УДК 796.015.682

Сравнение физической подготовленности студенток ИРНИТУ, занимающихся в основной и специальной медицинский группах

Коновалова Татьяна Геннадьевна – старший преподаватель Иркутского национального исследовательского технического университета

Изотова Инга Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой Байкальского государственного университета

Савицкая Алина Игоревна – студентка Иркутского национального исследовательского технического университета

Аннотация: Целью исследования является анализ физической подготовленности студенток Иркутского национального исследовательского технического университета, занимающихся в специальной и основной медицинских группах. Использование тестов позволило оценить работу дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем. На основе полученных результатов был сделан вывод об эффективности проводимых занятий и возможности перехода из специальной группы в основную.

Ключевые слова: группа, студенты, специальная медицинская группа, физическая подготовленность, тесты.

Введение

Во многих научных работах указывается необходимость уделять пристальное внимание обеспечению достаточного уровня физической подготовленности учащихся [1, с. 264, 2, с. 10], в том числе имеющих нарушения в состоянии здоровья [3, с. 334]. В Иркутском национальном исследовательском техническом университете ведется плодотворная работа в этом направлении.

Так, существует система разделения студентов по 4 функциональным группам, соответствующим уровню их физической подготовленности и развития. Практические занятия по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» проходят 2 раза в неделю.

Целью исследования являлось сравнение физической подготовленности студенток 1 курса, занимающихся в I (основной) и III (специальной медицинской) группах. На основе полученных результатов сделать вывод об эффективности практических занятий и возможности перехода из III группы в I.

Методы и организация исследования

В начале 1 семестра был проведен мониторинг 92 студенток (1 курс, в возрасте от 17 до 20 лет) специальной и основной медицинских групп. Повторное тестирование проводилось в начале 2 семестра. Использовались следующие тесты: пробы Штанге и Генчи, ортостатическая и клино-ортостатическая, индекс Руфье-Диксона.

Статистические методы

Изменения средних величин и диапазон отклонений рассчитывались по известной методике. Оценка достоверности различий рассчитывалась по t-критерию Стьюдента.

Результаты и их обсуждение

Результаты тестирования, проведенного в начале 1 семестра, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты (октябрь).

Тесты

СМГ

ОМГ

Достоверность, Р

Проба Штанге

30,78±6,48

51,85±9,22

p<0,001

Проба Генчи

24,70±5,15

34,48±12,63

p<0,001

Ортостатическая проба

-20,80±11,86

-19,17±13,08

p<0,001

Клино-ортостатическая проба

14,87±8,85

14,96±8,35

p>0,05

Индекс Руфье-Диксона

10,20±4,65

8,79±5,23

p<0,001

Наблюдаются различия в показателях среди студенток разных медицинских групп. При этом средние показатели клино-ортостатической пробы не имеют существенных различий.

1

Рисунок 1. Сравнение физической подготовленности (1 семестр).

Повторное тестирование было проведено в начале 2 семестра, результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты (февраль).

Тесты

CМГ

OМГ

Достоверность, Р

Проба Штанге

35,89±6,53

56,59±9,75

p<0,001

Проба Генчи

33,87±13,47

43,57±13,56

p<0,001

Ортостатическая проба

-10,57±7,80

-11,83±8,85

p<0,001

Клино-ортостатическая проба

9,09±5,03

9,43±6,31

p>0,05

Индекс Руфье-Диксона

6,76±3,50

5,37±4,80

p<0,001

В начале 2 семестра наблюдается улучшение всех показателей. Различия в показателях ортостатической, клино-ортостатической проб и индекса Руфье-Диксона у студенток разных медицинских групп уменьшились.

2

Рисунок 2. Сравнение физической подготовленности (2 семестр).

Заключение

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод об эффективности практических занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Наблюдается улучшение показателей физической подготовленности студенток обеих групп. Различия в отдельных показателях уменьшились, возникло предположение о возможности для отдельных студентов в дальнейшем перейти из III (специальной медицинской) в I (основную) группу.

Список литературы

  1. Динамика функциональной подготовленности девушек в процессе занятий оздоровительной физической культурой в специальных медицинских группах / Э. Г. Лактионова, Ж. Г. Кортава, Н. Ю. Заплатина, Г. Р. Мукминова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. - № 4 (182). – С.263-265.
  2. Мониторинг показателей физической подготовленности студентов специальной медицинской группы Волгоградского государственного технического университета / Т. А. Андреенко, Т. В. Бахнова, С. А. Барашков, И. А. Володина, И. Ю. Головинова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. № 10 (200). – С. 9-13.
  3. Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп в контексте прохождения элективных дисциплин по физической культуре / А. А. Федякин, Ю. А. Васильковская, Л. В. Малыгина, Ю. А. Тумасян // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 10 (164). – С. 333-336.

Интересная статья? Поделись ей с другими: