УДК 34.07

О возможности повышения результативности процесса приема детей мигрантов в дошкольные образовательные организации

Реймер Ладвига Рудольфовна – заведующий Детским садом № 79 «Аистенок», г. Орск

Аннотация: В статье рассматривается вопрос приема в дошкольную образовательную организацию детей мигрантов согласно Ст. 78 № 273-ФЗ с учетом возможности входной диагностики для оптимизации процесса приема в целях социальной, языковой и культурной адаптации детей мигрантов с учетом обеспечения эффективности реализации образовательного процесса. Учет данных предварительной диагностики позволит получить возможность перенаправлять детей в другое ДОО не только с учетом территориального, но и социокультурного компонента. Для качественной реализации этого момента требуется помощь и контроль органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Ключевые слова: дошкольное образование, правила приема в образовательные организации, эффективность образовательного процесса.

Получение дошкольного образования (далее – ДО) в образовательных организацией (далее - ОбрОрг) детей мигрантов, иными словами их законное право и возможность определены и закреплены в ст. 78 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В соответствии с п. 2 указанного нормативного акта, «иностранным гражданам предоставляются равные с гражданами РФ права на получение дошкольного, начального общего, а также среднего общего образования <…> на общедоступной и бесплатной основе» [1].

Для реализации № 273-ФЗ этот аспект регламентируется несколькими распорядительными документами, в приоритетном перечне которых следует определить Приказ от 15.05.2020 № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам ДО». Согласно п. 4 этого документа определено, что правила на обучение в ОбрОрг в обязательном порядке должны обеспечивать прием в ОбрОрг всех граждан, которые обладают правом на получение ДО. Но согласно п. 3 этого же документа, закреплено, что в части, которая не регулируется № 273-ФЗ, правила приема в определенную ОбрОрг определяются ей самостоятельно.

В рамках данной статьи не рассматривается вопрос об отказе в приеме в ОбрОгр, который обладает правом на свое существование исключительно в виду отсутствия в ней свободных мест, за исключением тех случаев, которые определены и закреплены в ст. 88 № 273-ФЗ, а предполагается более глубокое исследование вопроса приема и отдельных случаях, принимая во внимание социокультурным компонент. По причине того, что при отсутствии свободных мест в государственной или муниципальной ОбрОрг родители или иные представители несовершеннолетнего лица для решения о его устройстве в другую ОбрОрг обращаются в уполномоченный государственный или муниципальный орган, который занимается управлением в сфере образования [2], существует практическая ценность в совершенствовании и соответствующей доработке упомянутого аспекта, принимая во внимание, как наличие свободных мест в ОбрОрг, так и оптимизацию процесса приема детей мигрантов для их социальной, языковой и культурной адаптации, учитывая обеспечение эффективности реализации образовательного процесса в целом.

Остановимся подробнее на основных моментах. Согласно Перечню поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям[3], существует потребность в «установлении подходов к определению соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан РФ, наиболее оптимального для социальной, языковой и культурной адаптации иностранных граждан и обеспечивающего наиболее эффективную реализацию образовательного процесса, а кроме того порядка ведения учета подобного соотношения при формировании групп и классов, как в ДО, так и в ОбоОрг». Руководитель ДОО обладает должным уровнем осведомленности о численном и национальном составе подведомственного ему учреждения, но общая статистическая картина в доступе именно в вышестоящей организации.

В связи с тем, что в заявлении для направления родителями или иными представителями несовершенного ребенка отображаются данные о выборе языка образования и родного языка наравне с данными о потребности в его обучении по адаптированной программе ДО, то в таком случае целесообразно вопрос территориальной близости образовательного учреждения не считать единственно определяющим возможность выбора ДОО. В частности уполномоченный государственный или муниципальный орган власти, который реализует соответствующее управление в области образования в РФ, обладает полной многокомпонентной осведомленностью о специфике обучающихся детей и реализуемых программах образования во всех территориально доступных ДОО для конкретного ребенка мигрантов.

Существует потребность в проведении полноценной мониторинговой диагностики в рамках процесса приема ребенка инофона в ДОО, принимая во внимание определение его особых образовательных потребностей, в том числе посредством оценки уровня владения ребенком русским языком и механизмов дополнительной языковой подготовки, которая является достаточной для освоения реализуемых образовательных программ, а кроме того и для соответствующего психолого-педагогического сопровождения процессов обучения и всесторонней адаптации.

Безусловно, постоянный вектор на повышение квалификации для педагогов и администрации ДОО по работе с детьми-мигрантами должен быть реализован в каждом учреждении путем организации системы обмена опытом[4,5]. Именно об этом сказано в Письме Минпросвещения России от 16.08.2021 № НН-202/07 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов РФ об организации работы ОбрОрг по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан». Однако в рассматриваемом случае критерием в качестве критерия эффективности следует рассматривать возможность исходного перенаправления ребенка-инофона по результатам первичного мониторинга в наиболее подходящее ДОО не только с территориальной точки зрения, но и с учетом прогнозируемого качества полученных образовательных результатов.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
  2. Приказ от 15 мая 2020 года № 236 Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования.
  3. Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям (утв. Президентом РФ 19.05.2021 № Пр-831).
  4. Добросердова В.Н. Современное состояние проблемы воспитания детей мигрантов в дошкольной образовательной организации. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-problemy-vospitaniya-detey-migrantov-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii.
  5. Протанская Е.С. Поликультурное образование в системе ценностей современного мира. https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnoe-obrazovanie-v-sisteme-tsennostey-sovremennogo-mira.

Интересная статья? Поделись ей с другими: