УДК 376.37

Лого-сказка-терапия как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (с сопутствующими тяжелыми нарушениями речи)

Гатиятов Ринат Фаргатович – магистрант Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий

Аннотация: В данной статье нами была проведено первичное диагностическое обследование детей с задержкой психического развития на предмет уровня развития у них связной речи посредством использования нами арт-терапевтических методик «лого-сказки». Так как диагностика носила первичный характер – констатирующий эксперимент, к концу учебного года, эксперимент будет повторен – для выявления положительной динамики в развитии связной речи, либо же динамика останется на прежне уровне своего развития.

Ключевые слова: логотерапия, сказкотерапия, нарушение речи, младший школьный возраст, ЗПР.

Арт-терапию по праву можно назвать целостным педагогическим процессом, всесторонне охватывающим все жизненно важные стороны развития ребенка: как в психическом смысле, так и в физическом. Она корректирует не только нарушения и отклонения у детей, но и воспитывает их. Развивает нравственные качества, знакомит с предметами окружающей действительности, обогащает представления.

Издавна, люди всегда относились благосклонно к различным видам воздействия на организм человека, которые позволяют лечить не только тело, но и душу. В частности, этими людьми были врачи, педагоги и мыслители. Они искали «лечение души» театре, музыке, картинах – искусстве. Использование различных видов искусства, как впоследствии оказалось, видов арт-терапий, в целях исцеления внутреннего самочувствия человека, приведение его в гармоничное состояние и баланс наблюдалось уже в Древнем мире, а потом и дошло до наших дней [2].

В настоящее время участилось рождение детей с отклонениями в развитии (самое распространенное среди них – задержка психического развития). Отклонения многообразны: начиная от легких форм нарушения речи заканчивая тяжелыми формами умственной отсталости. Инновационными методиками работы с детьми ОВЗ могут быть арт-педагогика и арт-терапия [3, с. 98].

«Терапевтические» сказки – это объемный и целостный педагогический процесс, который в первую очередь, способствует развитию речевой деятельности ребенка, в частности развитие у ребенка связной устной речи. Помимо этого, активизирует работу высших психических функций, таких как память, воля, воображение и внимание, а также воспитывает нравственные качества в детях. Еще с давних пор сказки считаются самым распространенным жанром устного народного творчества. И уже с этих давних пор, сказка является одним из основных атрибутов развития личностного, нравственного роста ребенка. Она воспитывает, но в то же время и развивает [4, с. 46].

Исходя из вышесказанного, была поставлена цель исследования: изучить, выявить и опытно-экспериментальным путем проверить особенности развития связной речи у детей школьного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР). Изучением такого явления как «связная речь» занимались многие педагоги-психологи на протяжении десятилетий. Феномен возникновения у ребенка связной речи до сих пор актуален и изучается на современном этапе. Известный детский психолог А.В.Текучев считает, что под определением понятия «связная речь» предполагается понимать любую единицу речи, будь то служебные слова, фразы или просто словосочетания. По его мнению, любой набор слов и форм ребенка в его высказываниях представляет собой структурированное и скомпонованное предложение, которое можно рассматривать как один из видов устной связной речи. Ребенок в свое речи должен давать адекватную оценку предметно-смысловой организации, должен уметь отражать в ходе своего изложение мысли, мнения, что и является правильной логической операцией устной связной речи. Связная речь – это совокупность объединенных между собой по тематике и смыслу фрагментов речи, которые находятся в тесной взаимосвязи и в единстве, представляют собой структурное и смысловое, цельное высказывание. Связная речь может состоять в виде двух форм: монологическая и диалогическая [5, с. 40].

Формирование устной связной речи является самой сложной речевой деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста и начала школьного периода. Актуальной проблемой по сей день является формирование связной речи у детей с ЗПР, ведь так или иначе любой ребенок с данным психическим отставанием имеет различные нарушения речи. Проблемой изучения возникновения связной речи у таких детей занимались многие ученые. Но наиболее ценный вклад внесли В.П. Глухов и В.К. Воробьева. Данные авторы определили, что младшим школьникам с ЗПР сложно дается образование связного высказывания и его задумка. Ими были выделены четыре основных особенностей связной фразы у ребенка с ЗПР:

  • 1 уровень – «псевдосообщения»;
  • 2 уровень – предложения с опорой на второстепенный смысл;
  • 3 уровень – краткое завершение начала высказывания;
  • 4 уровень – зачатки развития замысла фразы.

В настоящее время популярной становится методика «Сказкотерапия» с элементами логопедического воздействия. В основе данного вида терапии лежит психологическая коррекция средствами литературных произведений – сказок, былин, небылиц, стихов и так далее. Этот вид больше всего имеет значение для детей младшего школьного возраста, имеющие проблемы в развитии и реализация данного вида терапии доступна в любом школьном учреждении, непосредственно, под руководством специалиста. Посредством сказкотерапии, можно оказать так или иначе помощь всем детям, у которых имеются ограниченные возможности здоровья. Чем эффективно использование данной терапии для деток? Тем, что именно в этом возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья появляется открытый интерес, притяжение к литературному жанру, который позволяет детям мечтать, фантазировать, воображать и рассуждать [1, с. 68].

Для подготовки ребенка ко 2 классу в школе важным и главным условием является речь ребенка. Огромное значение для дальнейшего развития высших психических функций, формирования ведущего вида деятельности – учебной, необходимо развитие связной речи.

Цель констатирующего этапа исследования: выявить детей с задержкой психического развития, оценить специфику речевых нарушений. База исследования: эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №6 г. Сургута. В эксперименте приняли участие одна экспериментальная группа (ЭГ), было отобрано 6 детей из 1 классов, с ЗПР. Для начального исследования уровня развития у детей с ЗПР связной речи нами были выбрана авторская методика В.П. Глухова «Пересказ сказки» (с использованием картинок, как вспомогательного средства). Ход работы: Детям предлагается внимательно рассмотреть картинки и составить последовательный рассказ или сказку. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей). При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.

Схема оценки уровня выполнения методики – «Пересказ сказки» по сюжетным картинкам (по В.П. Глухову).

Таблица 1. Уровни выполнения задания.

Уровень выполнения задания

Пересказ сказки

I – хороший (4 балла)

Ребенок пересказывает сказку самостоятельно и без серьезных ошибок. Полностью передает весь сюжет текста, предложения связны и последовательны.

II – удовлетворительный (3 балла)

Ребенок пересказывает сказку без особых затруднений, но с небольшой помощью взрослого. Полностью передается сюжет сказки, его содержание. Отмечаются небольшие недостатки

III недостаточный (2 балла)

Ребенок не справляется с пересказом сказки без помощи взрослого и наводящих вопросов. Устная связная речь нарушена, что сказывается на связности предложений между собой и смысловой нагрузки, отмечаются заметные пропуски слов, фрагментов сказки.

IV низкий (1 балл)

Пересказ сказки невозможен или возможен, но при помощи взрослого и наводящих вопросов. Большие пропуски отдельных фрагментов сказки, а то и большей ее части. Нет смысловой последовательности воспроизводимого материала и адекватной логичности в сюжете

Результаты методики (пересказа сказки) испытуемыми представлены в таблице 2.

Таблица 2. Уровень сформированности связной речи при пересказе сказки (ЭГ).

Уровень сформированности

Количество баллов

Пересказ сказки

хороший

4

2 ребенка (20%)

удовлетворительный

3

3 ребенка (30%)

недостаточный

2

4 ребенка (40%)

низкий

1

0 (0%)

Среднее значение

2,6

 

Анализируя уровни развития детей ЭГ с ЗПР можно сделать выводы, что группа детей отстает от своих сверстников (у которых нет ЗПР), хоть это отставание и незначительно. Фразовая речь отстает от нормы: страдает структурность высказываний детей, последовательность и цикличность. Среднее значение ЭГ – 2,6, среднее значение КГ – 2.0 (дети, у которых нет ЗПР). Требуется коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи. После поэтапной коррекционной работы в течение года, диагностика и исследование будет проведено снова – к концу учебного года для выявления динамики (есть ли сдвиги положительные, либо же их нет).

Список литературы

  1. Богданович В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы / В. Богданович. – Пенза: Золотое сечение, 2018. – 224 c.
  2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.:АСТ; Астель, 2018.
  3. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 2017. – 144 с.
  4. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения: Логопедическое пособие для родителей и педагогов / С.В. Исханова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 45 c.
  5. Рахимкулова А.Ф. Логосказка как форма проведения логопедических упражнений / Альбина Рахмикулова// Дошкольное образование. – Первое сентября. – 2020. – № 2. С. – 40-41.

Интересная статья? Поделись ей с другими: