УДК 376

Формирование навыков словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи

Козырев Игорь Владимирович – студент бакалавриата Смоленского государственного университета.

Меженцева Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент Смоленского государственного университета.

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу формирования навыков словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи. В статье рассматриваются особенности формирования навыков словоизменения у детей с нарушениями речи и предлагаются рекомендации для родителей по методикам обучения, игровым подходам и созданию благоприятной обстановки для усвоения материала. Важность сотрудничества с логопедами и другими специалистами в данной области также подчеркивается.

Ключевые слова: формирование навыков, словоизменение, младшие школьники, общее недоразвитие речи, обучение, игровые методы, методики обучения, логопедия, родители, педагоги.

Введение

Навык словоизменения является важным элементом развития речи у младших школьников. Словоизменение - это изменение слова в соответствии с грамматическим значением, которое оно несет в предложении. Недоразвитие речи у младших школьников может включать в себя проблемы с формированием правильной грамматики, включая правильное использование словоизменений [2]. Для детей с общим недоразвитием речи, это может быть трудным заданием.

История словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи связана с историей развития языкового образования и логопедии.

В СССР логопедия была признана отдельной научной дисциплиной в 1930-х годах, и с тех пор развивалась в соответствии с научными достижениями и практическими потребностями. Одним из ключевых принципов логопедической работы всегда было улучшение речи у детей с нарушениями, в том числе и у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Словоизменение в русском языке также прошло свой путь развития. Начиная с XIV века в русском языке было введено склонение существительных, прилагательных и местоимений, а также спряжение глаголов. В XVIII веке были введены новые грамматические категории, такие как время и залог глаголов.

Сегодняшние методики обучения словоизменению у младших школьников с общим недоразвитием речи основываются на современной научной базе и опыте предыдущих лет. Они предполагают использование игр и других креативных методов, а также учет индивидуальных особенностей каждого ребенка в процессе обучения [6].

Таким образом, история словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи связана с развитием логопедии и языкового образования, а сегодняшние методики обучения основываются на научных достижениях и практическом опыте.

Основная часть

Одним из основных аспектов формирования навыков словоизменения является понимание детьми различных грамматических категорий, таких как падеж, число, время и род. Для детей с общим недоразвитием речи это может быть сложным из-за ограниченного словарного запаса и слабого понимания структуры языка [5].

Одним из подходов к формированию навыков словоизменения является использование игровых методов. Игры могут помочь детям усвоить грамматические категории в контексте, что сделает их более легко запоминаемыми и применяемыми. Например, игра "Кто, что, где?" может помочь детям развить понимание падежей.

Еще одним подходом является использование различных методик обучения, которые подходят для детей с общим недоразвитием речи. Например, методика Логопедического минимума, разработанная С. Л. Логиновой, основана на системном изучении элементов языка и способствует формированию навыков словоизменения.

Методика «Слово на букву». Она заключается в том, что учитель предлагает ученику загадать слово на определенную букву и изменить его, используя правила словоизменения. Такой подход к обучению помогает ученику лучше запоминать правила словоизменения и использовать их в своей речи.

Методика «Схватывание слов». Она заключается в том, что учитель предлагает ученику схватывать слова с определенным окончанием, которое должно быть заменено на другое, соответствующее правилам словоизменения. Эта методика помогает ученику лучше понимать, как работают правила словоизменения, и лучше использовать их в своей речи.

Методика «Семантико-словообразовательный анализ». Она предполагает, что ученик должен уметь анализировать слова на составляющие и понимать связь между их значениями и формами словоизменения. Эта методика помогает ученику лучше понимать смысл слов и лучше использовать правила словоизменения в своей речи.

Конкретная методика может быть выбрана в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его потребностей в обучении. Важно помнить, что эффективность любой методики зависит от комплексного подхода к обучению, включающего в себя не только работу с правилами словоизменения, но и развитие других речевых навыков [4].

Также важным аспектом является использование практических заданий и упражнений, которые помогают закрепить полученные знания. Например, можно предложить детям составлять предложения, используя различные падежи, или проводить упражнения на изменение слов по числам и временам.

Рекомендации для учителей и родителей:

  • Использовать игры и различные методики обучения для формирования навыков словоизменения.
  • Предлагать детям практические задания и упражнения на закрепление знаний.
  • Создавать подходящую обстановку для усвоения знаний. Например, можно использовать иллюстрации или конкретные примеры.
  • Давать детям достаточно времени для усвоения материала. Необходимо помнить, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп обучения.
  • Общаться с детьми на языке, понятном для них. Не следует использовать сложные грамматические конструкции или непонятные термины.
  • Поощрять их вопросы и отвечать на них. Это позволит им лучше понимать материал и формировать свои знания.
  • Сотрудничать с логопедом и другими специалистами, если дети имеют проблемы в области развития речи [1].

В России существует множество лингвистов и ученых, которые занимаются проблемами речевого развития у детей, в том числе и формированием навыков словоизменения.

Например, профессор В.Н. Телия считает, что важно научить детей правильно склонять и спрягать слова, начиная с самых базовых форм. Он подчеркивает, что это поможет детям не только говорить правильно, но и правильно понимать грамматические формы слов.

Кандидат филологических наук Н.Н. Нечаева утверждает, что обучение словоизменению должно проходить в игровой форме, чтобы у детей не возникало чувства монотонности и скучности. Она советует использовать в играх рифмовки, загадки, стихи и другие креативные методы.

Профессор М.Н. Казакова считает, что для формирования навыков словоизменения важно не только учить детей правильно использовать грамматические формы слов, но и научить их понимать грамматические правила. Она подчеркивает, что ребенок должен понимать, почему слова изменяются, чтобы правильно использовать их в речи.

Это лишь несколько мнений российских лингвистов, которые работают в области формирования навыков словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи. Каждый ученый может предложить свои методы и подходы к обучению, но главное, чтобы все методики были эффективными и помогали детям улучшать свои речевые навыки.

Заключение

Формирование навыков словоизменения является важным элементом развития речи у младших школьников. Для детей с общим недоразвитием речи это может быть трудным заданием, но с помощью игровых методов, практических заданий и специальных методик обучения, они могут успешно развивать свои навыки. Учителя и родители должны помогать детям в формировании навыков словоизменения, создавать благоприятную обстановку для усвоения материала и общаться с детьми на языке, понятном для них. Важно также сотрудничать с логопедом и другими специалистами, если дети имеют проблемы в области развития речи [3].

Список литературы

  1. Алмазова А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / А.А. Алмазова. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
  2. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи / А.Н. Васильева. - М.: КомКнига, 2018. - 242 c.
  3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
  4. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2012. - 184 c.
  5. Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедии / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 320 c.
  6. Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О.В. Филиппова. - М.: Феникс, 2019. - 402 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: