УДК 37

Педагогика и ее значение для развития общества

Ван Сине – специалист Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Аннотация: В работе рассматриваются тенденции развития китайского педагогического образования в контексте концепции непрерывного образования. Раскрыты особенности форм и методов повышения квалификации педагогов и последипломного педагогического образования в Китае.

Ключевые слова: цифровизация, педагогика, трансформация.

Отношения между образованием и обществом являются одним из двух фундаментальных отношений образования, а полное понимание и точное осознание отношений между образованием и обществом является идеологической предпосылкой для обеспечения нормального и плавного развития образования в обществе. После реформы и открытия основное понимание отношений между образованием и обществом в образовательных кругах Китая можно кратко сформулировать одним предложением: образование одновременно подчиняется ограничениям общества и реагирует на общество. [1]

Многочисленные рассуждения о взаимоотношениях между образованием и обществом можно назвать конкретным развитием этого базового понимания. С прагматической точки зрения, это базовое понимание действительно диалектично. В то же время, однако, я чувствую, что многие из дискурсов о взаимоотношениях между образованием и обществом до сих пор объективно и в некоторой степени "дихотомизировали" образование и общество. Причина этого в том, что когда люди говорят о том, что образование подчиняется обществу, они обычно игнорируют "вклад" самого образования в состояние "подчинения"; когда же они говорят о противодействии образования обществу, они редко обращают внимание на "возможное" и "вероятное" противодействие самого образования в реальном обществе. "Возможности" и "пределы" образования в обществе. Это привело к недостаточной проникновенности и объяснительной силе существующих теорий о весьма сложных отношениях между образованием и обществом. В связи с этим в данной статье мы намерены по-новому взглянуть на взаимоотношения образования и общества с пяти сторон: социальные атрибуты образования, выполнение обязанностей образования, формирование статуса образования, ролевая игра образования и функциональная структура образования, с целью получить новое понимание образования, которое кажется нам слишком знакомым, и обратиться за советом к коллегам [2].

Образование существует не в вакууме, а в обществе. В этом вопросе мало кто будет спорить, и это первое, что обычно подчеркивается при обсуждении социальных атрибутов образования. Однако в наше время, когда и само общество, и образование становятся все больше, богаче и чаще меняются, уже недостаточно просто подчеркнуть в общих чертах, что образование существует не в вакууме, а что само образование – это большое и сложное поле, а общество, в которое оно встроено, – это "гигантское поле" во много раз большей сложности. Общество, в которое встроено образование, – это "гигантское поле", чрезвычайно сложная сеть полей [3].

Сложность общества, как гигантской сети полей, естественно связана с его многочисленными измерениями и разнообразием охватываемых им областей. Действительно, именно с этой точки зрения была понята и описана сложность общества как гигантской сети полей. Действительно, с точки зрения охвата, эта гигантская сеть полей содержит все сферы политики, экономики и культуры, что можно назвать всеобъемлющей; с точки зрения типов вовлеченных полей, если взять в качестве примера только экономическую сферу, она включает в себя множество типов подполей, таких как промышленная сфера, сельскохозяйственная сфера, сфера информационной индустрии и сфера услуг; и все эти подполя сами по себе содержат множество подполей, которые могут быть подразделены далее и еще более конкретные подполя на более низком уровне [4].

Однако настоящая сложность общества как гигантской паутины полей заключается в том, что многочисленные области, которые оно охватывает и вовлекает, настолько переплетены и перекрываются, что образуют замысловатый узор взаимосвязи и переплетения. Это означает, что то, что обычно понимается и о чем говорят как о имеющем четкие границы, например, политика, экономика или культура, на самом деле является не только политическим, экономическим или культурным, но и содержит или пронизано другими компонентами. Иными словами, не существует такой вещи, как чистая политика, экономика или культура. Точно так же не существует чистого образования. Любое образование неизбежно несет на себе отпечаток других социальных факторов, таких как политика, экономика и культура. Более того, существует почти естественное "вовлечение" или "присоединение" других социальных факторов, таких как политика, экономика и культура, к любому образованию. В случае с "политическим отпечатком" образования ("политическое участие", "политическая принадлежность"), например, можно выделить, по крайней мере, три ситуации.

Первая – это когда конкретное образование специально разработано и организовано для достижения определенной политической цели. Само существование такого образования неотделимо от достижения политических намерений. Примером тому служат специализированные политические курсы в школах и специализированное политическое содержание других курсов.

Вторая ситуация – когда конкретное образование не является специально разработанным и организованным для конкретной политической цели, но конкретная политика все равно накладывает определенные требования на это образование. Так обстоит дело с курсами литературы и истории вне специализированной политической учебной программы и с преподаванием, которое должно следовать или не должно нарушать определенные политические принципы. Этот тип образования также имеет политический характер, поскольку он должен соответствовать или не нарушать установленные политические принципы, и поэтому является "нормативным присутствием" политики в образовании. В третьем случае, некоторые вопросы в образовательном процессе сами по себе носят как "образовательный", так и "политический" характер. Например, борьба за управленческие полномочия учащихся в организации класса и их реализация, борьба за права учащихся и их защита в жизни класса являются одновременно и образовательными, как часть школьного руководства обучением и опытом учащихся, и политическими, как особая форма "продолжения", "репетиции" или даже "репетиции" политической жизни общества в школьном образовании, "Оно является продолжением, "репетицией" или даже "созданием" политической жизни общества, и как таковое является специфической частью политического поля общества в целом. В любом случае, "политический отпечаток" образования ("политическая вовлеченность", "политическая принадлежность") показывает, что образование любого рода ни в коем случае не связано с политикой. Оно не просто не связано, но политика фактически присутствует в образовании. Другими словами, политика также является компонентом, характеристикой образования. Эти политические компоненты или характеристики показывают пересечение политического поля и поля образования. В этом смысле образование – это тоже своего рода политика, но политика особого рода, политика, которая существует в воспитывающей форме, политика, которая представлена в образовании и реализуется через него. Это понимание основано не только на обширном эмпирическом наблюдении реальности образования, но и на глубоком прочтении "идеального взгляда на образование". По мнению автора, идеальное образование – это не отказ от политики, как многие считают, а, наоборот, идеальное образование должно быть таким, которое позитивно и разумно развивает учеников, делая их "политическими людьми". В том смысле, что "человек – политическое животное по своей природе" [2], "политический человек" сам по себе является нейтральным понятием, но воспитание правильных политических личностей является целью идеального образования. На самом деле, качества, которые многие люди называют идеей "идеального образования", такие как воспитание у учащихся чувства свободы и независимости, сами по себе сильно "политические", потому что они относятся к "правам" и даже к "власти". Они относятся к сфере "прав" и даже "власти". Поэтому ключевым является не то, должно ли образование воспитывать "политических людей", а то, какого рода "политических людей" оно должно воспитывать, и каким образом оно должно воспитывать "политических людей". Это фантазия – думать, что образование может быть свободным от политики, что это чистый и простой "человек" без каких-либо "политических" элементов. Используя ту же логику для изучения "экономического отпечатка", "культурного отпечатка" и других "социальных отпечатков" образования, мы также обнаружим, что экономические, культурные и другие социальные факторы на самом деле также присутствуют в реальности образования, являясь его компонентом или характеристикой. Таким образом, мы также можем рассматривать образование как экономику, культуру и другие социальные факторы, конкретную экономику, конкретную культуру и другие социальные факторы, которые присутствуют в образовании и реализуются через него. Легко видеть, что акцент на образовании как особом политическом, особом экономическом, особом культурном и т.д. не противоречит акценту на "образовании как деятельности по формированию человека". Первое ни в коей мере не призвано и не может отрицать второе, но, скорее, исходя из утверждения второго, необходимо реалистично рассмотреть, существует или нет чистое и непорочное образование, "отграниченное" от политических, экономических, культурных и других социальных факторов, и могут ли родиться чистые и непорочные люди без каких-либо политических, экономических, культурных и других социальных атрибутов.

Список литературы

  1. Каширина Н. В., Корепанова Е. В., Щугорева Н. В. Внедрение инновационных педагогических технологий в практику образовательной деятельности //Наука и образование. – 2020. – Т. 3. – №. 4.
  2. Крысько В. Психология и педагогика. Учебник для бакалавров. – Litres, 2021.
  3. Аксенова Л. Абилитационная педагогика. Учебное пособие для академического бакалавриата. – Litres, 2022.
  4. Макаров М. И., Сериков В. В. Подготовка научно-педагогических кадров в научном учреждении //Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – Т. 1. – №. 1. – С. 30-42.
  5. Ефремова-Шершукова Н. А. и др. Акмеологические принципы педагогической деятельности //Современные наукоемкие технологии. – 2019. – №. 11. – С. 156-160.

Интересная статья? Поделись ей с другими: