УДК 373

Современные методы и технологии правового воспитания детей дошкольного возраста

Беденко Даниил Вадимович – аспирант Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

Аннотация: Правовое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной проблемой, которая требует внимания со стороны педагогов, родителей и общества в целом. Цель правового воспитания заключается в формировании у детей гражданственных качеств, этических и моральных ценностей, навыков конструктивного решения конфликтов и социальной адаптации.

Ключевые слова: воспитание, правовое воспитание, дети, дошкольное образование.

Воспитание детей выступает в качестве одного из самых важных аспектов их развития. В период дошкольного возраста дети начинают осознавать свою личность и права, поэтому правовое воспитание в этом возрасте считается особенно важным. Цель правового воспитания заключается в формировании у детей гражданственных качеств, этических и моральных ценностей, навыков конструктивного решения конфликтов и социальной адаптации.

Пифагор (580–500 гг. до н. э.) и его последователи сформировали такое понятие, как «равенство». Данное понятие исследователи применили как в области математике, так и в области теории права как «всеобщая равная мера регуляции общественных отношений». Согласно учению Демокрита, законы направлены на то, чтобы обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, однако для того, чтобы достичь подобных результатов, требуется приложить определенные усилия, в том числе и со стороны самих людей, выражающееся в их повиновении действующему закону. Подчеркивается, что Сократ, Платон и Аристотель были приверженцами законности и считали такие понятия, как справедливость, разумность и законность тождественными. В 325 г. до н. э. Платон сформулировать определение понятия «правовое воспитание» следующим образом: «привлечение и приведение детей к такому образу мыслей, который признан правильным на уровне закона, и в действительной правильности которого убедились самые почетные и представительные люди». Никто и ни при каких обстоятельствах не должен и не может остаться безнаказанным за какой-либо проступок, даже если правонарушитель покинул пределы своего государства. В качестве наказания должны применяться следующие меры: смерть, тюрьма, палочные удары, унизительные места для сидения или стояния, либо денежная пеня. [1]

В качестве одного из наиболее значимых условий формирования высокого уровня правовой культуры в обществе выступает правовое воспитание. Под правовым воспитанием понимается целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение людей, которое нацелено на соответствующее формирование у них уважения к праву, а также и привычки его полного соблюдения, основываясь на своих личных убеждениях. К основным методам правового воспитания относятся следующие: индивидуальное самовоспитание и самообразование (например, чтение специализированной юридической литературы и нормативно-правовых документов); формирование правового сознания и культуры внутри семьи; применение СМИ (например, изучение правовых тем посредством научных радио- и телепередач); обучение юридическим дисциплинам в средних общеобразовательных учреждениях; профессиональная юридическая подготовка в средних и высших учебных заведениях; популяризация правовых знаний исследователями-юристами (например, выпуск книг); система юридического обучения (например, курсы повышения квалификации кадров правоохранительных органов власти).

Следует подчеркнуть, что не менее значимой для правового воспитания является и юридическая практика. В случае если жизненный опыт человека несколько расходится с официальными просветительскими установками, то тогда жизненный опыт непременно будет занимать приоритетную позицию. Правовая воспитанность современного общества в более существенной степени прибывает в непосредственной зависимости от качества законодательства, практики и форм правового применения, а кроме того текущего состояния судебной защиты прав и свобод человека, уровня раскрываемости совершенных противоправных деяний, упорядоченности правовой сферы в целом, нежели от усилий правовой пропаганды. Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает довольно прочное правовое сознание. В рассматриваемом случае воспитание, с точки зрения процесса – это средство, а сознание с точки зрения результата – это цель. Принимая во внимание вышеуказанное, необходимо обратиться к различным трактовкам такого понятия, как «правовое воспитание». Под правовым воспитанием понимается целенаправленное, организованное и систематическое влияние на личность, которое формирует правосознание, правовые установки, а также навыки и привычки активного правомерного поведения и правовую культуру в целом. Исследователь А. А. Кваша, рассматривает понятие правовое воспитание через призму его основных составных компонентов: «правовое воспитание заключается в передаче, накоплении и соответствующем усвоении знаний принципов и норм права, а кроме того в формировании определенного отношения к праву и практической его реализации, умении применять собственные права, соблюдать действующие запреты и исполнять обязанности». Исследователь продолжает «отсюда потребность в осознанном усвоении всех основных и нужных норм законодательства, формировании чувства максимально глубокого уважения к праву. Получение знания в обязательном порядке сначала должны быть преобразованы в личное убеждение, прочную установку строго следовать всем действующим правовым предписаниям, а после – во внутреннюю потребность соблюдать действующие положения закона. Правовое воспитание определяется как комплекс мер, который направлен на соответствующее формирование правовых идей, норм и принципов, которые представляют определенные ценности, как для мировой, так и отечественной правовой культуры» [2].

Проблематика правового воспитания детей дошкольного возраста выступает в качестве наиболее актуальной и важной, особенно в условиях стремительно растущей потребности в формировании у детей социально важных навыков и ценностей. Согласно анализу специализированной литературы и имеющемуся опыту работы воспитателем, стоит отметить, что дети, начиная с младшего дошкольного возраста, начинают в своем собственном поведении ориентироваться на нравственные нормы, а в более старшем возрасте они способны соблюдать их, а также объяснять их истинный смысл и важность. Иными словами, психологические предпосылки для соответствующего формирования правового сознания у детей появляются уже в старшем дошкольном возрасте. Согласно работам С. Г. Якобсон, в старшем дошкольном возрасте формируются самые первые этические представления о дружбе, о милосердии, о чувстве долга, справедливости. [3] В настоящее время существует довольно большое количество методов и технологий правового воспитания детей дошкольного возраста, которые активно применяются в практике исследуемых учреждений. К подобным методам и технологиям относятся:

  • Рассказы и сказки. Один из наиболее распространенных методов правового воспитания детей дошкольного возраста — это использование рассказов и сказок. Рассказы и сказки могут использоваться для передачи моральных ценностей и норм поведения. Например, сказка "Колобок" может использоваться для обучения детей тому, что необходимо быть осторожным и не доверять незнакомым людям.
  • Ролевые игры. Ролевые игры являются эффективным методом правового воспитания детей дошкольного возраста. Игры такого типа могут помочь детям развивать эмпатию, научить их понимать чувства и потребности других людей, а также развивать навыки конструктивного решения конфликтов.
  • Игры с правилами. Игры с правилами также являются эффективным методом правового воспитания детей дошкольного возраста. Игры такого типа помогают детям понимать значение правил, научиться их соблюдать, а также развивать навыки решения проблем.
  • Мультимедийные технологии. Современные мультимедийные технологии, такие как компьютерные игры, интерактивные приложения и другие, могут быть использованы для правового воспитания детей дошкольного возраста. Некоторые исследования показывают, что компьютерные игры могут помочь детям развивать навыки решения проблем и конструктивного взаимодействия.
  • Дискуссии и обсуждения. Дискуссии и обсуждения могут быть использованы для развития навыков критического мышления и анализа, а также для формирования у детей понимания значимости правил и норм поведения.

Согласно исследованиям, проведенным в области правового воспитания, одним из наиболее эффективных методов является использование разнообразных игровых форм. Игры помогают детям лучше понимать и усваивать правила поведения в обществе, формируют навыки сотрудничества, развивают коммуникативные способности и учат конструктивному решению конфликтов. Существует множество игр и упражнений, которые можно использовать для правового воспитания детей дошкольного возраста. Некоторые из них включают:

  1. «Путешествие по городу» — в рамках этой игры дети могут изучать правила поведения на дороге, в общественных местах и транспорте. Для игры можно использовать миниатюрные модели домов, машин и других объектов, а также карты города и дороги. Дети могут играть в роли пешеходов, водителей и пассажиров и учиться соблюдать правила поведения в каждой из этих ролей.
  2. «Правильное поведение в школе» — игра, в которой дети могут изучать правила поведения в школе, в том числе правила поведения во время уроков, во время перемены и на территории школы. Дети могут играть в роли учеников и учиться соблюдать правила поведения, чтобы получить хорошую оценку от учителя.
  3. «Игра в мирное разрешение конфликтов» — игра, в которой дети могут учиться разрешать конфликты мирным путем. Для игры можно использовать ситуации, в которых дети могут столкнуться с конфликтами, например, спор о том, кто первым взял игрушку или кто имеет право играть на качелях. Дети могут играть в роли участников конфликта и учиться находить компромиссы и решать проблемы без насилия.
  4. «Игра-викторина» — игра, в которой дети могут изучать правила поведения в различных ситуациях. Для игры можно использовать карточки с вопросами о правилах поведения, например, "Как правильно перейти улицу?" или "Что нужно делать, если тебя обижают в школе?" Дети могут отвечать на вопросы и учиться правильному поведению в различных ситуациях.

Одним из ключевых элементов правового воспитания является игровая деятельность, которая помогает детям усвоить нормы и правила поведения, а также развивает их социальные навыки. В дошкольных организациях можно проводить различные мероприятия, такие как театрализованные представления, игры-соревнования и др. Однако, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать подходящие методы и технологии, которые будут эффективны для его правового воспитания.

Родители, педагоги и другие взрослые должны быть образованы в области правового воспитания, чтобы уметь эффективно взаимодействовать с детьми и помочь им в развитии гражданственных качеств. Родители могут помочь воспитателям и педагогам дошкольной организации, например, путем обсуждения правовых тем дома, чтения книг на эту тему, или участием в различных мероприятиях. Важно также внедрять правовое воспитание в образовательные программы дошкольных учреждений и обеспечивать систематическую работу в данном направлении:

  • Организация занятий по правам и обязанностям - в рамках таких занятий дети могут узнать о своих правах и обязанностях, а также правах и обязанностях других людей. Можно использовать различные игры, упражнения и ситуации, чтобы помочь детям лучше понимать эти концепции.
  • Проведение тематических мероприятий - можно проводить мероприятия, посвященные различным темам, связанным с правами и обязанностями. Например, можно провести мероприятие "День прав ребенка» или "День защиты прав животных", чтобы помочь детям лучше понимать, что такое права и почему они важны.
  • Организация дискуссий и дебатов - можно проводить дискуссии и дебаты на различные темы, связанные с правами и обязанностями. Например, можно провести дебаты на тему "Кто должен заботиться о окружающей среде: государство или каждый гражданин?", чтобы помочь детям лучше понимать различные точки зрения и учить их аргументировать свои мысли.
  • Организация игр и ролевых игр - можно использовать игры и ролевые игры для обучения детей правильному поведению и учить их правильно реагировать в различных ситуациях. Например, можно провести игру "Путешествие по городу", чтобы научить детей правилам поведения на дороге и в общественных местах.
  • Организация кружков и секций - можно организовать кружки и секции, связанные с правами и обязанностями. Например, можно создать кружок "Юный защитник природы", чтобы учить детей заботиться о природе и окружающей среде.

Стоит отметить, что правовое воспитание детей дошкольного возраста является важным элементом их социализации. Оно позволяет формировать у детей представления о праве и справедливости, развивать их нравственные качества и гражданскую позицию.

Анализ показал, что для успешного правового воспитания необходимо использовать комплексный подход, включающий в себя использование разнообразных методов и технологий, а также проведение целенаправленной работы с родителями и педагогами. Правовое воспитание детей дошкольного возраста должно быть основано на формировании у них гражданственных качеств, этических и моральных ценностей, навыков конструктивного решения конфликтов и социальной адаптации. Для достижения этих целей необходимо использовать разнообразные методы, такие как игры, рассказы, дискуссии, обсуждения и другие формы активной работы с детьми. Важно также учитывать возрастные особенности детей и их психологические потребности при выборе методов правового воспитания. Современные мультимедийные технологии могут быть полезны для правового воспитания, но необходимо использовать их осторожно и с учетом возможных негативных последствий. Родители, педагоги и другие взрослые должны быть образованы в области правового воспитания, чтобы уметь эффективно взаимодействовать с детьми и помочь им в развитии гражданственных качеств. Важно также внедрять правовое воспитание в образовательные программы дошкольных учреждений и обеспечивать систематическую работу в данном направлении.

В заключение следует отметить, что в настоящее время проблеме правового воспитания граждан со стороны государства и органов местного самоуправления не уделяется достаточного внимания. Это связано не только с недооценкой степени серьезности проблемы, но и с задержкой в разработке и принятии соответствующих нормативных актов, а также создании эффективных механизмов для реализации правового воспитания. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что комплексные и реальные меры по правовому воспитанию должны быть направлены на всех граждан независимо от возраста и профессии, а не только на детей (как будущее поколение). В противном случае нельзя говорить о положительных результатах в правовом воспитании.

Список литературы

  1. Есикова Т.В. Развитие правовых представлений: история и современность [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n3/54061 (дата обращения: 10.04.2023).
  2. Саакян М.В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология URL: elibrary.ru /item.asp?id=13030263&ysclid=lgv8ya3dfs750192459 (дата обращения: 10.04.2023).
  3. Насыров С.Б. Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // elibrary.ru /item.asp?id=41807527 (дата обращения: 10.04.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: