УДК 37.0

Применение элементов техники body percussion на уроках музыки и во внеурочной деятельности как средство развития музыкально- ритмических способностей и двигательной координации детей

Аюбова Наталья Александровна – учитель музыки Погореловской средней общеобразовательной школы Корочанского района Белгородской области

Аннотация: В данной статье рассматривается развитие музыкально- ритмических способностей и двигательной координации детей на уроках музыки и внеурочных занятиях, посредством применения техники body percussion.

Ключевые слова: здоровьесбережение ритм, музыкально-ритмические способности, координация движений, body percussion.

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но также актуальным на сегодня является вопрос укрепления и сохранения здоровья детей.

В настоящее время остро стоит проблема гиподинамии. У многих детей наблюдается низкая двигательная активность, у них недостаточно сформирована ориентировка в пространстве, нарушена координация движений, слабо развита общая моторика. Наблюдая за своими учениками, которые проводят большое количество времени в статичной позе, я заметила у них увеличение тревожности, повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональную неустойчивость.

Считаю, что именно двигательная активность –основа психического и физического здоровья человека в информационном обществе. Движение есть смысл жизни, а закон движения – это ритм. Нарушение же ритма жизни ведет к ухудшению здоровья любого человека.

Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, биение сердца, перемена от радости к печали и обратно, возникновение и исчезновение мыслей, - вся работа ума демонстрирует ритм. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, создает хаотичность, и от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям, зависит наше физическое и психическое самочувствие, мировоззрение и эмоциональная гибкость.

В своей педагогической деятельности я использую как традиционные формы здоровьесберегающих технологий (вокалотерапия, логоритмика, музыкотерапия) так и инновационные. В настоящий период самой доступной, результативной и простой в применении моей практике стала техника «Боди перкашн».

Восприятие звуков и музыки нашим телом может показаться простым занятием, но на самом деле оно обладает большим терапевтическим эффектом, т.к. задействует различные ресурсы нервной системы.

Применение данной техники в образовательном процессе позволяет улучшить взаимодействие полушарий, а значит и процессы, за которые они отвечают. Синхронизируется и улучшается память, внимание, речь, пространственное представление, моторика, снижение утомляемости.

Поэтому эту технику можно и даже нужно использовать абсолютно в любых предметных областях, на любом этапе урока, во внеурочной деятельности.

 «Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф. Он был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации и заложил основу этого направления.

Отечественными последователями принципов музыкальной педагогики Карла Орфа были такие педагоги, как Н.А. Ветлугина, А.И. Буренина, Т.Э. Тютюнникова.

Вы когда-нибудь начинали непроизвольно топать ногой, хлопать в ладоши или шлепать себя по бедрам, отдавшись ритму любимой мелодии? Это и есть перкуссия тела (body percussion) – самая древняя форма музыки, вдохновленная нашим сердцебиением, пульсацией крови и дыханием. Сегодня игра ритмов на собственном теле стала целым направлением искусства и терапии.

“Body percussion” (с лат. звучащие жесты). Основных элементов «звучащих жестов» четыре: хлопки, шлепки, щелчки и притопы.

  1. На уроках музыки и на внеурочных занятиях мы создаем с обучающимися музыкальные тематические зарисовки. Импровизируя и выражая свое состояние с помощью движения и голоса, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала и чувства коллективного единения.
  2. Элементы техники Body percussion использую при исполнении вокальных произведений, например, канон «Братец Яков». Это способствует активизации мыслительной деятельности во время пения, и автоматизации исполнения мелодии (свободы в пении), развивает чувство метроритма.
  3. Также применяю звучащие жесты для отработки чистоты произнесения звуков в скороговорках, отработки дыхания, а также создания у детей радостного настроения. Уупражнения формируют пластичность движений, умение владеть своим телом, что позволяет увеличить двигательную активность у учащихся в непринужденной форме. «БОДИ ПЕРКАШН» возможно использовать абсолютно на любых уроках в качестве физкультминуток, например, разработанная мной ритмическая минутка «Часики» для детей 7-12 лет.
  4. Также эту технику я использую на динамических переменах для психологической и физической разрядки после учебной нагрузки.

Результатом моей педагогической деятельности является распространение опыта. Эту технику я рекомендовала своим коллегам на педагогическом совете нашей школы, теперь они успешно используют ее в своей работе.

Важным аспектом результативности использования техники боди перкашн в учебно-воспитательном процессе является диагностика уровня развития психоэмоциональной сферы школьников проведенная совместно с психологом нашей школы.

Для диагностики использовались две методики: «Зрительно-аналоговая шкала для оценки состояния тревоги» и диагностика самочувствия, активности, настроения обучающихся, основанная на методике «Градусник».

 Проведенные диагностики демонстрируют повышение уровня психоэмоционального состояния учащихся в экспериментальном классе по сравнению с прошлым годом обучения: уровень тревожности понизился с 61% до 34%; Результаты диагностики по методике «Градусник» свидетельствует о повышении эмоционального состояния: уровень положительного настроения поднялся на 32%, а отрицательного и безразличного снизился с 64% до 42 % на 22%.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по использованию техники боди перкашн как средства укрепления психоэмооциональных состояний детского организма, снятию стрессов, усталости и других негативных состояний.

Считаю, что эта технология, безусловно, интересна и продуктивна, т. к. позволяет сделать любой урок интересным и динамичным. Дети естественны, раскованны и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка.

Список литературы

  1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
  2. Вейс П. О методике ритмического воспитания в первом классе общеобразовательной школы: сборник статей / П. Вейс // Вопросы методики музыкального воспитания детей. – М.: Музыка, 1975. – С. 3-50.
  3. Гарифуллина Р.Н. Музыкальное направление – бодиперкуссия: Режим доступа: https://multiurok.ru/files/muzykal-noie-napravlieniie-bodi-pierkussiia.html]
  4. Звучащиежесты (Body percussion). http://meta-music.ru/method/zvuchashchie-zhesty-body-percussion.
  5. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-4 классы авторы. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017 (Школа России).

Интересная статья? Поделись ей с другими: