УДК 377

Организационно-психологические подходы
к обучению взрослого населения по программам среднего профессионального образования с применением дистанционных технологий

Хохлова Тамара Петровна – кандидат педагогических наук, заведующий отделением дистанционного обучения Омского авиационного колледжа им. Н.Е. Жуковского

Новикова Елена Витальевна – методист отделения дистанционного обучения Омского авиационного колледжа им. Н.Е. Жуковского

Аннотация: Правительством России принята Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», которая предполагает формирование и модернизацию трудовых ресурсов на среднесрочный период (до 2030 года). Выполнение ее непосредственно связано с наличием на предприятиях квалифицированных кадров, способных обеспечить новое качество труда. Для осуществления подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики необходимо в том числе выстроить эффективную систему освоения программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программ подготовки специалистов среднего звена.

Ключевые слова: обучение, подготовка, население, специалист.

Согласно Федеральному Закону от 29.12.2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», именно система среднего профессионального образования (далее – СПО) призвана заниматься подготовкой квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, столь необходимых современному производству.

Такая подготовка является частью системы непрерывного образования, которая включает обучение студентов с повышением образовательного уровня (от дошкольного до послевузовского) и без повышения образовательного уровня (профессиональное обучение и дополнительное образование).

В настоящее время профессиональные образовательные организации системы среднего профессионального образования – это многоуровневые, многопрофильные учебные заведения, реализующие широкий спектр непрерывных интегрированных образовательных программ общего, начального, среднего и дополнительного профессионального образования, реализуемых в том числе с применением дистанционной образовательной технологии (ДОТ).

Российское профессиональное образование финансируется главным образом из средств бюджета. Омские профессиональные образовательные организации не являются исключением, однако Министерство образования Омской области проводит последовательную политику стимулирования данных

организаций к увеличению объемов привлечения внебюджетных средств главным образом путем обучения взрослого населения по программам среднего профессионального образования с применением ДОТ. В настоящее время профессиональные образовательные организации обладают высоким уровнем экономической самостоятельности. Они самостоятельно заключают договоры на выполнение услуг и различные закупки, планируют результаты своей внебюджетной деятельности.

Основой организации обучения взрослого населения является его мотивированность. При наличии мотивации строить процесс обучения гораздо легче. Вместе с тем это предполагает и большую ответственность. В начале обучения должен быть четко обозначен результат (достигаемая цель), чему конкретно в рамках данной специальности должен научиться студент (новые компетенции, новые возможности трудоустройства и т. д.). Кроме четко обозначенной цели, необходимо указать траекторию ее достижения, которая должна быть отражена в программе обучения.

Для обучения взрослого населения должен быть представлен широкий выбор видов деятельности студентов, осваивающих профессиональные образовательные программы с использованием средств ДОТ: лекционные занятия онлайн и в записи, консультации, практическое обучение, самостоятельная работа. При этом выбор видов деятельности не должен быть строго регламентирован преподавателем. Являясь ключевой фигурой образовательного процесса, студент сам выбирает траекторию обучения, последовательность изучения дисциплин, входящих в состав образовательной программы, режим прохождения практик (концентрированно или распределенно). Таким образом, основной целью обучения взрослых людей является достижение конечного результата (т. е. освоение конкретной специальности, определенного вида деятельности), в котором заинтересован сам студент, следовательно, он самостоятельно контролирует и осуществляет процесс обучения.

В связи с этим перед началом и в процессе обучения студент, принявший решение обучаться по программе СПО с применением дистанционной технологии, должен:

  • согласовать возможность, объем и сроки обучения по конкретной специальности с методистом. Согласованность заключается в выявлении базовых знаний студента с применением контрольно-оценочных средств и определении ожидаемого результата обучения;
  • посещать занятия (вебинары), на которых рассматриваются основные теоретические и организационно-разъяснительные вопросы;
  • составить график консультаций (в т. ч. получаемых дистанционно);
  • посещать консультации (индивидуальные и/или групповые) в соответствии с составленным графиком;
  • обязательно освоить теоретический материал по дисциплинам и МДК, а также выполнить предложенные практические задания;
  • обязательно пройти практическое обучение (учебные и производственные практики) и предоставить отчеты по ним;
  • обязательно в установленные сроки пройти промежуточный контроль с использованием контрольно-оценочных средств; при успешном прохождении промежуточной аттестации и выполнению учебного плана в полном объеме студент допускается к государственной итоговой аттестации.

Для успешного осуществления деятельности студента преподавателем должна быть проделана большая предварительная работа, которая включает:

  • анализ требований федерального государственного образовательного и профессионального стандартов, квалификационных требований для определения компонентов образовательной программы в рамках избранной специальности;
  • разработку рабочих программ для отдельных компонентов учебного плана, программ практического обучения конкретным видам деятельности, в которых поэтапно расписано, как научиться выполнять указанный вид деятельности;
  • разработку методических рекомендаций по выполнению заданных видов деятельности и компетенций;
  • составление перечня рекомендуемой литературы;
  • разработка контрольно-оценочных средств по каждому виду деятельности.

В процессе обучения студентов методисты и преподаватели выполняют в основном организационно-консультативные функции, которые заключаются в следующем:

  • в выяснении базового уровня подготовки с применением контрольно-оценочных средств специального назначения (на данном этапе – для определения времени и объема подготовки);
  • в проведении занятий (лекций в форме вебинаров) установочного характера (основные теоретические и организационно-разъяснительные вопросы), в составлении графика учебного процесса;
  • в проведении консультаций (индивидуальных и/или групповых) в соответствии с составленным графиком в дистанционном режиме;
  • в проведении промежуточного контроля результатов освоения компетенций по конкретному виду деятельности;
  • в подготовке документации для проведения квалификационного экзамена и проведения государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы с выдачей диплома государственного образца и присвоением студенту соответствующей квалификации.

Выполнение данных функций преподавателем невозможно без сотрудничества с работодателями. Приступая к работе над комплектом документов по той или иной основной профессиональной образовательной программе, преподаватель должен иметь полное представление о содержании специальности и уметь ориентироваться на требования работодателя. Для этого работодатели должны быть вовлечены в процесс подготовки специалистов, то есть они обязаны:

  • предоставить профессиональный стандарт и/или квалификационные требования для освоения специальности / рабочей профессии с учетом имеющегося на предприятии оборудования и материалов;
  • участвовать в разработке контрольно-оценочных средств для выявления уровня освоения студентами конкретных видов деятельности, предусмотренных ФГОС по избранной специальности;
  • участвовать в проведении государственной итоговой аттестации студентов по избранной специальности с выдачей диплома о среднем профессиональном образовании и присвоением соответствующей квалификации.

Согласно Закону об образовании в РФ, образовательные программы СПО реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в различных формах обучения с применением / без применения дистанционных образовательных технологий, а также в форме самообразования.

Профессиональная ориентация в рамках партнерских отношений учреждений СПО и предприятий (организаций) заключается в следующем:

  • в предоставлении ПОО сведений о специальностях и профессиях, востребованных на предприятии (организации);
  • информирование и психологическая подготовка студентов к постоянно изменяющимся условиям трудовой деятельности;
  • в консультировании руководства подразделений предприятия при подборе кадров.

Основой организации обучения взрослого населения по программам СПО является его мотивированность. При наличии мотивации строить процесс обучения гораздо легче. Вместе с тем это предполагает и большую ответственность. В начале обучения должен быть четко обозначен результат (достигаемая цель), чему конкретно в рамках данной специальности должен научиться студент (виды деятельности, компетенции, функции и т. д.). Кроме четко обозначенной цели, необходимо указать траекторию ее достижения, которая должна быть отражена в основной профессиональной образовательной программе, которая включает в себя такие основные компоненты, как учебный план и рабочие программы учебных дисциплин, входящих в состав учебного плана.

На современном этапе, в условиях происходящих в экономике структурных изменений и процессов модернизации и оптимизации на предприятиях, важнейшее значение приобретает повышение образовательного уровня персонала. Потенциал взрослого человека к обучению достаточно высок, вместе с тем взрослый человек осознает значимость и ценность образования, то есть он мотивирован.

Однако необходимо учитывать некоторые особенности обучения взрослых, которые выражаются в личностном подходе. Личностный подход к обучению взрослых предполагает учебную деятельность в общем контексте жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения для развития собственного профессионального потенциала.

Одним из главных аспектов обучения взрослых является мотивация. Мотивация появляется благодаря социальной и профессиональной практике человека, а также желанию данную практику совершенствовать, обрести более высокий социальный статус. Следовательно, задача обучения состоит в том, чтобы обеспечить процесс совершенствования в овладении инструментами трудовой деятельности и наделить взрослого человека навыками управления собственной профессиональной карьерой.

Для наиболее эффективного построения учебного процесса для взрослых необходима четкая постановка цели обучения. Необходимо помнить, что у взрослого человека основным видом деятельности является трудовая, а процесс обучения рассматривается как возможность овладения новыми знаниями, продвижения по карьерной лестнице.

Рассмотренные в настоящей статье предложения по организации и проведению учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов по программам среднего профессионального образования направлены на поиск путей формирования кадрового потенциала, так необходимого современным предприятиям для успешного инновационного развития, – мобильных, способных постоянно повышать свой профессиональный уровень специалистов среднего звена. Именно на это направлена система профессионального образования взрослых людей, организованная на основе возможностей, предоставляемых программными средствами дистанционного обучения, используя которые обучающиеся ощущают свою причастность к инновационным технологиям, техническому и технологическому прогрессу, что является необходимым условием обучения взрослых людей.

Список литературы

  1. Абдикаримова, А.Б., Менлихожаева, С.К. Развитие инновационных процессов в системе среднего профессионального образования [Текст] / А.Б. Абдикаримова, С.К. Менлихожаева // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: научные труды международной научной конференции 14-15 марта 2013 г. Ч. 2. –М., 2013. – С.10-11. – 0,125 пл.
  2. Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения активных методов обучения в системе повышения квалификации / Автореферат дис. канд. пед. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. 2007. – 26 с.
  3. Владыкина Т.А. Толкование норм образовательного права: доктринальная модель и реальность // Право и образование. 2014. № 2. С. 17-20.
  4. Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. 2012, № 9-10. С. 65-67.
  5. Пескова. Е.С Организация самостоятельной работы в учебном процессе / Е.С. Пескова. Г.В. Ерофеева, Е.А. Склярова // Гарантии качества профессионального образования: сборник докладов Международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ. 2011. – С. 173-175.
  6. Проблемы методологии, теории и практики проектирования, согласования и развития государственных образовательных стандартов в системе непрерывного образования. М.: Исслед. центр пробл. качества подготовки спец-ов, 2017. – 142 с.
  7. Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Информационный бюллетень. СПб; Новгород; Псков, 1995. Вып. 5. – 79 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: