УДК 378.147.34
Деловая игра как средство развития предпринимательских умений студентов ВУЗа
Неволина Виктория Васильевна – профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета
Жабина Наталья Анатольевна – ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Оренбургского государственного университета
Аннотация: В статье проанализированы вопросы, связанные с оценкой целесообразности и эффективности внедрения методики «деловая игра» в процесс обучения для формирования предпринимательских навыков у студентов, а также условия эффективного применения данного метода во время организации учебно-познавательной деятельности студентов. На базе Оренбургского государственного университета «ОГУ» описывается опыт применения и содержание данной методики проводимой авторами. По результатам проведено исследование с целью выяснения отношения студентов к применению обучающих игр и их желания участвовать в такой форме организации учебного процесса.
Ключевые слова:
Инновационный прорыв рыночной экономики, так необходимый России в состоянии догоняющего и опережающего развития, возможен только при условии развития предпринимательской активности населения. Предпринимательская активность, сопряженная с высоким уровнем инноваций, способствует повышению уровня жизни и становится базой для устойчивого экономического развития страны. Для инновационного рывка нужны профессионалы, сочетающие в себе новаторские способности, управленческие качества и экономические умения, то есть граждане, обладающие инновационно-предпринимательским сознанием. Одним из решений данной проблемы государство видит необходимость готовить не просто специалистов-профессионалов, а постоянно развивающихся, эмоционально устойчивых и адаптивных к новым реалиям специалистов-новаторов. Подтверждение вышеизложенному находится в распоряжение Правительства РФ в котором говорится: «Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны» [1].
На данный период, определение приоритетов деятельности системы образования в целях осуществления прорывного, социально-экономического и научно-технологического развития осуществляется с учетом основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2024, посредством реализации таких национальных проектов и программ РФ, как «Развитие образования», «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» и др. Инструментами достижения данной стратегической цели было выдвинуто – возрастание роли человеческого капитала как основного фактор экономического развития [2].
Задачей университета становится проектная деятельность, интересная региональной бизнес среде, стимулирующая инновационное развитие всего регионального сообщества, в котором наука, образование, органы власти и бизнес находятся в тесной связке. Законодатель ставит перед системой высшего образования и педагогом в частности следующие задачи: во-первых, современные специалисты должны обладать высоким уровнем профессионализма в тех видах деятельности, которые определены образовательным стандартом специальности. Во-вторых, они должны иметь высокую психологическую устойчивость и быть готовы к профессиональной деятельности как в стандартной ситуации, так и в ситуации риска и неопределенности. В-третьих, при решении новых профессиональных задач от молодых специалистов требуются нестандартные творческие решения, выгодно отличая их в профессиональной деятельности. В-четвертых, инновационная экономика требует от работника способности к самореализации на рынке труда. Эти обстоятельства диктуют необходимость формирования экономических умений в целом и предпринимательской активности в частности.
Для решения поставленных задач на смену знаниевой и компетентностной парадигм образования приходит студентоцентрированная парадигма, предполагающая активный переход современного студента от роли ведомого к субъектной позиции в образовательной деятельности в аспекте построения собственного образовательного капитала. Данная парадигма предполагает подготовку студента:
- к самостоятельному решению профессиональных задач, следовательно, весь уклад образовательной жизни студента должен формировать в нем необходимые для этого компетентности;
- к регулярной самостоятельной профессиональной и, как следствие, образовательной, перенормировке – освоению новых технологий, новых систем знаний, к самостоятельному проектированию и внедрению инноваций;
- к работе во временных проектных командах, коллективах, к профессиональному взаимодействию и решению разнообразных проблем [3].
При построении программы подготовки будущих специалистов, необходимо делать акцент на формирование у молодежи предпринимательских умений, посредством использования всевозможных интерактивных формам работы с ней. Это организация викторин, деловых игр, конкурсов и других мероприятий, чьей основой является состязание. Способность противостоять конкурентной борьбе, идти на определенный риск и делегировать полномочия следует культивировать во всех видах коммуникации с молодыми людьми. Эти навыки послужат симулятором предпринимательской деятельности, разовьют инициативность, коммуникативность, устойчивость и интерес к учебно-познавательной деятельности.
Особое место в инновационных методиках обучения, способствующих формированию у студентов необходимых практических навыков работы, занимает такая интерактивная методика обучения, как деловая игра. Данная профессионально-ориентированная технология отражает качественные изменения в современной системе высшего образования, которая нацелена на овладение студентами профессиональными и коммуникативными компетенциями наряду с активным творческим участием в обсуждении изучаемого материала, индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности. Деловые игры выступают как динамические модели упрощенной действительности, они позволяют имитировать реальные ситуации из практики будущей профессиональной работы студентов, реализуя различные сценарии построения процесса принятия решений и взаимодействия между контрагентами. При этом создаваемая имитационная модель требует немедленного решения поставленной задачи, развивая и укрепляя знания и навыки студентов, приобретенные на всех этапах обучения. Б.Г. Ананьев, один из основоположников отечественной психологической науки, пишет, что игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков [4].
Цель исследования
Оценка целесообразности и эффективности внедрения методики «деловая игра» в образовательный процесс для формирования предпринимательских умений у студента, а также условия эффективного применения данного метода во время организации учебно-познавательной деятельности студентов экономического направления подготовки.
Далее нами будет представлен анализ структуры деловой игры и среды ее применения в подготовке студентов экономических специальностей.
В разрезе изучаемой дисциплины «Экономическая безопасность» студентам 4-го курса специальности «экономическая безопасность» Оренбургского государственного университета «ОГУ» была разработана деловая игра «Загадки экономической безопасности». Целью игры явилось освоение профессиональной деятельности и систематизирование знаний обучающихся, приобретенных при изучении данной дисциплины. Основная задача – выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах «выбора контрагентов» и «заключении сделки» предприятия. Студентам были искусственно созданы условия, имитирующие реальные рыночные отношения.
Сценарий игры предполагает деление участников на три группы: предприятие-изготовитель, посредническая фирма и торговая организация. Каждая группа включает 5-ть и более участников с внутренним распределением ролей: директор фирмы, заместитель директора, юрист, главный бухгалтер и руководитель службы экономической безопасности. Условием игры предусмотрены роли для каждой организации в соответствии, с которыми была представлена информация, разглашение и обмен которой запрещается. Стратегию ведения игры, распределение ролей внутри группы и способ достижения цели игроки выбирают самостоятельно. По результатам игры командам необходимо заключить успешную сделку между собой и получить прибыль, при этом важно спрогнозировать возможные финансовые риски, которые могут возникнуть в процессе деловых переговоров. Организационная задача руководителя – координация коллективной деятельности участников игры, выраженной личностным и межгрупповым общением на всех этапах решения поставленных задач.
Принципиальной особенность деловых игр, является отсутствие единственно верного решения поставленных задач. Сценарием данной игры заложена финансово-мошенническая схема, предполагающая договоренность предприятие-изготовителя и торговой организации, заключившие договора с торгово-посреднической фирмой, о срыве поставки товара. Правильное выполнение сценариев команд, имеющих договоренность, предполагает проигрыш команды посредника. Такой сценарий деловой игры обеспечивает ее участникам активность и соперничество обусловленное разрешением проблемных и конфликтных ситуаций.
В заключительной стадии игры, по оглашению результатов состоявшихся переговоров и подписанных договоров руководитель игры объявляет о срыве сделки и раскрывает суть мошеннической схемы. Студентам предлагается методом мозгового штурма найти и проанализировать механизмы предотвращения рисков заключаемых сделок. Успешное окончание игры можно считать после активного обсуждения всеми участниками результатов игры.
Выбор данной технологии проведения занятия обусловил преимуществом самостоятельного осознания студентом потенциальных угроз и рисков присущих деятельности организации, превосходя лекционному усвоению данного материала.
Для оценки эффективности обучения с применение на занятиях метода «деловая игра» был проанализирован собственный педагогический опыт и проведен опрос студентов для установления уровня удовлетворительности.
В анкетировании принимали участие 59 студентов экономического направления подготовки Оренбургского государственного университета «ОГУ». Анкета включала в себя вопросы, как закрытого типа с широким спектром вариантов ответа, так и открытого. Выбор и построение вопросов был нацелен на выяснения отношения студентов к применению обучающих игр и их желание участвовать в такой форме организации учебного процесса.
Участникам анкеты было предложено выразить свое мнение о данной форме обучения: 95 % студентов ответили, что использование деловых игр на занятиях им интересно и нравится, 5 % затрудняются выразить свое отношение и не нашлось ни одного респондента, который выразил негативное отношение к использованию данной технологии в процессе обучения, что является важным положительным моментом.
Наиболее значимыми причинами интереса к игровой форме занятий отмечены следующие: 35 % студентов считают, что позволит приобрести больше практических навыков и умений, 28 % считают, что позволит в большей степени проявить творческое мышление и активность, 16 % считают, что позволит улучшить коммуникацию в группе: «чувствую поддержку одногруппников – я меньше тревожусь, не боюсь быть неуспешным».
99 % отвечающих на вопрос анкеты, касающийся возможности использования обучающих игр в учебном процессе, хотят, чтобы преподаватели проводили такие занятия и считают, что позволит более легкому усвоению учебного материала – 70 % и повысит активность и увлеченность – 29 %. Только один процент отвечающих не хотят участвовать в таких формах занятий.
Полученные результаты анкеты свидетельствуют о готовности и желании обучающихся к интерактивным формам работы. Исследование подтвердило, что деловая игра является методом эффективного обучения, поскольку нацелена на овладение студентами профессиональных и коммуникативных компетенций посредством активного и творческого участия.
В ходе анализа были выявлены как положительные, так и проблемные моменты данного метода. Выявленными достоинствами можно считать:
- активность и увлеченность участников, как в процессе игры, так и к своей будущей профессии;
- повышение эмоциональной насыщенности процесса обучения и мотивации студента;
- усиление межпредметных связей с общеобразовательными и специальными дисциплинами, что позволит студентам получить более прочные знания сразу по нескольким предметам.
- развитие исследовательских и творческих навыков студентов.
К проблемным вопросам можно отнести наличие разного уровня вовлеченность всего потока обучаемых, связанного с активной работой лидеров, оставляя «в тени» отстающих, слабо подготовленных студентов. Проблемы работы в команде свидетельствуют о необходимости развития коммуникативных умений и навыков, необходимые во взаимодействии проектных команд, коллективах, профессиональных сообществах. Наличие различных сценариев с внутренним распределением по ролям обучит грамотному диалогу (диспут) студент – преподаватель, работодатель, контрагент.
Указанные нами выше особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля носит достаточно многообразный характер, поэтому применение деловой игры в подготовке специалистов в области экономики, поможет активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью.
Актуальной задачей использования данной методики состоит в том, чтобы создать в сознании у молодых специалистов банка ассоциаций, связанных с предпринимательской деятельностью, что послужит постепенному и целенаправленному формированию предпринимательского мышления – по своей форме 6наглядно-действенного, по степени новизны 7продуктивного, по характеру решаемых задач – практического.
Таким образом, анализ применения активного метода обучения «деловая игра» показал необходимость и важность использования данного инструмента в организации учебно-познавательной деятельности студентов экономического направления подготовки и формировании навыков предпринимательского мышления.
Список литературы
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Неволина, В. В. Становление профессиональной позиции студента [Электронный ресурс] / В. В. Неволина // Человек и современное общество в социальном, правовом, экономическом ракурсах: монография / О. В. Адмаев [и др.]. – Электрон. дан. – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. С. 31-47.
- Чеглакова Л. С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». – Март 2012, ART 1233. Киров, 2012 г.
- Власова, Т. В. Проблемы экономики России в 2022 году и их решение Т. В. Власова, М. Д. Капустина. // Исследования молодых ученых: материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). Казань: Молодой ученый, 2022. С. 27-30.
- Ловчева, Л. В. Деловая игра как один из активных игровых методов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 23. С. 42-46.