УДК 37

Цифровые аспекты современной педагогики

Ван Сине – специалист Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Аннотация: Сегодня актуальной является задача изучения возможности реализации образовательного процесса с использованием средств цифровой педагогики в целях повышения его качества и эффективности. Цифровая педагогика ориентирует образовательный процесс на обучающегося, способствуя формированию его индивидуальной образовательной траектории за счет перехода к матричной модели получения образования на протяжении всей жизни. Цель: проведение структурно-содержательного анализа существующих подходов к понятию цифровой педагогики и синонимичных категорий понятийного поля педагогической науки, их оценка.

Ключевые слова: цифровизация, педагогика, трансформация.

История изучения китайского языка восходит к изучению этого языка миссионерами в Китае, самым известным из которых был Маттео Риччи. Самым известным миссионером был Маттео Риччи, который в значительной степени способствовал культурному обмену между Китаем и Западом [1].

В наше время изучение и развитие китайского языка как иностранного в Новом Китае продолжается уже более шестидесяти лет, а число иностранных студентов выросло с нескольких десятков в начале до сотен тысяч каждый год. Это говорит о том, что по мере роста статуса Китая в мире и укрепления его экономической мощи растет спрос на изучение китайского языка иностранцами. После более чем шестидесяти лет развития преподавания китайского языка, хотя мы выдвинули и процитировали много известных и типичных теорий преподавания, с хорошими и плохими результатами, реальность такова, что мы все еще не можем преодолеть основную форму преподавания китайского языка как иностранного – один учитель, один учебник и группа студентов. Использование современных образовательных технологий в классе китайского языка как иностранного происходит в основном в виде слайдов, которые на самом деле не интегрируются в процесс преподавания китайского языка как иностранного и не дополняют друг друга. Разработка и применение цифровых учебных материалов является эффективным и подходящим дополнением к преподаванию китайского языка как иностранного в классе, особенно в свете инициативы "Интернет плюс", которая привела к большему изменению и применению традиционного образования в свете развития интернет-технологий, еще больше углубила и расширила значение и сферу образования. Значение цифровых учебных материалов постоянно меняется с развитием науки и техники. Согласно современному развитию современных образовательных технологий, сетевых технологий, информационных технологий и педагогических теорий, цифровые учебные материалы больше не являются простым преобразованием знаний учебника в электронный информационный контент, а включают в себя все аспекты преподавания и обучения, дополняя традиционное образование и классное преподавание, образуя полную систему, которая улучшит процесс и эффективность преподавания. Цифровые учебные материалы для китайского языка как иностранного Основное значение цифровых учебных материалов для китайского языка как иностранного принципиально отличается от цифровых учебных материалов для неязыковых стран. С точки зрения педагогических потребностей, первые в большей степени обогащают содержание цифровых учебных материалов и предъявляют к ним более высокие требования [2].

Цифровые учебные материалы по китайскому языку как иностранному – это интерактивные, интересные, совместные, кросс-медийные, мгновенные и оперативные цифровые материалы, которые дополняют аудиторное преподавание китайского языка как иностранного, повышают уровень усвоения и понимания китайского языка учащимися, компенсируют недостаток индивидуального обучения в аудитории и повышают интерес учащихся к самостоятельному обучению. В настоящее время преподавание китайского языка как иностранного в классе не обеспечивает эффективного обучения студентов с разным уровнем владения китайским языком. В классе учителя в основном придерживаются одного и того же плана преподавания, одного и того же учебного процесса и одних и тех же методов обучения/преподавания и не могут учесть различия в языковых уровнях учащихся в одном классе, чтобы выбрать разные методы обучения и разные уровни сложности. Обучение – это индивидуальное стремление к знаниям, и учащиеся должны корректировать свои цели, стратегии и ресурсы обучения в соответствии со своим уровнем знаний. Однако из-за ограничений, связанных с обстановкой в классе, учитель не может обеспечить обратную связь для всех учащихся в классе, равно как и не может своевременно и точно отслеживать языковую практику каждого ученика из-за ограниченности энергии учителя. Цифровые материалы могут стать эффективным дополнением к аудиторному обучению, их функция – заполнить пробелы, когда аудиторное обучение не может или не хочет быть завершено. Поэтому, исходя из основных характеристик цифровых учебных материалов и особенностей преподавания китайского языка как иностранного, основные характеристики цифровых учебных материалов для китайского языка как иностранного следующие:

Во-первых, самостоятельность и увлекательность [3]. Преподавание китайского языка как иностранного на основе цифровых материалов должно основываться на аудиторном обучении, чтобы студенты могли выбирать языковые знания и навыки, которые они хотят изучать, в соответствии со своим индивидуальным уровнем владения языком, потребностями и предпочтениями. Это включает не только расширенные знания и навыки, но и знания и навыки, которые должны были быть приобретены в классе, но не были приобретены, что означает, что цифровые учебные материалы по китайскому языку как иностранному должны быть основаны на классном обучении и традиционных учебниках, и должны эффективно дополнять и обращать внимание на языковые знания и навыки студентов. Это позволяет студентам быть полностью мотивированными и развивать уникальную систему изучения языка, и в то же время эффективно использовать свободное время для закрепления ранее приобретенных языковых знаний и навыков. В такой самонаправленной учебной среде обучение и развлечения совместимы, что способствует развитию долгосрочной мотивации к изучению языка, а также аутентичному и глубокому знакомству с китайской языковой средой и овладению живым китайским языком [4].

Во-вторых, синергия и медиа-богатство. Цифровые учебные материалы не могут заменить традиционные учебные материалы, которые занимают незаменимое место как с точки зрения опыта обучения, так и с точки зрения развития понимания учащихся. Цифровые учебные материалы – это целенаправленное упорядочение огромного количества языковых знаний и ресурсов, доступных в Интернете, отобранных профессионалами для облегчения усвоения учащимися китайского языка, и различные типы цифровых учебных материалов имеют различные организационные характеристики. С точки зрения преподавания китайского языка как иностранного, обратная связь, расширение и разнообразие цифровых материалов подчеркиваются для того, чтобы компенсировать недостатки аудиторного обучения. Например, цифровые материалы по китайскому языку как иностранному обеспечивают своевременную и правильную обратную связь с проблемами произношения учащихся, расширяют словарный запас и культурный контент в соответствии с индивидуальными интересами учащихся, и все это в определенной степени отличается от традиционных, неязыковых цифровых материалов. Это требует, чтобы цифровые материалы дополняли традиционные учебные материалы в классе в плане аудирования, говорения, чтения и письма, а также закрепляли и расширяли знания, преподаваемые в классе, чтобы преподавание и обучение могли эффективно интегрироваться и развиваться синергетическим образом от класса к классу. В-третьих, оперативность и работоспособность. Цифровые материалы не могут поддерживаться независимо одним отделом или одной компанией-разработчиком. Учителя являются движущей силой в процессе преподавания и обучения, и они обладают знаниями и пониманием индивидуального обучения своих учеников, поэтому они могут корректировать свое содержание и стратегии преподавания надлежащим образом и в нужное время, в соответствии с потребностями своих учеников в разное время и их общим уровнем. Это требует от учителей умения адаптировать, обновлять и отслеживать цифровые материалы, а также владения китайским языком как иностранным. Цифровые учебные материалы по китайскому языку можно разделить на цифровые учебные материалы для быстрого обучения и цифровые учебные материалы для долгосрочного обучения китайскому языку в зависимости от продолжительности их использования. Это также требует, чтобы цифровые учебные материалы не фокусировались на систематических знаниях и навыках китайского языка, а скорее на восприятии культурных и функциональных аспектов китайского языка, чтобы студенты могли получить базовое понимание китайского языка после короткого периода обучения, обеспечивая тем самым возможность дальнейшего изучения. Долгосрочные цифровые учебные материалы по китайскому языку должны отражать присущий китайскому языку систематический и научный характер, требуя от студентов понимания китайского языка от поверхностного к глубинному, от поверхности к внутреннему, а также значительного прогресса в аудировании, говорении, чтении и письме. В то же время стратегии обучения, приоритеты обучения и учебные ресурсы студентов различаются на разных уровнях. Учитывая индивидуальные потребности студентов, студенты могут использовать свое свободное время для расширения словарного запаса или знаний об интересующем их языке и культуре, чтобы повысить свой интерес и способность к изучению китайского языка. В зависимости от целей обучения существует два типа цифровых учебных материалов по китайскому языку: комплексные цифровые учебные материалы по китайскому языку и цифровые учебные материалы по китайскому языку, основанные на навыках [5].

Список литературы

  1. Ивашкина Т. А. Исследование проблемных аспектов развития современной цифровой педагогики //Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №. 2 (87). – С. 145-147.
  2. Дмитрова А. В. Теоретические аспекты формирования цифровой грамотности: особенности представления в педагогических исследованиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – №. 1 (30). – С. 111-114.
  3. Петрищев И. О. Методологические аспекты цифрового обучения в условиях модернизации образования //Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски. – 2020. – С. 137-140.
  4. Бермус А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор //Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7. – №. 1. – С. 1-10.
  5. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития //Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – №. 16-1. – С. 868-876.

Интересная статья? Поделись ей с другими: