлекать к участию в этой деятельности. Можно констатировать, что особенность экологической акции в том, что она всегда обладает высокой социальной значимостью, достаточно активно содействует формированию активной и положительной позиции по отношению ко всем природным объектам [3, с. 231].

Рассматривая проведение экологических акций в условиях детского сада, как разновидности социальных акций, отметим, что такие акции должны представлять собой комплексные мероприятия, несколько протяженные по времени, так как лишь это сделает их более эффективными. Тематика экологических акций должна быть приурочена к календарно-тематическому плану дошкольного учреждения. Система работы по указанному направлению должна состоять в подготовке и в проведении совместных акций воспитанников, их родителей и социальных институтов. Однако, перед их проведением стоит провести предварительную работу, которая включает в себя следующие структурные элементы: во-первых, необходимо провести анализ текущего состояния взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в отношении их включения в жизнь группы и с социумом, например, установить, посещали ли дети ранее какие-либо социальные учреждения и природные объекты. Во-вторых, необходимо составить календарно-тематический план проведения данных акций. В-третьих, сформировать развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, которая будет активно способствовать повышению компетентности всех участников в части формирования и закрепления у них экологических представлений [1, с. 23].

На следующем этапе педагогам необходимо осуществлять непосредственную подготовку к проведению социальной, а в указанном случае, экологической акции. В данном аспекте стоит учитывать, что социальная акция всегда представляет собой одно или несколько мероприятий, которые логически связаны и объединены между собой конечной целью. Ключевыми требованиями к использованию данной формы работы будут выступать требования о том, что в основу любой акции закладывают проблему, а ее решение возможно только на основании творческого поиска, более того, акция является мероприятием, результаты которой обладают весьма высокой значимостью. Полагаем, что структурными элементами этой акции в условиях ДОУ является самостоятельность детей, поддержка взрослых, применение всех умений и знаний детей при проведении акции [2 с. 94].

Особыми элементами предварительной работы также может стать совместный просмотр презентаций и видеофайлов на тему экологии, наблюдения за природой на прогулках, подготовка тематической выставки. После данной деятельности вместе с детьми можно определить основные задачи акции и разработать ее маршрут. Для педагога такое планирование будет включать определение целей, задач, участников и объект акции (деревья, птицы, животные и так далее) [6, с. 25]. 

В качестве примера акции экологической направленности, которую вполне можно реализовать в условиях дошкольного образовательного учреждения, может выступать акция «Сдай макулатуру – спаси дерево». Направленность данной акции состоит в призыве собрать бумагу в виде прочитанных журналов, использованных и ненужных раскрасок, испорченных изданий и прочего для вторичной переработки и, как следствие, для получения новой продукции. Перед ее проведением детям можно показать тематический фильм, провести беседу, кратко описать механизм повторной переработки использованной бумаги. Также им стоит дать задание собрать бумагу в виде использованных и ненужных изданий и принести в ДОУ вместе с родителями. На этом фоне, родители также станут активными участниками акции. Реализация акции должна быть сопряжена с организацией в группе пункта приема макулатуры, который бы привлекал внимание и запомнился участникам акции. Кроме того, для стимулирования участников, принесенную ими бумагу можно обменивать на спектр небольших сюрпризов: самодельную книжку-малышку, подделку и прочее. Затем с детьми можно посетить пункт приема вторсырья, куда отнести собранную бумагу и где сотрудник приема может провести с детьми познавательную беседу. Полагаем, что организовать поход в пункт приема вторсырья необходимо педагогу, однако при желании к ним могут присоединиться и родители учащихся. В рамках проведения акции целесообразно организовывать конкурсы рисунков, культурные практики или творческие мастерские. Если речь идет о группе старших дошкольников, совместно с ними можно провести социологический опрос среди педагогов и детей иных групп детского сада по вопросу их отношения к природе, после чего сделать вывод о том, что многие понимают важность бережного отношения к природе, значимость пункта приема вторсырья, позволяющего сохранить деревья. Представляется, чем активнее и интереснее пройдет экологическая акция, тем больше она запомнится родителям и детям, в связи с чем, такая деятельность может стать традицией многих семей. На ее фоне, экологические представления детей будут включать в себя знания о том, что необходимо беречь лес от вырубки и загрязнения, важности природы, а наблюдение за природой позволит оценить ее красоту, посещение ими пункта приема вторсырья позволит им оценить место человека в сохранении природы [5, с. 561]. 

Таким образом, социальные акции экологической направленности, которые на практике проводятся совместно с родителями и социумом, способны существенно расширить экологические представления дошкольников. Каждая проведения акция представляет собой комплекс познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей, социума, позволяющая расширить знания и принять личное участие в сохранении окружающей среды. Полагаем, что такие акции будут способствовать и формированию экологической культуры, в связи с чем, их необходимо внедрять в практику детского сада.

Список литературы

  1. Бочарова Н.Г. Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников / Н.Г. Бочарова // В сборнике: человек как предмет междисциплинарных исследований. – 2016. – С.22-24.
  2. Жилкина М.В. Формирование основ экологической культуры у дошкольников / М.В. Жилкина // В сборнике: вопросы экологии. Наука, образование, практика. – 2018. – С.91-95.
  3. Захарова Т.Н. Социальные акции и волонтерство в детском саду: возможности для формирования социального опыта дошкольников / Т.Н. Захарова // В сборнике: Наследие Н.К. Крупской и современность. – 2019. – С.227-232.
  4. Захарова Л.М. Современные технологии дошкольного образования: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2020. – 251 с.
  5. Киселева Е.В. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО / Е.В. Киселева // Молодой ученый. – 2017. – № 3(137). – С.560-562.
  6. Матвеева В.О. Экологическая культура дошкольника: условия формирования в дошкольном образовательном учреждении / В.О. Матвеева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2021. – Т.2. – № 10. – С.21-27.
  7. Осипова Е.Д. Формирование экологической культуры у дошкольников 6-7 лет / Е.Д. Осипова // В сборнике: актуальные аспекты экологии и здоровья детей и молодежи: функционально-деятельностный подход. – 2017. – С.324-326.

Интересная статья? Поделись ей с другими: