УДК 37.02

Содержание методологии и базовых аспектов педагогической и образовательной программы в эпоху цифровой революции

Яо Цзунчан – магистрант по специальности "Педагогика и психология" факультета Философии и политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби (Республика Казахстан, Алматы).

Научный руководитель Алгожаева Нурсулу Сейткеримовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой Педагогики и образовательного менеджмента Казахского национального университета им. аль-Фараби (Республика Казахстан, Алматы).

Аннотация: Технический прогресс и развитие глобальное цифровизации практически всех процессов стали неотъемлемой частью жизни современного общества. В эру информационных технологий оцифровывается и сфера образования, многие становятся активным субъектами этих процессов на постоянной основе. У данного феномена есть как плюсы, так и минусы, в данной статье мы рассмотрим их подробнее.

Ключевые слова: цифровое обучение, традиционное обучение, преимущества и недостатки, цифровизация обучения.

Введение

С непрерывным прогрессом и развитием информационных технологий многие сферы жизни перешли в цифровой формат. Даже образование сейчас постепенно переходит в цифровую форму. В процессе оцифровки образования возникает множество трудностей, и помимо преимуществ, имеются и существенные недостатки. Мы рассматриваем данный процесс в виде пирамиды – иерархической системы.

Каждый участник пирамиды стремится достичь ее вершины с помощью цифровизации, но есть много участников, которые остаются в ее нижней части в результате множества объективных и субъективных факторов. Данная иерархия вносит собственные коррективы во взаимоотношения людей разного характера, при этом те, кто оказывается ниже, имеют зависимое положение от тех, кто находится на более высоком уровне. Поэтому в международном контексте быстрого экономического, технологического и информационного развития педагоги должны разумно направлять учащихся, помогать адаптироваться к потребностям цифровой эпохи и правильно развивать, а также разумно использовать цифровые методы обучения для активного продвижения в обществе и в сфере образования.

Понятие цифрового образования

Цифровое образование – это образование, использующее цифровые ресурсы. Оно ломает традиционную модель образования и позволяет преподавателям более эффективно передавать знания и повышать общую эффективность образовательного процесса.

Ключевым моментом цифрового образования является разработка и построение образовательных и обучающих программ с использованием цифровых ресурсов. Создание цифровых образовательных ресурсов заключается в том, чтобы следить за непрерывным развитием сферы образования и обобщать знания и опыт для повышения эффективности, а затем интегрировать путем разумного использования этих методов в рамках традиционной модели образования, используя технологические средства и мультимедийное пространства [2].

Другими словами, цифровое образование – это использование технологических средств, компьютеров, мультимедии и других современных методов информационных технологий в процессе образования. Цифровое образование создает уникальное пространство, основывая при этом на традиционных методах образования. Это расширяет технические возможности школьного образования, повышает эффективность работы и бизнес-функций школы и учащихся, а также делает развитие и управление образовательным процессом более гибким. В то же время, это улучшает общие принципы взаимодействия всех субъектов в ракмх школьной среды.

Преимущества и недостатки цифрового образования

Преимущества

Главной целью внедрения ресурсов цифрового образования заключается не в том, чтобы заменить педагогов или уменьшить их первоначальное влияние, но в том, чтобы повысить эффективность образовательного процесса, облегчить многие практики преподавания, повысить интерес и вовлеченность учащихся, а также лучше анализировать, какой материал не понятен учащимся, а также выявлять факторы, которые влияют на их обучение.

Цифровое образование обеспечивает эффективную работу и повышает гибкость образовательного процесса. Возьмем в качестве примера эпидемиологическую обстановку, охватившую мир в 2020 году. Когда она впервые разразилась, это повлияло на работу и возможность перемещения многих людей. Школы – относительно большая группа людей, затронутых ею. Как учебные заведения, школы взяли на себя ответственность за продолжение образовательного процесса, развитие людей и общества в целом. В тот момент, когда ситуация достигла пика, для снижения риска чрезвычайных ситуаций учебные заведения императивно изменили режим работы, предоставив педагогам возможность осуществлять педагогическую деятельность в онлайн формате в совокупности с возможностью учащихся перейти в эту же сферу онлайн-обучения.

В результате было выявлено, что цифровизация обеспечивает преподавателям и воспитанникам определенную степень рабочей эффективности и безопасности взаимодействия в этих условиях. Педагогики удаленно передают знания учащимся с помощью компьютеров, преодолевая ограничения традиционного образования с точки зрения гибкости. Благодаря онлайн-обучению изменилась методика преподавния, ориентированная на педагога, что сделало учащихся более свободными и способными использовать Интернет-пространство в любое время, чтобы понять и получить соответствующую информацию об изучаемом предмете.

Развитие цифрового образования повысило полноту, открытость и справедливость процесса получения знаний. До процесса цифровизации образование имело определенные ограничения и не обладало определенной инициативой, распространение знаний было медленным, а обновление системной структуры педагогического процесса было менее полным [1]. При этом, считается, что скорость обновления и распространения структуры знаний была полностью застойной. В районах или городах с развитой экономикой доступ к знаниям гораздо более разнообразен и обогащен, чем у людей в менее развитых населенных пунктах. На данный момент на экзаменах, организуемых государством, поляризация качества образования имеет очевидные характеристики, особенно в реалиях Китая.

Из приведенной выше ситуации мы можем видеть, что до того, как началась цифровизация, традиционному образованию в определенной степени не хватало полноты, открытости и справедливости. Однако с развитием информационных технологий в мире и строительством международных коммуникационных мостов развитые технологии быстро перешли от низкоскоростного к высокоскоростному принципу применения, а эффективное сочетание цифрового образования и традиционного образования значительно улучшило всесторонность, открытость и справедливость получения знаний учащимися, потому что каждый ученик имеет возможность соприкоснуться с совершенно новыми знаниями и системой, влияющей на нее.

Недостатки

Хотя возможности цифрового образования принесли много преимуществ процессу образования, в то же время они также стали началом для негативных последствий. Например, электронные книги в определенной степени заменили бумажные варианты. Хотя они в определенной степени они удобны для студентов, но это объективно влияет на физическое и умственное развитие студентов. Молодых люди в таком подходе больше не могут испытывать реальную жизнь и реальный посыл вещей. И понимание учащимися мира с помощью цифровых технологий будет иметь определенные ограничения в знаниях и практике.

Популяризация цифровизации оказала значительное влияние на новое поколение детей и молодежь в целом. В эпоху полного доступа к цифровым информационным технологиям многие дети носят очки в очень раннем возрасте, и под влиянием этих факторов у многих учащихся возникают определенные психологические расстройства в возрасте, являющимся очень ранним для этого [3].

Зависимые люди будут испытывать тревогу и депрессию, когда они долгое время не будут пользоваться цифровыми устройствами (мобильными телефонами, компьютерами и т.д.), и общий уровень зависимости растет с каждым годом. Если правильное руководство цифровым образованием будет осуществляться без ограничений в течение длительного времени, ненормальный подход полностью заменит традиционную и эффективную передачу информации и значительно увеличит зависимость людей от информационных технологий, сократив их собственное когнитивное участие.

Если программное обеспечение курса недостаточно усовершенствовано во время онлайн образования и преподавания в целом, оно не окажет большого содействия в образовательной и преподавательской работе, и в то же время это отнимет время у учащихся на практику, а у педагогов – на руководство студентами. Незаметно цифровое образование трансформируется в телевизионный образовательный процесс, который отличается низкой усвояемостью материалов учащимися, а также малым воздействием педагога, роль которого становиться менее активной в этом подходе. Хотя визуальные и сенсорные процессы учащихся находятся в положительном тонусе, нет места для размышлений и творческого участия в образовательном процессе.

Кроме того, некоторые исследователи отмечают риски цифровизации образования, таких как недостаточная готовность пользователей, в том числе и преподавателей, использовать в полной мере возможности информационных технологий, потенциальная уязвимость данных и деградация человеческих компетенций, сокращение рабочих мест и рост социальной напряженности и пр. [5].

Наконец, у некоторых преподавателей одностороннее понимание цифровизации или пассивное отношение к объективному предмету, предназначенному для обучения, например, использование учебников в классе. Иногда учителя полагаются на цифровое образование по какой-либо причине и в течение длительного периода времени ориентируются исключительно на скудное содержание тех материалов, которые сосредоточены в цифровой сфере, что по своему назначению не отличается высокой эффективностью и создает риски для понимания процесса обучения не только у учащихся, но и у молодых специалистов в сфере образования.

Заключение

В области базового традиционного педагогического процесса с учетом особенностей развития в разных странах по всему миру, люди уделяют все больше внимания интеграции цифровизации в этой сфере, что влечет более активное применение таких способов взаимодействия в широком формате на всех уровнях. На наш взгляд, цифровое образование неспособно полностью заменить традиционные способы обучения. Только эффективно сочетая традиционное и цифровое образование возможно добиться положительных динамических сдвигов в этих процессах.

Концепция педагогического процесса должна подчеркивать трансформацию идей преподавания, уделять внимание развитию инновационного подхода и практических способностей учащихся, а также поощрять саморазвитие учащихся студентов, взаимное обучение, научный и исследовательский подход в жизни. Реализация этих концепций требует мощной поддержки цифровых образовательных ресурсов, совершенствования технических средств работы педагога и постепенного преодоления пространственных ограничений, имеющих место быть в современных реалиях.

В то же время мы должны отметить, что, применяя цифровое обучение для преподавания в классе, традиционное образование и методы преподавания не могут быть заменены цифровыми моделями, ориентированными на любой промежуток времени, потому что традиционное образование и классические методы преподавания имеют много преимуществ, которые цифровое образование не смогут обеспечить. Только координируя и дополняя традиционные методы образования цифровыми технологиями, которые по своей структуре могут быть использованы, разрабатывая различное содержание педагогического процесса, корректируя и улучшая потребности в обучении, понимая глубину и широту содержания взаимодействия педагога и учащегося и рационально комбинируя все предметы объективированного мира, например, учебники, практические инструменты, различные пособия и другие. Можно достичь наилучших результатов обучения в тех условиях, когда субъекты стремятся правильно понимать и рационально использовать цифровизацию, когда они знакомятся с этим процессом и постепенно начинают продвигаться к вершине пирамиды.

Список литературы

  1. Лю Юнцин. Анализ исследовательского статус-кво и теоретических рамок исследования мультимедийного обучения. Журнал Сянтаньского педагогического университета (издание по социальным наукам), 2008. С. 42-44.
  2. Чэнь Ши, Лю Цзипин. Исследование современного преподавания и воспитания в контексте мультимедийных технологий и сетевой культуры. Пекин, 2001. С. 221-225.
  3. Юань Чжэнго. Методы образовательного исследования. Пекин: Издательство высшего образования, 2007. С. 117-125.
  4. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: иллюзия и ожидания // Педагогическое образование в России, 2020. №3. С. 49-58.
  5. Цыганкова В.Н. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых онлайн-курсов) // Креативная экономика, 2019. Том 13. № 3. С. 523–532.

Интересная статья? Поделись ей с другими: