УДК 378

Выставочная деятельность в развитии организаторских навыков студентов художественных направлений

Кыбукевич Сергей Сергеевич – преподаватель кафедры социально-художественного образования Сургутского государственного педагогического университета

Аннотация: В данной статье автором рассмотрен процесс обучения студентов художественных направлений, посредством практической деятельности которое создается при организации художественной выставки. Рассмотрены основные задачи различного характера, которые предстоит выполнить обучающимся в своей выставочной деятельности.

Ключевые слова: студент художественного направления, процесс обучения, выставка.

Выставка – неотъемлемая часть процесса обучения студентов художественных направлений. Необходимость включения выставочной деятельности в образовательный процесс обучающихся обосновывается не только широкими возможностями для демонстрации учебных работ, но и формированием организаторских способностей студентов, которое происходит через включение практической деятельности в процессе создания выставочного пространства, организацию художественной выставки и применение системно-деятельностных методов, характерных для управления организационными процессами. Участие студента в выставке, в качестве организатора или художника, предполагает определенный уровень ответственности, возложенный на него и необходимость самостоятельного принятия художественных решений, что способствует обучению расстановке приоритетов, подключению эстетического видения и художественного вкуса, самоорганизации, соблюдению требований и многим другим организаторским навыкам.

Навыки организации – важная компетенция любой профессии, которая обеспечивает создание порядка и структуры в любом виде деятельности [3]. Организаторские навыки включают в себя широкий спектр способностей: рациональное распределение времени, планирование, умение составлять алгоритм действий, разумное использование имеющихся навыков и ресурсов, налаживание межличностных и структурных связи, критическая оценка и анализ разнообразных факторов и использование наиболее эффективных способов для достижения желаемого результата. Данные навыки организации имеют место в любом виде деятельности, и в особенности затрагивают сферу массовых мероприятий, в число которых входят все виды выставок, включая персональные, групповые, художественные, познавательные, музейные и т.д.

Выставка студенческих работ, как наиболее актуальная форма предоставления отчетности о выполненной работе, а также эффективный способ демонстрации своих художественных способностей для самопрезентации и поиска аудитории, является важной частью образовательного процесса и самореализации личности [1, с. 5]. Студенты художественных направлений используют персональные и групповые выставки в качестве специфической формы подачи художником собственных работ, а организация выставки в образовательной среде помогает студенту взглянуть на собственную творческую деятельность под другим углом. Ведь организация выставки требует, как творческого, так и систематического и стратегического подхода.

Набор основных задач различного характера, который предстоит выполнить обучающимся в своей выставочной деятельности, определяет классический алгоритм организации выставки [2, с. 4], в который входит:

  1. Определение цели, задач и аудитории выставки. Это фундаментальные категории, определяющие образ желаемого результата, составляющие выставочного пространства и характер экспонатов.
  2. Выбор места проведения. Выставочное пространство должно соответствовать тематике выставки, ее масштабам и атмосфере, обладать доступностью для целевой аудитории и необходимым материально-техническим обеспечением.
  3. Составление бюджета. Данный этап организации выставки характеризует затраты на аренду помещения, маркетинговую кампанию, материалы и оборудование. В рамках образовательных учреждений подобные аспекты не являются обязательными, однако, дополнительные средства, которые обучающийся желает реализовать за свой счет (раздаточный материал, предметы интерьера, декоративное оформление и т.п.) требуют расчета средств на необходимые ресурсы.
  4. Разработка графика. Выставка требует тщательной подготовки и своевременного выполнения всех задач, необходимых для ее организации. Грамотное распределение временного ресурса крайне важно, чтобы к поставленному сроку успеть осуществить монтаж выставки, организовать пространство для посещения, запустить эффективную маркетинговую кампанию и осуществить все остальные этапы подготовки.
  5. Создание макета выставки. Планирование визуальной составляющей выставочного пространства предполагает определение расположения стендов, экспозиций, зон и других составляющих выставочной площадки. При его разработке важно учитывать удобство навигации, доступность и обозримость помещения.
  6. Набор экспонентов (в случае групповой выставки) и выставочных работ. Отбор работ для выставки осуществляется по различным критериям, самый важный из которых – соответствие тематике выставки и целевой аудитории. Для удобства организации отбора создается форма регистрации участников с предоставленными требованиями и правилами.
  7. Продвижение выставки. Этап предполагает разработку комплексного маркетингового плана по продвижению выставки среди целевой аудитории, с помощью актуальных для нее каналов передачи информации.
  8. Монтаж выставки. На данном этапе происходит подготовка выставочного пространства: установка стендов, экспонатов с информацией об авторах и другого необходимого оборудования согласно разработанному макету выставки.
  9. Проведение выставки. Основной этап, на котором реализуется управление выставочными процессами, контроль посещаемости, оперативное решение возникающих проблем и обеспечение бесперебойной работы мероприятия.
  10. Рефлексия. Обратная связь – эффективное средство проведения анализа и оценки выставки, а также необходимое условие совершенствования организаторских навыков и будущей выставочной деятельности.

Важно отметить, что ключевые шаги, которые необходимо соблюдать в процессе организации художественной выставки задействуют не только организационные, но и творческие процессы, которые предполагают самостоятельное принятие обучающимися следующих решений:

  • определение тематики выставки, места и времени проведения;
  • подбор участников и работ для демонстрации в рамках выставки;
  • оформление помещения выставки, дополнительных материалов и др.

За счет выполнения подобных задач, стоящих перед обучающимися в процессе выставочной деятельности, происходит развитие следующих организационных навыков, значимых для студентов не только с точки зрения организации, но и с точки зрения художественной деятельности:

  1. Планирование и формирование структуры выставки включает в себя выбор темы выставки, определение сроков выполнения различных задач, необходимых ресурсов, места проведения и т.д. Оценка всех составляющих выставочного процесса позволяет художнику-организатору выставить свои или чужие работы в наиболее выгодном положении и создать условия, с помощью которых они будут замечены и оценены.
  2. Развитие аналитических способностей, оценочных суждений и художественного вкуса происходит за счет необходимости определять критерии отбора выставочных образцов. Предметом глубокого анализа, в данном случае, зачастую становятся: оригинальность идеи и центрального образного, владение художественным материалом, композиционное решение, завершенность сюжета, и, конечно, соответствие работы тематике выставки. Для того, чтобы оценивать работы по данным критериям, необходимо владеть определенным уровнем знаний и уметь использовать накопленный опыт.
  3. Коммуникация и сотрудничество в процессе организации выставки (в особенности, групповой), помогают наладить связи с командой людей, обладающих различными навыками и опытом. В процессе сотрудничества с членами команды и координации их действий, организатор выставки обменивается опытом с людьми и пополняет насмотренность, усваивает различные взгляды на творческий продукт и получает возможность перенять те навыки, которые считает полезными.
  4. Внимание к деталям и художественный вкус в процессе управления ресурсами выставки обеспечивают эффективную работу всех ее аспектов. Нельзя упускать ни единый фактор, повышающий интерес аудитории к выставочным экспонатам: последовательность расположения работ, стилистические решения выставочного пространства, оборудование, создающее дополнительные условия, оказывающие эмоциональное воздействие на зрителя и многое другое – все это требует художественного видения и внимания, которое обеспечивает привлечение нужной аудитории и повышает ее заинтересованность.

Таким образом, все, накопленные в процессе обучения, навыки анализа художественных произведений, знания о средствах и методах творческого процесса, коммуникативные способности, развитый вкус, художественное видение т.д. применяются в деятельности по организации выставки, в процессе которой входят в активное взаимодействие с организаторскими умениями и помогают в их развитии. Выставочная деятельность является эффективным средством развития организаторских навыков у студентов художественных направлений, которые, в процессе организации, учатся основным навыкам управления через создание доступной среды для демонстрации собственных работ. В данном процессе выставка является синтезом творческих, художественных и организационных решений, повышающих общий уровень представлений студентов как об изобразительном искусстве, так и о способах, средствах и алгоритмах его распространения.

Список литературы

  1. Андреева И. В. Технологии выставочной деятельности: учеб. пособие. – Челябинск: изд. ЧГИК, 2018. – 205 с.
  2. Бердышев С. Н. Организация выставочной деятельности: учеб. Пособие. – М.: Дашков и К, 2010. – 228 с.
  3. Тихомиров А. М. Организационные навыки, которые ценят работодатели, с примерами [Электронный ресурс] // Бизнес-портал Ardma.net: сайт. – URL: https://ardma.net/razvitie/liderstvo/produktivnost/organizatsionnyye-navyki/ (дата обращения: 09. 03. 2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: