УДК 377

Управление подготовкой рабочих кадров в учебном центре промышленного предприятия

Красовская Олеся Дмитриевна – студент кафедры «Педагогика и психология» Пензенского государственного технологического университета

Аннотация: В статье рассматривается актуальная тема, связанная с управлением подготовкой рабочих кадров в учебном центре промышленного предприятия. Автором подчеркивается, что внедрение учебного центра на базе современного промышленного предприятия выдвигает новые возможности к уровню подготовки рабочих и служащих, а также и к организации процессов переподготовки и повышения квалификации в сфере дополнительного образования в целом. В завершении автор приходит к выводу о том, что профессиональное обучение рабочих кадров является важным и необходимым для каждой современной организации вне зависимости от сферы деятельности, поскольку успех предприятия на рынке зависит, прежде всего, от способности сотрудников и служащих усваивать и использовать на рабочем месте новые знания и навыки.

Ключевые слова: учебный центр, промышленное предприятие, рабочие кадры, рабочие, повышение квалификации, обучение.

Промышленность, знания и технологии развиваются настолько стремительно, что каждые несколько лет количество имеющейся информации удваивается. В связи с этим перед руководством возникает задача приспособления ко всем подобным изменениям, как организации в целом, так и ее сотрудников в частности. Стоит отметить, что начиная с 70-х годов прошлого столетия на предприятиях, расположенных в развитых странах, стала активно использоваться концепция непрерывного образования (повышение квалификации). Сегодня упомянутая концепция является одним из наиболее эффективных и действенных инструментов, которые предоставляют возможность решать все проблемы и вопросы, связанные с соответствием стремительно растущего технического потенциала и действующего персонала.

Образование занимает одну из наиболее важных и обширных сфер человеческой деятельности. Это обуславливается тем аспектом, что с каждым годом повышается его социальная роль. Иными словами от направленности и эффективности образования в большинстве своем прибывают в зависимости перспективы развития всего человечества. За последние несколько десятков лет общество изменило свое отношение ко всем видам образования. Отныне образование рассматривается как один из ведущих факторов социального и экономического прогресса. Подчеркивается, что важной ценностью и капиталом общества выступает человек, который является способным производить поиск и осваивать новые знания, а также принимать нестандартные решения по различным ситуациям.

Принимая во внимание современные условия, промышленным предприятиям следует решать всевозможные противоречия, а также довольно оперативно и своевременно менять направления по подготовке рабочих кадров. При этом наиболее мобильным и эффективным вариантом для этого выступает само промышленное предприятие.

Далее рассмотрим основные образовательные модели, которые сегодня применяют в своей деятельности современные промышленные предприятия, на территории которых осуществляется подготовка рабочих кадров.

Модель № 1. АО «СтройТрансНефтеГаз» представляет собой российскую компанию, которая была первой в вопросе открытия сети учебно-производственных центров. Данные центры рассматриваемой организации располагают всей современной техникой и оборудованием и соответствующими производственными мощностями для того, чтобы осуществлять квалифицированную подготовку кадров, которые являются востребованными в следующих сферах: строительство, реконструкция и ремонт объектов ТЭК. Также упомянутая техника используется при организации работ, связанных с проведением аттестации сварочного оборудования, материалов, а кроме того технологий и процессов.

Проведением учебных занятий занимаются квалифицированные сотрудники отраслевых научно-исследовательских и ученых институтов, а кроме того и отраслевых предприятий, принимая во внимание все требования безопасности, которые предъявляются в отношении данной деятельности.

По завершении прохождения обучения, рабочие кадры сдают экзамен. На основании полученных результатов каждому слушателю выдается свидетельство с присвоением им определенной квалификации.

Стоит отметить, что первый учебный центр открылся в 2008 году в г. Гагарин (Смоленская область). Исследуемый центр способен ежегодно обучать свыше 1500 специалистов. В учебном центре также проводились испытания и аттестация новых инновационных технологий, предназначенных и применяемых для сварки труб толщиной 41 мм. Помимо этого следует подчеркнуть, что учебный центр располагает полигоном, посредством которого осуществляется отработка этапов строительства трубопровода с применением систем автоматической сварки. 

Несколько позже, а именно в 2011 году, был открыт второй учебно-аттестационный центр в г. Томск. Исследуемый центр способен ежегодно обучать до 2500 специалистов. На его территории применяется специализированное оборудование и демонстрационный полигон.

Следовательно, рассматриваемая организация ответственно подходит к вопросу обучения, поэтому получила соответствующую лицензию на проведение курсов и тренингов, а учебные центры в совокупности могут ежегодно обучать до 3500 рабочих кадров по 38 специальностям.

Модель № 2. АО «ОХК «УРАЛХИМ» представляет собой крупного производителя и экспортёра азотных, калийных и комплексных удобрений с 2007 г. Помимо этого исследуемая организация выступает в качестве отечественного лидера по производству аммиачной селитры и хлористого калия, а вместе с тем занимает ведущее место по поставкам упомянутых видов удобрений на внутренний отраслевой рынок.

На территории рассматриваемой организации создан учебный центр, позволяющий проводить повышение квалификации рабочих кадров всех уровней и руководителей, а также качества работы в целом на постоянной основе. Принимая во внимание территориальную распределенность сотрудников на территории филиалов, расположенных по всей стране, было принято решение по организации обучения в онлайн-формате. Как было отмечено ранее, компания является крупной отечественной компанией, и просто теоретических знаний для работы на производстве является недостаточно для обеспечения эффективной работы. По этой причине руководство поставило перед собой задачу, которая состояла в объединении знаний и практического опыта для решения производственных проблем, поиске нужной и актуальной информации об исследованиях в смежных отраслях, а также установлении контактов с квалифицированными специалистами, работающими на других предприятиях.

Компания CDO разработала специализированный портал для проведения обучения сотрудников исследуемой организации. Важным было включение в программу индивидуального подхода к обучению сотрудников и возможность самостоятельно выстраивать график обучения. Также важным явилось и включение следующих аспектов: проведение краткосрочных программ; проведение одиночных вебинаров; прохождение курсов с возможностью взаимодействия с куратором и обеспечение контроля усвоения полученных знаний. Также в программе предусмотрен конструктор, позволяющий загружать новые курсы, использовать тесты, готовые инструкции и т.д. Для эффективного обучения, на портале предусмотрено расписание тренингов и курсов с дедлайнами, чек-листы по прохождению обучения, а также инструменты для отслеживания результатов, в том числе и руководящим составом. Отдельно следует выделить интеграцию портала с VR-тренажером, которая предоставила возможность обеспечить комплексное приобретение компетенций, а также возможность реализации производственных кейсов посредством использования VR-очков. Следовательно, компании удалось сформировать условия для организации эффективного повышения квалификации.

Модель № 3. АО «Балтийская Промышленная Компания» является одним из ведущих лидеров по вопросу разработки и реализации решений для оснащения предприятий инновационным металлообрабатывающим оборудованием.

Организация занимается обучением рабочих кадров на станках с ЧПУ. Обучение реализуется на базе учебного центра или на имеющихся производственных площадках. В рамках прохождения обучения предприятие внедрило курсы, которые включают освоение теоретического материала и прохождение практических занятий для практической отработки на имеющемся оборудовании, расположенном в демонстрационном зале. 

Таким образом, можно сделать вывод, что результатом обучения выступает разработка мероприятий, направленных на решение отдельных стратегических задач. Задача повышения квалификации состоит в квалификационной подготовке специалистов предприятия для эффективного выполнения ими должностных обязанностей с учетом современных реалий. Система обучения на предприятии будет эффективной исключительно в том случае, если предварительно будет проведен анализ текущего положения предприятия и его кадров, а также спрогнозированы изменения, определены сроки и финансовые затраты. Следовательно, профессиональное обучение является важным для каждого современного предприятия, поскольку их успех зависит от способности действующих сотрудников усваивать и использовать в работе новые знания и навыки [4].

Список литературы

  1. Сайт АО «Балтийская Промышленная Компания» / https://bpk-spb.ru/company/.
  2. Сайт АО «ОХК «УРАЛХИМ»/ https://www.uralchem.ru/.
  3. Сайт CDO Global/ https://cdo-global.ru/products/.
  4. Акимов А.В. Маркетинг и менеджмент / А.В. Акимов // Менеджмент XXI века. Внутрифирменное обучение персонала. – Москва, 2002. – С. 36-41.
  5. Сайт АО «СтройТрансНефтеГаз» / https://stng.ru/ru/Pages/uchebno-proizvodstvennye-centry.

Интересная статья? Поделись ей с другими: