УДК 376

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией

Андреева Елизавета Юрьевна – студентка Смоленского государственного университета; учитель начальных классов Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №22 г. Химки.

Аннотация: С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Многие из них страдают моторной алалией, которая обусловлена структурными патологическими поражениями речедвигательных участков головного мозга. Наша статья рассматривает особенности развития речи в дошкольный период развития у детей с моторной алалией. Эта тема является крайне актуальной. Исследования специфики речевого развития дошкольников с алалией позволяют правильно выстраивать логопедическую работу с ними.

Ключевые слова: дети, дошкольники, логопедия, нарушения речи, языковое расстройство, моторная алалия, патология, речевое воспитание, логопедическая работа.

К логопедам все чаще обращаются родители детей с тяжелыми формами недоразвития речи. Такие малыши в определенной степени владеют структурным построением и грамматикой фразовой речи, но не могут соединить несколько предложений в связное сообщение. Это связано со структурной сложностью самого контекста речи и сложностью операций, которые требуются ребенку-алалику, чтобы выстроить связное сообщение.

Связной речью называется смысловое целое, в которое входят связанные друг с другом законченные отрезки с общим содержанием.

Невозможно достичь целей речевого развития ребенка дошкольного возраста, если не научить его связной речи. Именно она включает в себя все результаты дошкольника в освоении родного языка, касающиеся звукового, грамматического строя, словарного запаса. Главным периодом в формировании восприятия и воспроизведении связной речи, овладении навыками обсуждения, рассуждения, обдумывания высказывания является старший дошкольный возраст.

Речевое воспитание нацелено, в первую очередь, на то, чтобы ребенок познакомился с правилами и нормами родного языка, научился правильно применять их с учетом конкретной ситуации, развил свои коммуникативные способности.

Главной задачей речевого воспитания дошкольников становится обучение связной речи, ведь основы формирования связного высказывания закладываются именно в дошкольный период развития.

Из-за того, что в последнее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, на центральные роли выходит задача развития связной монологической и диалогической речи дошкольников. Детей необходимо учить связному высказыванию своих суждений, развернутому ответу на вопросы, полному и грамматически правильному выстраиванию предложений. У ребенка должны быть навыки рассказа о событии, описания явлений и предметов. Предложения в детском рассказе должны быть связаны между собой по логике и последовательности изложения. Без этого невозможно как дальнейшее обучение ребенка в школе, так всестороннее развитие его личности.

Проблемы с экологией, c социальным окружением и воспитанием, наследственные заболевания приводят к патологиям речи. Речевые нарушения у детей проявляются по-разному. Иногда страдает лишь произносительная сторона речи. Встречаются и случаи, когда нарушаются все компоненты языка. Такие патологии носят название общего недоразвития речи (ОНР). ОНР часто вытекает из моторной алалии, которая входит в группу тяжелых речевых нарушений.

Работа над связной речью особенно актуальна при коррекционном обучении детей-речевиков.

Алалики испытывают проблемы с формированием всех компонентов лексической и фонетической сторон речи. Из-за данной патологии многие дети не могут в достаточной степени овладеть языком, иногда оставаясь практически не говорящими даже к моменту поступления в школу.

Все вышесказанное позволяет считать данную проблему актуальной. В связи с этим нами была сформулирована тема исследования: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией».

Алалию определяют по-разному. Вот только несколько определений:

  • Алалия – недостаточное развитие или отсутствие речи. К нему приводят структурного патологического поражения отдельных участков коры головного мозга, отвечающих за речь. Причем эти поражения могут возникать как на внутриутробном этапе развития ребенка, так и в раннем возрасте.
  • Алалия – это расстройство, при котором ребенку сложно усвоить единицы языка и научиться использовать их в речи. При такой патологии есть проблемы с формированием речевого высказывания на всех уровнях: лексическом, фонетическом, фонематическом и грамматическом.
  • Алалия – это патология речи. При первичном нарушении языковой функции не выявляются нарушения коммуникации. У ребенка есть адекватная мимика и жесты, направленный взгляд, возгласы для привлечения внимания окружающих.
  • Под алалией поднимают комплексное недоразвитие всех составляющих речи – фонетического, фонематического, лексического и грамматического компонентов. Помимо речевых расстройств у алаликов отмечаются сенсорные, психопатологические, двигательные проблемы.

Алалию разделяют на моторную, сенсомоторную и сенсорную. Тип расстройства зависит от пораженных участков головного мозга.

Детальнее рассмотрим алалию моторную. Под данным термином понимают системное нарушение развития активной речи. Оно проявляется проблемами в формировании языковых операций и процессе создания речевого высказывания. В то же время сенсомоторные и смысловые операции остаются относительно сохранными.

Моторная алалия возникает в силу нарушений в речевом и двигательном анализаторах. Чужую речь ребенок понимает, но при этом сам не разговаривает.

Механизм любого нарушения речи является патологией структуры и функций языковой системы. Существуют разные аспекты его изучения.

В.А. Ковшиков разделяет подходы к выявлению природы моторной алалии на 3 группы:

  • психологические – алалия возникает у ребенка из-за недостаточной сформированности памяти, внимания, мышления и сниженной психологической активности;
  • сенсомоторные – алалия развивается в силу нарушения сенсомоторных функций (слухового восприятия, движений и действия);
  • языковые – алалия становится причиной несформированности процесса восприятия речи, а значит и формирования языковых высказываний.

Несмотря на наличие патологий вербальной речи дети с алалией способны воспроизводить основные и некоторые оттеночные виды интонации. Они хорошо владеют навыками звукоподражания, часто употребляют мимико-жестикуляторную речь как автономно, так и вместе с вербальными речевыми инструментами.

Небезосновательным кажется подход к алалии как к языковому расстройству, характеризующемуся деформацией структуры и функций языка и не зависящему от патологий неязыковых форм деятельности. Если придерживаться такого понимания алалии, логопедическая работа с детьми должна, в первую очередь, формировать языковой механизм.

Также важно отметить, что в последние годы были достигнуты немалые успехи в изучении алалии. Они связаны с тем, что исследователи стали походить к проблеме комплексно.

Список литературы

  1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей: коррекционная педагогика/ З.Е.Агранович. – Спб.: Детство-Пресс, 2008 – 48 с.
  2. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей : методическое пособие / В.М. Акименко. – М.: Студия «Ви Эль» Санкт Петербург, 2013. – 90 с.
  3. Барашнев, Ю.И. Перинатальная неврология / Ю.И. Барашев – М.: Триада-Х, 2001. – 640 с.
  4. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. Р.А. Белова-Давид – М.: Владос, 2011. – 462с.
  5. Битова, А.Л. Из опыта работы с дошкольниками с сенсо-моторной алалией / А.Л. Битова //- Школа здоровья. - 1996. - №4. – С. 2 - 4
  6. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунова, Е.В. Касаткина – М.: Институт психотерапии, 2001. – 225с.
  7. Валитова, И.З. Особенности логопедической работы с детьми с моторной формой алалии / И.З. Валитова, Е.А. Цивильская // Всероссийская интернет-конференция «Грани науки 2014». - Казань: КФУ, 2014. - С. 77-78.

Интересная статья? Поделись ей с другими: